Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "Химпром-органик" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку многокомпонентного противогололедного материала и моющего средства для нужд Краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (изв. N 0156200009918000141),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009918000141 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку многокомпонентного противогололедного материала и моющего средства для нужд Краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования.
Подробное` описание` объекта` закупки` указано` в` Приложении` 2` "Техническое` задание` (Спецификация)",`в` Приложении` 3` "Проект` контракта" (п. 2 раздела 4 информационной карты аукционной документации) (далее - Техническое задание, ТЗ).
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке противогололедного материала и моющего средства для нужд Краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края.
В связи с изложенным выше, учитывая, что Законом о закупках предусмотрено самостоятельное формирование Заказчиком описание объекта закупки и установление требований к товару, исходя из собственной потребности, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы относительно нарушения требований законодательства при установлении требований к товарам, не подлежат удовлетворению.
В отношении довода о том, что условие о поставке в рамках одного контракта противогололедного материала и моющего средства является неправомерным ввиду наличия различных химических составов и функциональности Комиссия отмечает, что закупаемые товары имеют единую сферу применения, единое целевое назначение и способ применения, а также взаимосвязаны между собой.Кроме того, технологии применения закупаемого товара предусматривают подготовительную стадию к зимнему сезону путем обработки дорожного полотна моющим средством в целях более эффективного применения ПГМ и завершающую стадию после зимнего сезона (п. 4.5.7 распоряжения Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах". Доказательства обратного в материалы жалобы не представлено.
В отношении решения Пермской городской Думы, на которое ссылается Заявитель, Заказчик пояснил, что указанное решение применяется к городской территории, а Заказчик осуществляет полномочия в сфере дорожной деятельности и транспорта на территории Пермского края.
Таким образом, нарушений в действиях Заказчика Закона о закупках Комиссия не усматривает.
Заявитель также полагает, что Заказчиком в Техническом задании неправомерно включено требование о наличии на поставляемый товар действующего (положительного) заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня для противогололедного материала.
Представитель Заказчика пояснил следующее. Пунктом 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) предусмотрено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что закупаемый товар может оказывать негативное влияние на окружающую среду путем воздействия на элементы природной городской среды и инженерной архитектуры.
Статья 3 Закона N 174-ФЗ экологическая экспертиза основывается, в том числе на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является, в том числе реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы (п. 6 ст. 30 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, правовым опровержением вышеуказанной презумпции является получение подтверждения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Следовательно, Заказчику для применения противогололедных материалов требуется получение подтверждения наличия такого заключения. Иного не доказано.
Как следствие, на основании изложенного довод Заявителя не подлежит удовлетворению.
Податель жалобы также полагает, что пунктом 6 Технического задания установлен ряд требований, которое не соответствуют показателям принятых к использованию ПГМ для борьбы с зимней скользкостью на дорогах общего пользования и тротуарах согласно ОДН 218.2.027-2003.
Из письменных дополнительных пояснений Заказчика следует, что ОДН приняты и введены в действие распоряжением Минтранса России от 16.06.03, которое официально не опубликовано и не имеет юридической силы, носит рекомендательный характер. Довод Заявителя о чрезмерности установления требований к характеристикам ПГМ в отношении массовой доли нерастворимых в воде веществ в растворе, массовой доли растворимых солей раствора, массовой доли влаги в гранулах, массовой доли раствора, Заказчик пояснил, что указанные показатели установлены исходя из его потребности, что Заказчик руководствовался, в том числе следующими актами: ГОСТ 33387-2015, ОДН 218.2.027-2003, Постановление Правительства Москвы от 10.04.2007 г. N 242-ПП.
Также представитель Заказчика пояснил, что Заявитель ошибочно констатирует наличие только двух видов состояния химического ПГМ (твердое и жидкое) ввиду следующего. Пункт 5.4 распоряжения Минтранса России от 16.06.2003г.N ОС-548-р устанавливает следующие виды ПГМ: твердый, жидкий, смоченный. С целью снижения расхода твердых химических ПГМ их смачивают растворами солей с пониженной точкой замерзания. Такие ПГМ называют "смоченные соли". Иного не доказано.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Химпром-органик" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку многокомпонентного противогололедного материала и моющего средства для нужд Краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (изв. N 0156200009918000141) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 июля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2018