Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобыООО "Кулинар" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального общеобразовательного учреждения лицей, Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 2, Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 4, Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 16, Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 18, Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 25 с углубленным изучением отдельных предметов, Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 26 (далее - Заказчики), Муниципального казенного учреждения "Управление централизации закупок городского округа Орехово-Зуево" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания обучающихся (извещения N 0848300049018000399, 0848300049018000328, 0848300049018000355, 0848300049018000406, 0848300049018000407, 0848300049018000398, 0848300049018000341 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурсы), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Заказчиками Конкурсов.
По мнению Заявителя,документация о Конкурсах не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, Конкурсамидокументациями, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещения о проведении Конкурсов размещено на Официальном сайте:
по закупке 0848300049018000399 - 09.07.2018;
по закупке 0848300049018000328 - 18.07.2018;
по закупке 0848300049018000355 - 09.07.2018;
по закупке 0848300049018000406 - 09.07.2018;
по закупке 0848300049018000407 - 09.07.2018;
по закупке 0848300049018000398 - 09.07.2018;
по закупке 0848300049018000341 - 18.07.2018;
2) начальная максимальная цена контракта:
по закупке 0848300049018000399 - 2 548 087,50 руб.;
по закупке 0848300049018000328 - 893 932,02 руб.;
по закупке 0848300049018000355 - 1 733 809,00 руб.;
по закупке 0848300049018000406 - 2 008 125,00 руб.;
по закупке 0848300049018000407 - 1 000 072,50 руб.;
по закупке 0848300049018000398 - 966 593,18 руб.;
по закупке 0848300049018000341 - 1 093 668,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок:
по закупке 0848300049018000399 - 30.07.2018;
по закупке 0848300049018000328 - 17.07.2018;
по закупке 0848300049018000355 - 30.07.2018;
по закупке 0848300049018000406 - 30.07.2018;
по закупке 0848300049018000407 - 30.07.2018;
по закупке 0848300049018000398 - 30.07.2018;
по закупке 0848300049018000341 - 17.07.2018;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсах:
по закупке 0848300049018000399 - 07.08.2018;
по закупке 0848300049018000328 - 26.07.2018;
по закупке 0848300049018000355 - 07.07.2018;
по закупке 0848300049018000406 - 07.07.2018;
по закупке 0848300049018000407 - 07.07.2018;
по закупке 0848300049018000398 - 07.07.2018;
по закупке 0848300049018000341 - 26.07.2018;
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно доводу жалоб Заявителя, Заказчиком в Приложении N1 документации о Конкурсах установлены избыточные требования к опыту работы в организации участника закупки.
Согласно пункту 2.1.1 Приложения N1 документации о Конкурсах установлено:
"Наличие в штате кондитера не ниже 3-го разряда (не менее 2х человек) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника".
На заседании Комиссии установлено, что требование к опыту работы установлено исходя из потребностей Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод жалоб Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалоб Заявителя, Заказчиком в документации Конкурсах установлено неправомерное требование о наличие в штате участника закупки ключевых специалистов.
Согласнокритериям и порядку оценки заявок на участие в конкурсах с ограниченным участием установлено:
"2.1 Критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - КВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ) (Rki)
Величина значимости критерия оценки: 40%
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,4
2.1.1. Показатель: Обеспеченность трудовыми ресурсами (НЦБi)
Величина значимости показателя критерия оценки: 70%
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 0,7
Значение показателя и порядок оценки: наличие у участника закупки на дату подачи заявки на участие в конкурсе трудовых ресурсов предлагаемых для оказания услуг, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта, являющегося предметом настоящего конкурса (далее - ключевые специалисты).
В качестве документов, подтверждающих наличие ключевых специалистов и их квалификацию, должны быть представлены:
1. копии трудовых книжек, подтверждающие наличии в штате участника закупки ключевых специалистов.
2. копии документов, подтверждающих сведения о наличии необходимого разряда, квалификации ключевых специалистов, привлекаемых для оказания услуг.
В случае если Фамилия специалиста, указанная в документе не совпадает с Фамилией в трудовой книжке, участник закупки подтверждает смену Фамилии специалиста:
- копией документа на основании которого были внесены изменения, а именно: паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов
- либо на копии документа делается запись о смене фамилии с указанием реквизитов документа (серия, номер, дата выдачи), на основании которого произошли изменения. Запись заверяется участником конкурса и печатью организации.
Ключевые специалисты:
N п/п |
Наименование ключевых специалистов |
Количество баллов |
1 |
Наличие в штате кондитера не ниже 3-го разряда (не менее 2х человек) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника |
10 |
2 |
Наличие в штате поваров не ниже 4-го разряда (не менее 8ми человек) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника |
30 |
3 |
Наличие в штате поваров не ниже 5-го разряда (не менее 1-го человека) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника |
60 |
4 |
Наличие в штате кондитера не ниже 6-го разряда (Не менее 1-го человека) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника и наличие в штате поваров не ниже 5-го разряда (Не менее 1-го человека) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника |
100 |
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса по Форме 2.2, приведенной в Приложении III.
В случае если сведения, содержащиеся в Форме 2.2 заявки участника, не соответствуют сведениям, содержащимся в документах, представленных в качестве подтверждения наличия специалистов, такие специалисты не берутся к оценке.
Все документы, относящиеся к определенному специалисту, должны быть представлены в заявке участника вместе, друг за другом.
Все документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
В случае не предоставления подтверждающих документов или предоставления нечитаемых документов такие специалисты не берутся к оценке.
Информация по специалистам указанная в Форме 2.2, но не подтвержденная документами не принимается к оценке.
Подтверждающие документы на специалиста, не указанные в Форме 2.2 не принимаются к оценке.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупке, присуждаемых предложению по указанному показателю.
2.1.2. Показатель: Деловая репутация участника закупки (КБДi1)
Значимость показателя: 30%.
Коэффициент значимости показателя критерия: 0,3
В рамках показателя оценивается количество грамот, благодарственных писем (далее - благодарственных писем) от муниципальных учреждений за осуществление организации питания за период не менее чем за три года до даты окончания подачи заявок.
Комиссия оценивает деловую репутацию участника закупки по копиям благодарственных писем.
Информация, содержащаяся в благодарственном письме должна содержать положительное мнение учреждения в отношении участника закупки в части осуществления организации питания, организацию выдавшую отзыв и руководителя организации, подписавшего отзыв, в противном случае такой отзыв не будет учтен в целях начисления баллов по данному показателю.
Все документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
Все документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые даты, подписи и печати.
В случае не предоставления подтверждающих документов или предоставления нечитаемых документов такие документы не берутся к оценке.
Порядок оценки: Оценка предложений по показателю производится в соответствии с пунктом 23 Правил оценки по формуле:
КБДi 1 =КЗх100х(Кi/Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки."
При этом, порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателям "Наличие в штате кондитера не ниже 3-го разряда (не менее 2х человек) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника", "Наличие в штате поваров не ниже 4-го разряда (не менее 8ми человек) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника", "Наличие в штате поваров не ниже 5-го разряда (не менее 1-го человека) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника", "Наличие в штате кондитера не ниже 6-го разряда (Не менее 1-го человека) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника и наличие в штате поваров не ниже 5-го разряда (Не менее 1-го человека) с опытом работы не менее 5 лет в организации участника".
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность трудовыми ресурсами", в связи с тем, что предоставление сведений о наличии кондитеров, поваров, состоящих в штате организации участника, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.
Вместе с тем, порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсах и надлежащей инструкции по их заполнению.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3.На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N1 документации о Конкурсах по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено требование о предоставлении грамот, благодарственных писем от муниципальных учреждений за осуществление организации питания за период не менее чем за три года до даты окончания подачи заявок.
При этом, требование о "предоставлении грамот, благодарственных писем от муниципальных учреждений за осуществление организации питания за период не менее чем за три года до даты окончания подачи заявок" неправомерно, так как участникам Конкурсов с ограниченным участием не представляется возможным представить грамоты, благодарственные письма от иных учреждений.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсах и надлежащей инструкции по их заполнению.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кулинар" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченному учреждению нарушение пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дел от 17.07.2018N 07-24-19319эп/18, 07-24-19321эп/18, 07-24-19329эп/18, 07-24-19330эп/18, 07-24-19333эп/18, 07-24-19334эп/18, 07-24-19340эп/18по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 июля 2018 г. N 07-24-19330эп/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2018