Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Охтинский колледж" (далее - Заказчик): по доверенности;
ОАО "БЗУ" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 19086-ЭП/18 от 26.07.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в СПб ГБ ПОУ "Охтинский колледж" в 2018 -2020 годах (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.06.2018 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200171118000019. Начальная (максимальная) цена контракта 39 695 546,58 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
1. Частью 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в составе ряда заявок на участие в закупке в подтверждение квалификации критерия "Деловая репутация участника закупки" представлены ненадлежащие документы и информация, в результате чего конкурсной комиссией Заказчика проведен ненадлежащий порядок оценки и допуск к дальнейшему участию в процедуре данных заявок.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки") могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком при оценке заявок по нестоимостному критерию "Деловая репутация участника конкурса" использованы следующие показатели:
"Порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (НЦБi (1):
Предмет оценки: значение индекса деловой репутации, определенного органом по сертификации в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы". Общие положения, требования и руководящие принципы" (далее - ГОСТ Р 66.0.01-2017) и требованиями Стандарта организации Союз производителей пищевой продукции Таможенного союза СТО СППП ТС 66.9.06/П-2018 "Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" (далее - СТО).
Для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" принимается полученный на основании оценки соответствия субъектов предпринимательской деятельности требованиям национальных стандартов Российской Федерации системы стандартов ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требований СТО- индекс деловой репутации.
Индекс деловой репутации должен быть действителен на момент подачи заявки участником.
Документом, подтверждающим значение индекса деловой репутации, является предоставляемый в составе заявки участника закупки сертификат оценки деловой репутации со всеми приложениями (или заверенная участником закупки копия такого сертификата), выданного по результатам оценки, проведенной в соответствии с требованиями стандартов.
Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации. Система добровольной сертификации должна быть зарегистрирована в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Сведения о системе добровольной сертификации должны содержаться в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) - http://www.gost.ru.
Лицо, допущенное в систему добровольной сертификации, должно иметь свидетельство о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия в установленном СТО порядке, о чем должна содержаться запись в реестре лиц, допущенных к проведению работ по подтверждению соответствия, расположенном на сайте в сети Интернет (http://souzal.ru/standarti/).
Область распространения (объекты сертификации) такой системы добровольной сертификации должна включать оценку соответствия субъектов предпринимательской деятельности по требованиям национальных стандартов Российской Федерации системы стандартов ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" и требованиям СТО. Сертификат должен быть выдан по результатам оценки деловой репутации участника закупки по видам работ, непосредственно связанным с оказанием услуг в области общественного питания в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2): ОКВЭД 56.29.4 "Деятельность социальных столовых, буфетов или кафетериев (в офисах, больницах, школах, институтах и пр.) на основе льготных цен на питание".
Для определения значения фактора "Рейтинг (индекс) деловой репутации Участника" установлена шкала оценки в соответствии с таблицей N 2.
Таблица N 2
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Значение индекса деловой репутации от 91 и выше |
100 |
Значение индекса деловой репутации от 80 до 90 |
75 |
Значение индекса деловой репутации от 65 до 79 |
50 |
Значение индекса деловой репутации от 51 до 64 |
25 |
Значение индекса деловой репутации от 50 и ниже либо отсутствие сертификата |
0 |
В случае несоответствия значения индекса деловой репутации, указанного участником в форме "Конкурсное предложение" значению, указанному в предоставляемом сертификате оценки деловой репутации (или заверенной участником закупки копии такого сертификата), при определении количества баллов, присваиваемых по показателю "Деловая репутация участника конкурса", применяется значение, указанное в предоставляемом сертификате оценки деловой репутации (или заверенной участником закупки копии такого сертификата).
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника".
В ходе анализа заявки АО "Комбинат социального питания "Охта" в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что ни один из требуемых документов по критерию "Деловая репутация участника конкурса" не содержится на установленном в критерии сайте http://souzal.ru/standarti/.
В ходе анализа протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 23.07.2018 NПРО1 в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что АО "Комбинат социального питания "Охта" по критерию оценки "Деловая репутация участника конкурса" определено 50 баллов, что не соответствует требованиям документации.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсной комиссией Заказчика неверно применен установленный порядок оценки конкурсных заявок, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:
- предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки;
- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7 Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлены требования к составу конкурсной заявки:
"Заявка, представленная участником, должна содержать следующие документы:
_3. Форма "Конкурсное предложение" (по форме приложения N 2 к специальной части)".
Приложением N 2 к Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации является "Форма "Конкурсное предложение", которое содержит указания (инструкцию) по ее заполнению.
Данное приложение содержит следующе условия:
"Настоящим участник конкурса, в соответствии с требованием подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сообщает следующее:
требованию о непроведении ликвидации участника - юридического лица и отсутствии решения арбитражного суда о признании участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства - соответствует или не соответствует, нужное указать;
требованию о неприостановлении деятельности участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в конкурсе - соответствует или не соответствует, нужное указать_".
Таким образом, конкурсная документация содержит однозначные указания о необходимости указания информации о соответствии либо несоответствии участника закупки единым требованиям.
Анализ конкурсной заявки АО "Комбинат социального питания "Охта" показал, что в представленной форме "Конкурсное предложение", в нарушение инструкции по заполнению данной формы, им не указана информация о его соответствии либо несоответствии единым требованиям.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что форма заявки "Конкурсное предложение" заполнена не в соответствии с инструкцией, указанной в конкурсной документации, следовательно, такая заявка подлежит отклонению, как не соответствующая требованиям конкурсной документации.
Согласно сведениям протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 23.07.2018 N ПРО 1 конкурсная комиссия Заказчика признала заявку АО "Комбинат социального питания "Охта" соответствующей требованиям документации, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "БЗУ" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение ч. 3 и ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 августа 2018 г. N 44-3689/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2018