Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СтройСервис" на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства РСО-Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания") и уполномоченного органа - Управления РСО-Алания о проведении закупок для государственных нужд при проведении запроса предложений N0310200000318001483 на поставку комплекта искусственного покрытия для футбольного поля для специализированной детской юношеской школы в с.Чикола РСО-Алания (далее - Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
29 июня 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Запроса предложений.
Заявитель считает, что документация для проведения Запроса предложений не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе Заявитель указал, что:
1. На основании п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе документация на проведение запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Главой 10 Документации Заказчиком установлены следующие критерии: цена контракта (стоимостный критерий оценки), величина значимости критерия 60% и Квалификация участников закупки (нестоимостный критерий оценки), величина значимости критерия 40%.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик при проведении Запроса предложений применил критерии оценки, установленные как п.1 ст.32 Закона о контрактной системе, так и пунктом 4 Постановления Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 г. "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Правила), соответственно, в силу пункта 11 Правил Заказчик должен был определять значимость для стоимостных (цена контракта) и нестоимостных (опыт участника по успешной поставке товара) критериев оценки заявок в соответствии с приложением к Правилам.
По мнению Заявителя, в порядке оценки по указанному выше критерию отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанному показателю, так, например, при предоставлении сведений об исполненном контракте с суммой равной 21 % НМЦК и о исполненном контракте с суммой равной 40% НМЦК комиссией присваивается одинаковое количество баллов (50 баллов), что нарушает пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 11 Правил Заказчик должен был определять значимость для стоимостных (цена контракта) и нестоимостных (опыт участника по успешной поставке товара) критериев оценки заявок в соответствии с приложением к Правилам.
Согласно наименованию объекта закупки и выбранному Заказчиком коду по ОКПД 2 объектом закупки является поставка товара.
В соответствии с приложением к Правилам минимальная значимость стоимостных критериев оценки при оценке заявок на поставку товара должна быть 70% (вместо установленных 60%), максимальная значимость для нестоимостных критериев - 30% (вместо установленных 40%).
Учитывая изложенное, Заказчиком в нарушение пункта 11 Правил неверно установлена значимость для стоимостных (цена контракта) и нестоимостных критериев оценки заявок, что, по мнению Заявителя, может привести к неправомерному определению коэффициентов значимости критериев, используемых при расчете рейтинга участников по каждому критерию оценки заявки, и, как следствие, неправильному расчету баллов участников по итоговому рейтингу заявки, что также является нарушением пункта 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 12 статьи 83 Закона о контрактной системе, после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, запрос предложений завершается, всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.
Запрос предложений завершается 02.07.2018 г. А срок подачи окончательных предложений установлен заказчиком 03.07.2018 г. 12:00.
В соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Рабочий день в Управлении РСО-Алания согласно сведениям с официального сайта завершается в 17.00, то есть, установленное Заказчиком время приема окончательных предложений в Запросе предложений до 12 часов 00 минут, противоречит требованиям части 12 статьи 83 Закона о контрактной системе.
ГКУ "УКС РСО-Алания" в объяснении по существу жалобы указало, что:
1. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливаются следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Пунктом 8 Правил установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Пунктом 12 Правил установлено при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять критерии оценки, предусмотренные пунктами 4 и 5 Правил. В этом случае Заказчик с учетом положений пунктов 9 и 10 Правил вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные пунктами 4 и 5 Правил критерии оценки, их величины значимости, а также вправе не применять установленные приложением к настоящим Правилам предельные величины значимости критериев оценки.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил.
Таким образом, согласно ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе и п.12 и п.13 Правил при проведении запроса предложений Заказчик вправе не применять предусмотренные ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные приложением к Правилам предельные величины значимости критериев оценки.
Критерии оценки заявок и их величины значимости установлены Заказчиком в Запросе предложений правомерно, по своему усмотрению, а именно:
- Цена контракта - величина значимости критерия - 60%;
- Квалификация участника закупки - величина значимости критерия - 40%.
2. Согласно Правилам к нестоимостным критериям оценки относятся:
1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
По мнению Заказчика, критерий "Квалификация участника закупки", установленный в Запросе предложений, не является идентичным критерию, предусмотренному Правилами, который включает в себя следующее "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", следовательно выводы заявителя о том что Заказчиком был применен критерий по Правилам недостоверен.
При установлении величины значимости критериев оценки Заказчик руководствовался ч.2 ст.32 Закона о контрактной системе и п.12 и п.13 Правил, определяющих исключения для такого способа закупки как Запрос предложений и позволяющий Заказчику не применять предусмотренные ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе, пунктами 4 и 5 Правил критерии оценки заявок, устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также не применять установленные приложением к Правилам предельные величины значимости критериев оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки, для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В связи с тем, что действующим законодательством не определен, способ раскрывающий содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающий особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям, в том числе для Запроса предложений, Заказчик вправе использовать любой по своему усмотрению способ: формулу расчета количества баллов или шкалу предельных величин значимости показателей оценки.
В данной закупке в целях оценки заявок участников закупки установлена соответствующая Закону о контрактной системе и Правилам шкала оценки и количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателей критерия оценки, предложенное участником закупки:
Наименование показателя |
Шкала оценки |
Значение в баллах |
Коэффициент значимости критерия |
Итоговый рейтинг * |
Опыт участника по успешному выполнению работ - оценивается на основе представленных участником закупки сведений о стоимости (в рублях) одного исполненного государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ за последние 3 (три) года, предшествующие дате опубликования извещения о проведении запроса предложений, подтвержденных представленными в составе заявки копией одного государственного контракта и копиями актов выполненных работ |
Свыше 60 % от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
100 |
0,4 |
40 |
Более 40 % до 60 % включительно от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
70 |
28 |
||
Более 20 % до 40 % включительно от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
50 |
20 |
||
От 10 % включительно до 20 % включительно от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
20 |
8 |
||
Менее 10 % от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
0 |
0 |
3. Запрос предложений завершается 02.07.2018 г. в 10 часов 30 минут.
Таким образом, течение двадцати четырех часов начинается после 10 часов 30 минут 02 июля 2018 года, т.е. после наступления события, которыми определено его начало (ст.191 ГК РФ).
В данном случае, по мнению Заказчика, событие определяющее начало срока - это срок завершения Запроса предложений - 02.07.2018 в 10 час.30 мин. т.к. дата проведения Запроса предложений предполагает назначение и времени когда он завершается.
Истечение двадцати четырех часов после 02.07.2018 г в 10 часов 30 минут наступает в 10 часов 30 минут 03 июля 2018 года.
Срок подачи окончательных предложений установлен Заказчиком 03.07.2018 г. в 12:00, т.е. срок установленный Заказчиком превышает двадцати четырех часовой срок предусмотренный для приема окончательных предложений.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 25 июня 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение о проведении запроса предложений N0310200000318001483 на поставку комплекта искусственного покрытия для футбольного поля для специализированной детской юношеской школы в с.Чикола РСО-Алания и Документация о проведении указанного запроса предложений, утвержденная 22.06.2018 года ГКУ "УКС РСО-Алания" (далее - Документация о проведении запроса предложений).
Согласно п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений Заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе, при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно ч. 11 ст. 83 Закона о контрактной системе, все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений.
Заказчик в Документации о проведении запроса предложений установил следующие критерии оценки заявок:
- цена контракта - величина значимости 60%;
- квалификация участника закупки - величина значимости критерия - 40 %.
При том, для определения количества баллов по критерию "квалификация участника закупки" в Документации о проведении запроса предложений установлен подкритерий опыт выполнения строительно-монтажных работ, который оценивается на основе представленных участником закупки сведений о стоимости исполненных контрактов, согласно следующей шкале:
Наименование показателя |
Шкала оценки |
Значение в баллах |
Коэффициент значимости критерия |
Итоговый рейтинг * |
Опыт участника по успешному выполнению работ - оценивается на основе представленных участником закупки сведений о стоимости (в рублях) одного исполненного государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ за последние 3 (три) года, предшествующие дате опубликования извещения о проведении запроса предложений, подтвержденных представленными в составе заявки копией одного государственного контракта и копиями актов выполненных работ |
Свыше 60 % от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
100 |
0,4 |
40 |
Более 40 % до 60 % включительно от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
70 |
28 |
||
Более 20 % до 40 % включительно от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
50 |
20 |
||
От 10 % включительно до 20 % включительно от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
20 |
8 |
||
Менее 10 % от НМЦК (округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления) |
0 |
0 |
Таким образом, Документация о проведении запроса предложений соответствует требованиям ч. 2 ст. 32 и п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 12 ст. 83 Закона о контрактной системе, после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, запрос предложений завершается, всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.
Согласно пункту 10 Информационной карты Документации о проведении запроса предложений и извещению о проведении запроса предложений, запрос предложений назначен на 2 июля 2018 года в 10 часов 30 минут, при этом, в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, дата и время вскрытия конвертов с окончательными предложениями, состоится 03.07.2018 года в 12 часов 00 минут.
В соответствии с ч. 1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
То есть, установленное в Извещении о проведении запроса котировок время приема окончательных предложений в Запросе предложений - 12 час. 00 мин., противоречит требованиям ч. 12 ст. 83 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица Управления РСО-Алания по определению содержания извещения о проведении Запроса предложений с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 83 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СтройСервис" на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства РСО-Алания" и уполномоченного органа - Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд при проведении запроса предложений N0310200000318001483 на поставку комплекта искусственного покрытия для футбольного поля для специализированной детской юношеской школы в с.Чикола РСО-Алания.
2. Признать в действиях уполномоченного органа - Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд нарушение части 12 статьи 83 Закона о контрактной системе при проведении Запроса предложений.
3. Ввиду того, что выявленное нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не повлияло на результаты определения подрядчика, Управлению РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА208-07/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 июля 2018 г. N А208-07/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2018