Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сафиуллиной,
при участии представителей:
РГАЭ: Рудаковой О.С., Салтыкова С.В., Убушиева Х.А., Шапошникова С.В.,
ООО "Пульсар": Поронькина И.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Пульсар" (далее - Заявитель) на действия РГАЭ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации схемы электроснабжения с установкой узлов учета, испытательные и пусконаладочные работы (Закупка N0873100001118000002) (далее - электронный аукцион, аукцион) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N ТФ/24007/18 от 22.05.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам:
- п. "Электроды. ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75": "Содержание механических примесей": "Номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня 2.0, 5.0, 3.0; 4.0, 2.5, 6.0 мм. Номинальная длина электрода L (пред. откл. _3) со стержнем из сварочной проволоки, мм 200; 250; 300; 350; 450 мм мм В", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку согласно инструкции участники должны предоставить значения "2.0, 5.0, 3.0 мм" или значения "4.0, 2.5, 6.0 мм" по параметру "Номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня, мм" и предоставить одно значение "200 мм", или "250 мм", или "300 мм", или "350 мм", или "450 мм" по параметру "Номинальная длина электрода L (пред. откл. 3) со стержнем из сварочной проволоки, мм", что будет противоречить требуемому В ГОСТ 9466-75.
- п. "Штанга оперативная ШО-15": "Диаметр не более", что, по мнению Заявителя, является неправомерным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по данному товару при формировании требований к товару допущена техническая ошибка.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил возражения по доводам жалобы и согласился с доводами жалобы Заявителя относительно неправомерности установления требований к вышеуказанным необходимым товарам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к поставке, так например:
п. "Растворитель Тип1. ГОСТ 7827-74": "Класс опасности входящих в состав растворителей (ацетон, толуол, ксилол, бутил-ацетат)".
п. "Лак электроизоляц ионный": "Класс опасности входящих в состав растворителей (толуол, ксилол, уайт-спирит)".
п. "Краски масляные ГОСТ 10503-71": "Пленкообразующее вещество в составе красок".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной изготовленной партии товара. В свою очередь представитель Заказчика также затруднился пояснить, на основании каких нормативных документов и стандартов установлены подобные требования к товарам, так, например, каким ГОСТ регламентируются значения характеристики "Предел прочности при изгибе" для кровати.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой в том числе показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристикам компонентного состава товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В жалобе Заявитель указывает на то, что в нарушение законодательства о контрактной системе Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, которые отсутствуют в локальном сметном расчете, а именно: "Кабель каналы ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 19111-2001", а также в сметной документации, размещенной Заказчиком, отсутствуют работы указанные в Техническом задание п.2 Перечень работ, а именно:
6. Провести ревизию оборудования и устройств автоматики, коммутации и телемеханики, автоматических выключателей, АВР, защитного и рабочего заземления на подстанциях, а также работоспособность и исправность узлов и механизмов ДГУ.
7. По результатам ревизии провести ремонт неисправного оборудования, профилактические работы по устранению неисправностей, а также замену оборудования.
На заседании Комиссией Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в какой части аукционной документации содержится указание на необходимость использования указанных товаров и работ и их объемов при выполнении работ.
Таким образом. Комиссия Управления приходит к выводу, что установление каких-либо требований к данным товарам нарушает п.1 ч.1 ст. 33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества частников закупки.
4. По мнению Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно Заказчик неправомерно объединил в одну закупку выполнение работ по модернизации схемы электроснабжения с установкой узлов учета, испытательные и пусконаладочные работы и разработку проектной документации.
Предметом закупки является выполнение работ по модернизации схемы электроснабжения с установкой узлов учета, испытательные и пусконаладочные работы.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. Строительно-монтажные работы объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства СРО, закреплены в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно Техническому заданию документации необходимо выполнить следующие работы:
1. Разработать проектную документацию по разделу РЗА для подстанций ТП 2 2х630кВа, ЗТП 2х400 кВА на основании ТУ И-17-00-905548/125 от 15 июня 2017 года.
2. Согласовать проектную документацию в Ростехнадзоре, ПАО "МОЭСК" и других заинтересованных организациях.
3. На основании разработанной и согласованной документации выполнить все необходимые мероприятия по устройству (переустройству) релейной защиты для вышеупомянутых ТП.
4. На основании разработанной и согласованной документации по модернизации схемы электроснабжения и установке узлов учета ЭЭ N17-2017 ЭМ и N18-2017ЭМ, установить дополнительное оборудование (ЩАП, узлы учета, автоматические выключатели, трансформаторы тока и др.), переоборудовать существующие секции 0,4 кВ с установкой дополнительных автоматических выключателей согласно принципиальной схеме.
Учитывая приведенное выше, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком объединены в одну закупку как выполнение работ по разработке проектной документации, так и выполнение строительно-монтажных работ.
Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид указанных выше видов работ и товаров, включенных в описание объекта закупки, привлекает к закупке специфический круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных товаров (работ), перечисленных в описании объекта закупки и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в закупке лиц, которые могут выполнить работы по проектированию или строительству, поставить определенный товар, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.
Включение таких работ в предмет одной закупки является нарушением принципа добросовестной конкуренции, предусмотренного ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в описании объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации (Инструкция по заполнению) установлено правило:
- "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "запятая", союза "и", что вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, невозможности формирования заявки, а также об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Пульсар" на действия РГАЭ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии: М.Г. Жуковой
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
К.А. Сафиуллина
Исп. Д.С. Бруев, 8(495)784-75-05 (доб.192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 мая 2018 г. N 2-57-6474/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2018