Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Телеевой З.Х. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Куединская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку сухих молочных смесей и молочных каш (извещение N 0356300022818000052),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300022818000052 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку сухих молочных смесей и молочных каш.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки является поставка сухих молочных смесей и молочных каш.
Требования к объекту закупки установлены Заказчиком в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта" (далее - ТЗ).
Так, в частности, в Техническом задании установлены следующие требования к смеси сухой адаптированной молочной, для питания детей в возрасте от 0 до 6 месяцев: нуклеотиды - 2,6-3,5 мг, пребиотики - 0,24-0,8г, холин - 5,0-12 мг, арахидоновая кислота - 6,3-8 мг.
Заявитель указывает, что данные показатели установлены с нарушением требований Закона о закупках.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется, в том числе, техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 (далее - Регламент), в соответствии с п.1 которого, настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В Регламенте содержатся нормируемые показатели для адаптированных молочных смесей для питания детей от рождения до 6 месяцев, например,
- допустимый нормируемый уровень нуклеотидов (сумма цитидин-, уридин-, аденозин-, гуанозин- и инозин-5 монофосфатов) составляет не более 35 мг/л,
- допустимый нормируемый уровень холина - 50 - 350 мг/л и т.д.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что Заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в Регламенте.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что нормированные показатели, установленные Заказчиком, например, нуклеотиды заужены, но они входят в пределы, установленные Регламентом.
Как указано выше, Закон о закупках обязывает Заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки сужены, то аукционная документация должна содержать обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных (п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках).
Комиссией установлено, что обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных, в документации о закупке отсутствует. Данное обстоятельство Заказчиком не было опровергнуто.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушено положение, обозначенное в п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Иные доводы подателя жалобы подтверждения не нашли.
Так, в соответствии с Законом о закупках Заказчик должен обосновать применение показателей, отличных от стандартных, тогда как в ходе рассмотрения жалобы установлено, что показатели наличия пребиотиков, арахидоновой кислоты не нормируются.
Довод подателя жалобы о том, что характеристикам, установленным в п.1 Технического задания соответствует исключительно смесь "Нутрилак", и, как следствие, установленные требования ведут к ограничению количества участников закупки, отклоняется как несостоятельный.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.08.2018 г. на участие в закупке поступило три заявки, все из которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации. В соответствии с данными заявками к поставке предлагаются, в частности, смеси "Нутрилак Премиум +1", "Беллакт Оптимум1+", "Нуппи Голд 1".
То есть в спорной части требования Закона о закупках Заказчиком не нарушены. Иного не доказано.
Комиссия отмечает, что ИП Телеева З.Х. осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Кроме того, ИП Телеева З.Х. не является производителем испрашиваемого товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающая товары для покупателя, и не ограничена в выборе контрагентов, у которых она может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком. Доказательств того, что ИП Телеева З.Х. не может приобрести спорный товар Комиссии не представлено. Кроме того, представитель Предпринимателя в ходе рассмотрения жалобы не смогла пояснить какой товар ИП Телеева З.Х. готова поставить и каким показателям он не соответствует.
Так, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, с учетом п. 3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Телеевой З.Х. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку сухих молочных смесей и молочных каш (извещение N 0356300022818000052) обоснованной в части отсутствия в документации о закупке обоснования необходимости использования показателей, отличных от стандартных.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе рассмотрения жалобы, нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2018