Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙЦЕНТР" (далее также - ООО "СТРОЙЦЕНТР", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика" (далее также - ГКУ ЯО "Единая служба заказчика", заказчик), директора Миронова М.Г.,
от уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган, департамент), представителя по доверенности Старостиной М.А.,
от оператора торговой площадки, акционерного общества "Электронные торговые системы", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Единая служба заказчика", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" (извещение N 0171200001918000759) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
12.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Единая служба заказчика", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" (извещение N 0171200001918000759) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе не учтены вступившие в законную силу положения постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 которого конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении с 1 июля 2018 года должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта; в то время как в данном случае объем таких работ определен в размере не менее 15 процентов цены контракта, что, по мнению заявителя неправомерно, поскольку заключение государственного контракта приходится на июль 2018 года; в связи с чем общество просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 15.06.2018 (с изменениями от 27.06.2018) размещено извещение N 0171200001918000759 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта
Заказчиком выступило государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 82 895 140,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определены законодателем в статье 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570) установлено, в том числе, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район".
Соответственно, в данном случае на закупку распространяются положения постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, в связи с чем заказчиком и уполномоченным органом в пункте 10 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, а также пункте 6.1.1 раздела 6 "Права и обязанности подрядчика" проекта государственного контракта, пункте 4 приложения N 1 "Техническое задание" к проекту государственного контракта определены следующие требования к порядку выполнения работ, предъявляемые к подрядчику: подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту выполнить отдельные виды работ по строительству объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, в объеме (в совокупном стоимостном выражении) не менее 15 процентов цены государственного контракта.
Возможные виды и объемы* работ по организации завершения строительства дошкольного образовательного учреждения в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно в размере не менее 15 процентов цены государственного контракта без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту:
1. Возведение несущих конструкций
2. Возведение наружных ограждающих конструкций
3. Устройство кровли
4. Фасадные работы
5. Внутренние отделочные работы
6. Устройство внутренних санитарно-технических систем
7. Устройство внутренних электротехнических систем
8. Устройство внутренних трубопроводных систем
9. Устройство внутренних слаботочных систем
10. Установка подъемно-транспортного оборудования
11. Монтаж технологического оборудования
12. Пусконаладочные работы
13. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
14. Устройство наружных сетей канализации
15. Устройство наружных сетей водоснабжения
16. Устройство наружных сетей теплоснабжения
17. Устройство наружных сетей газоснабжения
18. Благоустройство
*объем работ определяется согласно локальным сметным расчетам
Установлено, что документация об электронном аукционе в актуальной редакции утверждена заказчиком и уполномоченным органом 26.06.2017, и размещена вместе с извещением N 0171200001918000759 о проведении электронного аукциона в единой информационной системе 27.06.2018 (то есть до вступления в законную силу положений подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, действие которых начинается с 01.07.2018).
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
При этом частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ прямо определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается (часть 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, поскольку условия, на которых заключается государственный контракт на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" установлены, в том числе извещением N 0171200001918000759 о проведении электронного аукциона (опубликовано 27.06.2018), документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект данного государственного контракта (утверждена 26.06.2018), размещенными в единой информационной системе ранее 01.07.2018, у заказчика не имелось правовых оснований для включения в документацию положений законодательства (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570), не вступивших в законную силу, в связи с чем Комиссия не усматривает в данном случае нарушения требований законодательства о контрактной системе, а, соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙЦЕНТР" (ИНН 7722445322, ОГРН 1187746340044) на действия заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" (извещение N 0171200001918000759) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Гудкевич Е.В. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 июля 2018 г. N 05-02/177Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2018