На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (далее - Аукционная комиссия) АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству лабораторного корпуса в г. Анапа (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0318100056718000015) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении срока выполнения работ.
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлена обязанность исполнителя предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае признания недействительным ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ.
Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 34 928 761,06 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
8) 30.07.2018 заключен государственный контракт N 3917 (номер реестровой записи - 1230810520018000013) с ООО "Кубань-СК" по цене 34 928 761,06 рубль.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении срока выполнения работ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 7 информационной карты документации об Аукционе "Начало выполнения работ - с даты подписания Контракта; окончание работ - до 10.12.2018 года включительно. Выполнение работ - в соответствии с календарным планом строительства".
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта установлены сроки выполнения работы, а именно "Начало работ: дата подписания Контракта; Окончание работ: - до 10.12.2018 года включительно".
При этом, положениями раздела 6 "Проект организации строительства" проектно-сметной документации об Аукционе установлено следующее: "Строительство объекта вести по окончании отопительного сезона. Так как время строительства нулевого цикла 1 месяц при сроке строительства всего объекта 10 месяцев, то строительные работы ведутся только в теплое время года, до начала отопительного сезона".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что пунктом 2.7. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что изменение цены и объема работ допускается в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1705 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". При этом Государственный заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование новых условий Контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения Контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных Контрактом, в связи с чем, указанные положения документации об Аукционе, а также проектно-сметной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлена обязанность исполнителя предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае признания недействительным ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 16.10. проекта государственного контракта документации об Аукционе, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней предоставить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту на тот же срок и на тех же условиях".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что установленное в проекте контракта условие по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, отвечающим требованиям ГОСТ, а именно:
По позиции 28 "Смеси бетонные и бетон" установлено требование к показателю "Марка бетонной смеси по морозостойкости": "не ниже F200", "соответствие ГОСТ 7473-2010 и бетон по ГОСТ 26633-2015", при этом, ГОСТ 26633-2015 не содержит условного обозначения "F200".
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 26633-2015 содержит следующие обозначения в отношении класса и морозостойкости бетона:
"По показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: B3,5; B5; B7,5; B10; B12,5; B15; B20; B22,5; B25; B27,5; B30; B35; B40; B45; B50; B55; B60; B70; B80; B90; B100; B110; B120
- по морозостойкости:
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что в заявке на участие в Аукционе по позиции 28 технического задания документации об Аукционе необходимо указать характеристики товара "бетонная смесь", при этом, согласно пункту 4.3. ГОСТа 7473-2010 "условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с пунктом 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта".
Кроме того, Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что пунктом 4.3 указанного ГОСТ установлены примеры условных обозначений, содержащие, в том числе обозначение "F200".
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших указанные требования в документации об Аукционе, не противоречат положениям ГОСТ.
Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к показателю "Номинальная ширина" товара "Пиломатериалы", а именно "не 75", поскольку, в соответствии с положениями ГОСТ 18288-87 указать конкретные значение ширины необрезного материала невозможно.
Пунктом 18 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Пиломатериалы. Вид пиломатериалов должны быть доски необрезные. Номинальная толщина: 25; 32; 40. Номинальная ширина не 75 мм".
Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что, согласно пункту 21 таблицы 1 ГОСТа 18288-87 "Доска - Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины". Таким образом, установление в документации об Аукционе требований к ширине не 75 мм при номинальной толщине 25; 32; 40 не противоречит положениям ГОСТа и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших указанное требование в документации об Аукционе, не противоречат положениям ГОСТ.
Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товару по позиции 54 "Трубы гофрированные" по показателям "Диапазон рабочих температур", "Климатическое исполнение".
Пунктом 54 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Трубы гофрированные. Диапазон рабочих температур должен быть не менее - 25 °C +60 °C. Климатическое исполнение УХЛ 2. Соответствие ГОСТ 15150-69".
При этом, согласно положениям указанного ГОСТ, для климатического исполнения УХЛ 2 предусмотрены пределы рабочих температур от - 60 °C до +40°C.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки не представляется возможным представить в составе заявки установленную документацией об Аукционе характеристику товара с учетом необходимости ее соответствия ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 78 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования в отношении товара "Прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени": "Диапазон рабочих температур не не менее 35 - 99 °С".
При этом, Уполномоченным органом не представлено доказательств и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом установлены требования к описанию товара "Прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени", позволяющие участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом требования к товару, используемому при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (примечание) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт".
В извещении о проведении Аукциона Заказчиком, Уполномоченным органом также установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, в извещении о проведении Аукциона Заказчиком, Уполномоченным органом установлены две группы работ, предусмотренных примечанием Постановления Правительства N 99.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе к участникам Аукциона ненадлежащим образом установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, а именно не установлена группа работ, в отношении которых требуется подтверждение опыта выполнения работ участником закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В пункте 41 информационной карты документации об Аукционе, установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
При этом, приложением N 3 к описанию объекта закупки документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает весь перечень возможных видов работ, установленный Постановлением Правительства N 570.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, установленные в документации об Аукционе, не предусмотрены техническим заданием документации об Аукционе, например: "Устройство туннелей", "Устройство дорожной одежды автомобильных дорог", "Устройство верхнего строения железнодорожного пути".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе содержат разночтения в отношении видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением Правительства N 570, что не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
6. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ответ на запрос разъяснений положений документации, об электронном аукционе от 09.07.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД1, а именно:
Вопрос:
"В Разделе 2 "Описание объекта закупки" в Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ по позиции 18. Пиломатериалы Заказчик установил следующее: Номинальная длина 4_6,5 м Номинальная толщина: 25; 32; 40 мм Номинальная ширина не 75 мм.
ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" регламентирует только ширину узкой пласти.
П.3 Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин: от 16 до 50 мм не менее 50 мм; от 60 до 100 мм не менее 60 мм; от 125 до 300 мм не менее 0,6 толщины.
Ширина пласти обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками в узком конце должна быть для толщин: от 16 до 50 мм не менее 50 мм; от 60 до 100 мм не менее 60 мм; от 125 до 300 мм не менее 0,7 толщины.
Таким образом, необрезная доска не может иметь точных значений ширины, так как является необрезной, т.е. непрошедшей обработку.
Следовательно, требование Заказчика в части конкретизации "номинальной ширины", "номинальной толщины" противоречит требованиям ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе".
Ответ: "_Кроме того, Описание объекта закупки - это отражение проектного решения и потребности Заказчика, согласно технической документации, необходимы доски обрезные со значением тех параметров, которые и установил Заказчик.
Т.е. необходимость поставки именно тех расходных материалов, наименования и характеристики которых указаны в аукционной документации, обоснована объективной потребностью Заказчика, исходя из предмета закупки".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об Аукционе от 09.07.2018 N РД1 в части указания обрезных досок, вместо необрезных, необходимых для выполнения работ, изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подано 3 заявки и по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к дополнительным требованиям к участникам закупки пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, а также требованиям, установленным документацией об Аукционе, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт".
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 34 928 761,06 рубль, при этом, стоимость исполненного участником контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), то есть в размере 6 985 752,21 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.07.2018 N 10330 заявка единственного участника ООО "Кубань-СК" признана соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1., 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и требованиям документации об Аукционе.
Изучив заявку ООО "Кубань-СК", Комиссия приходит к выводу о том, что в составе заявки ООО "Кубань-СК" отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99 и документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки участника закупки ООО "Кубань-СК", соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 17.07.2018 по делу N 18/44/105/880 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившимися в ненадлежащем установлении объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем описании характеристик размеров товара N 71 "Морозильник биомедицинский".
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание при заключении контракта по результатам проведения Аукциона установить возможные объемы работ, предусмотренные проектной документации, из числа работ, поименованных в Постановлении N 570 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, документацией об Аукционе и с учетом решения от 17.07.2018 по делу N18/44/105/880. Срок исполнения предписания от 17.07.2018 по делу N 18/44/105/880 31.07.2018.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1, части 3 статьи 64, части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 8 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 17.07.2018 по делу N 18/44/105/880 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
5. Передать материалы дела от 02.08.2018 N 18/44/99/393 по нарушениям, указанных в пунктах 3, 4, 5, 7 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2018 г. N 18/44/99/393
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2018