Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
- Афонин Д.А. |
- |
член комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Прохожевой Н.В. |
- |
представителя ООО "Рустарика" (доверенность от 23.07.2018 N01/18-НН), |
- Сюртуковой Е.А. |
- |
представителя ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ" (доверенность от 23.07.2018 N935), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рустарика" (далее - ООО "Рустарика", заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Воротынская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ", заказчик) при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для обеспечения нужд бюджетного учреждения,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Рустарика" на действия ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку моющих и чистящих средств, номер извещения 0332300062818000021 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представитель заявителя позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержала в полном объёме.
Представитель заказчика с доводами и требованиями, изложенными в жалобе заявителя, согласилась.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 09.07.2018 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку моющих и чистящих средств и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Воротынская центральная районная больница".
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 384 458,30 рублей.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки определено заказчиком в разделе II документации об электронном аукционе.
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) с указанием показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара, работы, услуг потребностям заказчика (максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться) содержатся в пункте 2.1. раздела II документации об электронном аукционе.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России отдельные характеристики закупаемого товара содержат требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а именно:
- позиция "Порошок стиральный автомат". Указан состав с указанием конкретных значений показателей: "5%: фосфаты, силикаты, анионные ПАВ; 3% кислородосодержащий отбеливатель_". Данные значения не соответствуют ГОСТам 32479-2013, 25644-96, в которых указано каким именно образом должна указываться информация на этикетке. Массовую долю компонентов в процентах указывают следующим образом: менее 5%; 5% или более, но менее 15%; 15% или более, но менее 30%; 30% и более". На этикетке не может быть указано число 3%, так как в двух образцах одного и того же стирального порошка не будет одинаковое количество того или иного компонента, так как это сыпучее средство.
Также указано требование к упаковке: "плотный не прозрачный, полиэтиленовый пакет с прорубными ручками, на пакете полиграфическим способом напечатана информация, содержащая полную информацию о товаре (производитель, торговая марка, состав, способ применения, дата изготовления)".
С бумажными этикетками не принимаются! - это требование является излишним, так как никаким образом не влияет на качественные и потребительские свойства стирального порошка, а относится только лишь к красивой упаковке. На качество и свойства порошка влияет его состав, входящие компоненты, но никак не упаковка.
Кроме того, фасовка 5 кг направлена на ограничение конкуренции - в такой расфасовке выпускаются стиральные порошки лишь белорусского производителя ПКФ "Сонца".
- позиция "Стиральный порошок для ручной стирки". В составе указано в том числе: "Фосфаты, фосфонаты_" - эти два компонента не могут быть в составе порошка одновременно, так как имеют схожее действие - усиление действия ПАВ и смягчение воды - и являются взаимоисключающими.
- позиция "Чистящее средство". По совокупности состава и фасовки (конкретно 475 гр.), под данное описание подходит только одно средство "Comet" (475 гр.).
- позиция "Мыло туалетное детское антибактериальное". По совокупности состава, упаковки и фасовки под данное описание подходит только одно мыло туалетное детское "Аистенок" с ионами серебра.
Таким образом, описав изложенным образом объект закупки, заказчик нарушил положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с этим жалоба заявителя признаётся обоснованной.
3) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
В пункте 21 раздела I документации об электронном аукционе заказчиком определены следующие требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Между тем в соответствии с действующим законодательством первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Кроме того, требования к составу второй части заявки (пункта 22 раздела I документации о закупке) также не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком не указано, что декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Таким образом, ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ", установив подобные требования к составу заявки, нарушило положения части 1 статьи 64 и частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4) 17.07.2018 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.07.2018 N0332300062818000022-1.
В соответствии с названным протоколом до окончания указанного в извещении срока подачи заявок (17.07.2018 09:00) на участие в электронном аукционе поступило четыре заявки, которым оператором электронной площадки присвоены номера 13, 20, 75 и 200.
Все участники закупки допущены к участию и признаны участниками электронного аукциона.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной процедуры не выявлено.
20.07.2018 состоялась процедура проведения электронного аукциона, по итогам которой составлен соответствующий протокол. Последнее ценовое предложение сделано участником закупки, подавшим заявку под N13.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 и частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, являются существенными и повлияли на результаты электронного аукциона.
Данные нарушения необходимо устранить путём внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе, что свидетельствует о необходимости выдачи ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ" соответствующего предписания.
Единой комиссии выдаётся предписание об отмене протокола от 17.07.2018 N0332300062818000022-1.
Также выдаётся предписание оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") об отмене протокола проведения электронного аукциона и обеспечения возможности исполнения предписания заказчиком и единой комиссией.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Рустарика" на действия ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку моющих и чистящих средств, номер извещения 0332300062818000022, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 и частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Д.В. Рыжов
Д.А. Афонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 июля 2018 г. N 1583
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018