Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобуООО "Опт-Снаб" на действия Заказчика - ГУСО ГПОУ "СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)" при проведении электронного аукциона N 0360200021918000006 "Выполнение ремонтно - реставрационных работ (кровля) на объекте культурного наследия регионального значения здания ГПОУ "СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)" по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д.59 (Литер А)",
УСТАНОВИЛА:
25.07.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалобаООО "Опт-Снаб" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГУСО ГПОУ "СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)"при проведении электронного аукциона N 0360200021918000006 "Выполнение ремонтно - реставрационных работ (кровля) на объекте культурного наследия регионального значения здания ГПОУ "СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)" по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д.59 (Литер А) "(далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об аукционе утверждена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
06.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является ГУСО ГПОУ "СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 636 500 ,00 рублей.
Из жалобы заявителя следует, чтоесли в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки лицензии на участие в Аукционе является нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 12 "Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона" документации об Аукционе в частности указано:наличие действующей лицензии, выданной после 27 октября 2017 года, на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" участник закупки должен иметь копию действующей Лицензии Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия РФ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Перечень работ, составляющих деятельность деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Объектом закупки является выполнение ремонтно-реставрационных работ (кровля) на объекте культурного наследия
Согласно п.48 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является лицензируемой.
Предметом аукциона является выполнение ремонтно-реставрационных работ (кровля), для выполнения которых необходима соответствующая лицензия.
Таким образом, включение Заказчиком в Документацию об Аукционе лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не нарушает законодательство о контрактной системе. При этом, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки, в связи с чем довод жалобы является необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик не установил размер штрафа в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1042 от 15.05.2017.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ N 1042 от 15.05.2017 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
В п. 6.3 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения указано:За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Договором, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения Договора, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Договором, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:а) 5 процентов начальной (максимальной) цены Договора в случае, если начальная (максимальная) цена Договора составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно), что составляет 431 825 (четыреста тридцать одна тысяча восемьсот двадцать пять) рублей 00 копеек.
Таким образом, Заказчик установил размер штрафа в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1042 от 15.05.2017, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчикомв п. 5 "Пиломатериал тип N1" приложения N 4 "Требования к материалам" к документации об Аукционеустановлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.5 "Пиломатериал тип N1" приложения N 4 "Требования к материалам" к документации об Аукционе в частности указано:влажность - не должна быть более 22%.
В п. 8 "Электрод тип N2" приложения N 4 "Требования к материалам" к документации об Аукционе в частности указано: временное сопротивление разрыву при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла - не должно превышать 46кгс/мм2.
В п. 9 "Краска тип N1" приложения N 4 "Требования к материалам" к документации об Аукционе в частности указано:огнезащитная эффективность - должна быть до 90 минут.
В п. 16 "Известь тип N1" приложения N 4 "Требования к материалам" к документации об Аукционе в частности указано:непогасившиеся зерна - не должны превышать 20% по массе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.п. б п. 14.1 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:конкретные показатели товара*, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.* Конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету электронного аукциона.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе".
Таким образом, Заказчик, предусмотрев в документации об Аукционе указание конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, которые становятся известны после его производства, допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 31.07.2018 N0360200021918000006-3 на участие в Аукционе было подано 2 заявки, которые были допущены до участия в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результат закупки, в связи с чем предписание об устранении допущенных нарушений решено не выдавать.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Опт-Снаб" на действия Заказчика - ГУСО ГПОУ "СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)" при проведении электронного аукциона N 0360200021918000006 "Выполнение ремонтно - реставрационных работ (кровля) на объекте культурного наследия регионального значения здания ГПОУ "СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)" по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д.59 (Литер А) " обоснованной в части установления неправомерныхтребований к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика ГУСО ГПОУ "СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)"нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 июля 2018 г. N 261-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2018