Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России, Комиссия) в составе:
<__________..>,
в присутствии: представителяМОУ "Нестеровская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) - <_>(доверенность от 17.07.2018),
в отсутствиепредставителей Прибайкальская районная администрация(далее - Уполномоченный орган), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель1), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (далее - Заявитель2), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "Строй лес"(далее - Заявитель 3), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобы ООО "Стройцентр" (вх.N4431 от 12.07.2018), ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (вх.N4433 от 12.07.2018), ООО "Строй лес" (вх.N4438 от 13.07.2018)на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту зданий МОУ "Нестеровская СОШ", номер закупки 0302300004318000021(далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
1. Заявитель 1 и Заявитель 2 в своих жалобах указывают, что в документации об аукционе Заказчиком установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров.
Заявители1 и 2 полагают, что требования Заказчика подробно описать в заявке значение показателя (показателей) и (или) диапазона их значений, так и сохранения неизменного значения, химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, и приводят к нарушению пункта 1 части 1 статьи 33и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель 3 считает, что документация об аукционе составлена с явными нарушениями Закона о контрактной системе.
2.1. В извещении о проведении аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, что является нарушением пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.2. Заказчик требует предоставить выписку из реестра членов саморегулируемой организации и не указывает на то, что эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок. При этом Заказчик установил требования к участникам не в соответствии с законом.
2.3. В нарушениечасти 6 статьи 31 Закона о контрактной системеЗаказчик неправомерно установил в проекте контракта требование к участникам закупок о согласовании с Заказчиком привлечения к исполнению своих обязательств субподрядчиков.
2.4. В подпунктах 6 и 7 технического задания (приложение N1 к контракту) Заказчик при описании объекта закупки использовал недействующие государственные стандарты, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2.5. В пунктах 2 и 3 приложения N1 к техническому заданию (приложение N1 к контракту) "Сведения о качестве, технических характеристиках основных материалов, используемых при выполнении работ и иные сведения о материале" (далее - Сведения о материалах) Заказчик установил требования к классу бетона тяжелого не в соответствии с ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия",что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2.6. В пункте 18 Сведений о материалах Заказчик установил требование о соответствии краски водоэмульсионной государственному стандарту ГОСТ 28169-89, которые не распространяет своё действие на водоэмульсионные краски, что вводит участников закупки в заблуждение.
2.7. В пункте 18 Сведений о материалах Заказчик внарушение пункта 2 части 2 статьи 64 Закона о контрактной системеустановил требование к способу нанесения краски водоэмульсионной, который не является характеристикой товара.
2.8. В пункте 48 Сведений о материалах Заказчик установил требование к габаритным размерам светильника аварийного освещения, при этом невозможно определить к каким параметрам (длине, ширине, высоте) относятся установленные значения.
2.9. Девятый довод жалобы является аналогичным доводам жалобЗаявителей 1 и 2 отребованиях кописанию в составе заявки на участие конкретных показателей, значения которых становятся известны при испытании определенной партии товара после его производства.
Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалоб ООО "Стройцентр" и ООО "Ремточстрой Инжиниринг", первым, вторым, третьим и девятым доводами жалобы ООО "Строй лес" не согласился, представил пояснения согласно письменному отзыву.
Заказчик считает, что действовал в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и просит признать вышеуказанные доводы жалоб необоснованными.
В отношении остальных доводов жалобы ООО "Строй лес" представитель Заказчика признал наличие нарушения Закона о контрактной системе, но считает, что данные нарушения не повлияли на результаты Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
21 июня 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0302300004318000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 020 000,00 рублей.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктов 2 и 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьсогласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, либо в случае если при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Довод заявителей об установлении Заказчиком излишних требований подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения), и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, не находит своего подтверждения поскольку согласно пункту 1.6 документации об Аукционепервая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать только согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией.
2.1. Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Закона о контрактной системе).
Довод Заявителя 3 об отсутствии в извещении информации о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядке предоставления обеспечения исполнения контрактане соответствует действительности.
В разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия банковской гарантии" извещения о проведении электронного аукциона от 21.06.2018 N0302300004318000021 указано "Согласно документации об электронном аукционе".
В разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения о проведении электронного аукциона от 21.06.2018 N0302300004318000021 указано "Согласно документации об электронном аукционе".
В свою очередь, пункты 1.3 и 1.8.2 документации об Аукционе содержат порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
2.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участнику закупки необходимо подтвердить свое соответствие требованиям, установленным статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим строительство объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, путем представления копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
В пункте 1.6 документации об Аукционе установлено требование о представлении в составе второй части заявки на участие в аукционе следующего документа: "копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58, подтверждающая право участника выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров*.
* В соответствии со ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к участнику закупки предъявляются следующие требования:
- членство в саморегулируемой организации в области строительства, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам строительного подряда, которые заключены с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данные требования не распространяются на участников закупок в случаях, перечисленных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.".
Указанное требование установлено Заказчиком в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которой вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлен частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации вне зависимости от положений документации об Аукционе и составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, указанные положения документации об аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и не нарушают права и законные интересы потенциальных участников закупки.
2.3. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системезаказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пункте 1.2проекта контракта установлено "Подрядчик обязуется выполнить все работы, указанные в п.1.1 настоящего контракта, собственными силами и средствами. С письменного согласия Заказчика Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему контракту других лиц - субподрядчиков.".
Вместе с тем, требование Заказчика о согласовании привлечения субподрядных организаций не предусмотрено Законом о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действиями Заказчика, установившего в проекте контракта возможность привлечения субподрядных организаций для выполнения работ только после письменного согласия Заказчика, нарушена часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2.4. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В подпунктах 6 и 7 технического задания (приложение N1 к контракту) установлено "6. Окна: пятикамерный ПВХ профиль, двухкамерный стеклопакет; ГОСТ 30673-99; ГОСТ 30674-99; 7.Двери: ГОСТ 6629-88; ГОСТ 30970-2002".
Довод Заявителя 3 признан обоснованным поскольку ГОСТ 30673-99 "Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия" является недействующим с 1 мая 2015 года, ГОСТ 6629-88 "Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкция" является недействующим с 1 июля 2017 года, ГОСТ 30970-2002 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия" является недействующим с 1 июля 2015 года.
2.5. В пунктах 2 и 3 Сведений о материалах установлено:
"2. Бетон тяжелый, класс В12,5 [М150] Бетон должен быть изготовлен с использованием цементов, заполнителей, добавок и воды, требования к которым приведены в ГОСТ 26633-2015,
3. Бетон тяжелый, класс В15 [М200] Бетон должен быть изготовлен с использованием цементов, заполнителей, добавок и воды, требования к которым приведены в ГОСТ 26633-2015; бетон по средней плотности тяжелый.".
Довод Заявителя 3 о нарушении требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системепризнан обоснованным посколькуГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" не содержит классы бетона М150 и М200.
2.6. В пункте 18 Сведений о материалах установлено: "Краска водоэмульсионная. ГОСТ 28169-89.Массовая доля нелетучих веществ не более 70%. Расход г/ кв.м.: не более 300. Способ нанесения: наносится кистью или распылением или валиком. Время высыхания при температуре 20°С не более 1 часа.".
Довод Заявителя 3 признан обоснованным поскольку ГОСТ 28169-89 (СТ СЭВ 431-88) "Шины пневматические. Методы определения износостойкости шин при дорожных испытаниях" не распространяется на краски водоэмульсионные.
2.7. Довод Заявителя 3 признан обоснованным так как требование, установленное Заказчиком, к способу нанесения краски водоэмульсионной "наносится кистью или распылением или валиком" не является функциональной, технической, качественной и эксплуатационной характеристикой краски водоэмульсионной.
2.8. В пункте 48 Сведений о материалах установлено "Светильник аварийного освещения. _ Габаритные размеры 665х190х68 мм. _".
Довод Заявителя 3 признан обоснованным поскольку из установленныхтребований невозможно определить к каким параметрам габаритных размеров(длине, ширине, высоте) относятся установленные значения.
3. При рассмотрении жалоб в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пунктом 3.30 Административного регламента проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении Аукциона.
По результатам внеплановой проверки выявлено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В нарушение вышеприведенной нормы Закона о контрактной системе в пунктах 9, 16, 20, 30 и 39 Сведений о материалах установлено требование о соответствии товаров технических условий конкретных производителей, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
4. Вместе с тем,Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Аукциона на основании нижеследующего.
Для участия в Аукционе подано 12 заявок на участие.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участиев электронном аукционе от 13.07.2018 все участники закупки, подавшие заявки на участие в аукционе, допущены к участию в аукционе.
19 июля 2018 года в 11 часов 22 минуты завершился аукцион, в ходе которого 7 участников аукциона сделали предложения о цене контракта. Минимальное предложение о цене контракта составило 14 814 800,00 рублей. Снижение начальной (максимальной) цены контракта - 5 205 200,00 рублей (26%).
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России,
решила:
1. Признать жалобы ООО "Стройцентр",ООО "Ремточстрой Инжиниринг" необоснованными.
2. Признать жалобуООО "Строй лес" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими часть 6 статьи 31, пункты 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписаниеоб устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 19 июля 2018 г. N 04-50/390-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2018