Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствие представителей:
ООО "Дельта" (далее - Заявитель): представитель не явился;
рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 20310-ЭП/18 от 09.08.2018) на действияЗаказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания(далее-конкурс),атакжеврезультате проведения внеплановой проверкина основаниип.1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот 05.04.2013N 44-ФЗ"О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услугдля обеспечения государственныхи муниципальных нужд"(далее -Законоконтрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функциипо рассмотрению жалобна действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссиипо осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадкипри определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственныхи муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурсаразмещено07.08.2018на официальном сайтеединой информационной системыwww.zakupki.gov.ru, номер извещенияN 0172200005518000079. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 481 572,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Законао контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявкина участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этомне допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке ненадлежащим образом сформировано требование к объему предоставления документов по критерию "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Согласно п. 11.2.1 раздела 11 Части 2 документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов":
"Инструкция по заполнению формы в соответствии с Приложением N 6 к специальной части настоящей конкурсной документации: в графе номер 1 указывается порядковый номер (пункт) сотрудника; в графе номер 2 указывается фамилия, имя и отчество сотрудника; в графе номер 3 указывается идентификационный номер налогоплательщика сотрудника; в графе номер 4 указывается должность сотрудника; в графе номер 5 указывается опыт работы сотрудника в соответствующей должности; в графе номер 6 указываются серия, номер и дата выдачи документа об образовании, наименование учебного заведения квалификации и специальности по такому документу; в графе номер 7 указывается серия и номер медицинской (санитарной) книжки, её дата выдачи и кем она выдана; в графе номер 8 указывается номер паспорта здоровья, его дата выдачи и кем он выдан; в графе номер 9 указывается номер записи в трудовой книжке.
Сведения, указанные в форме в соответствии с Приложением N 6 к специальной части настоящей конкурсной документации, должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов: штатного расписания участника (по унифицированной форме N Т-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1); документов, подтверждающих наличие специального образования и/или свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, позволяющих работать в соответствующей должности; действующей на дату рассмотрения и оценки конкурсных заявок медицинской (санитарной) книжки; трудовой книжки, подтверждающей факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником (в случае если для сотрудника работа у участника закупки является основной); трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений между участников закупки и сотрудником, приказа о приеме на работу".
Согласно доводам жалобы Заявителя, установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" в части требований для получения максимального количества баллов по показателю о предоставлении сведений об образовании сотрудников участников закупки, не позволяет объективно оценить конкурсные заявки.
Положениями Закона о контрактной системе и Правилами не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", следовательно, Заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Согласно порядку оценки конкурсной комиссией Заказчика, оценивается количество сотрудников, соответствующих требованиям Заказчика в части минимальных требований к уровню образования.Таким образом, оценка количества сотрудников не может являться субъективным порядком оценки.
В связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный Заказчиком в документации о закупке порядок оценки позволяет определить соответствие участника закупки требованиям Заказчика, следовательно, позволяет произвести объективную оценку конкурсных заявок.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на установление порядка оценки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" не в соответствии с законодательством о контрактной системе в части установления требований для получения максимального количества баллов по показателю о предоставлении копий карточек учета основных средств (форма ОС-6).
Согласно п. 11.2.2 раздела 11 Части 2 документации о закупке по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" Заказчиком установлен следующий порядок оценки: "По показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" начисление баллов производиться за предоставление сведений о материально-технической базе;
такие сведения должны подтверждаться входящими в состав заявки участника закупки, копиями следующих документов:
паспортов транспортных средств_ договора(-ов) купли-продажи транспортного средства и/или если участник закупки является юр. лицом, то инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (если транспортное средство в собственности);
Сведениями о документах, относящихся к складскому помещению, являются_ если участник закупки является юр. лицом, то номер, дату составления инвентарной карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 и наименование объекта по ней (если холодильное оборудование в собственности)".
Согласно конкурсной документации баллы по показателю начисляются участнику закупки в зависимости от наличия или отсутствия у него в собственности и/или аренде складских помещений, холодильного оборудования, весового оборудования и транспортных средств, предусмотренных для перевозки продуктов питания, отвечающих необходимым условиям для осуществления деятельности в отношении объекта закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных доказательств того, что требование об обязательном наличии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на бумажном носителе для получения максимального количества баллов ограничивает количество участников, противоречит положениям Закона о контрактной системе и не позволяет Заявителю подать конкурсную заявку.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
3. Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Исходя из системного толкования норм п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках спорного показателя Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов (далее - Предложение о качестве) по форме в соответствии с Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации. При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под разделами Предложения о качестве понимаются описание технологии оказания услуг (раздел номер 1), описание контроля качества оказания услуг (раздел номер 2), описание используемого технического и технологического оборудования (раздел номер 3), описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4). В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под объектом закупки понимается оказание услуг по организации питания в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении администрации Красносельского района Санкт-Петербурга.
Непредставление Предложения о качестве или его представление не в соответствии с формой согласно Приложению N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации либо не в соответствии с инструкцией по заполнению данной формы или представление Предложения о качестве, несоответствующего требованиям технического задания настоящей конкурсной документации либо приложений к нему, трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов" в случае, если в таком Предложении о качестве отсутствует два или более раздела Предложения о качестве.
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки с неполным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического и технологического оборудования и необходимых трудовых ресурсов" в случае, если в таком Предложении о качестве отсутствует один из разделов Предложения о качестве.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма в соответствии с Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации, составленная в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и содержащая описание всех разделов Предложения о качестве.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под отсутствием раздела Предложения о качестве понимается фактическое отсутствие раздела и информации по нему или не соответствие сведений по разделу требованиям настоящего пункта.
Предложение о качестве должно соответствовать всем требованиям, указанным в техническом задании конкурсной документации и приложениях к нему.
Инструкция по заполнению столбца 1 формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 3", "Строка 4" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается наименование объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать Предложение о качестве. Инструкция по заполнению столбца 3 формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается номер раздела Предложения о качестве, по которому участником закупки предполагается сделать описание и само наименование раздела. Инструкция по заполнению столбца 4 формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части настоящей конкурсной документации: указываются сведения по соответствующему разделу Предложения о качестве, указанному в столбце 3 этой же строки. Инструкция по заполнению формы, являющейся Приложением N 5 к специальной части конкурсной документации (общие положения): в рамках одной строки необходимо делать описание только одного раздела предложения о качественных характеристиках объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены в соответствии с настоящей инструкцией.
Термины, используемые в рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
- технология оказания услуг - описание действий, направленных на исполнение контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, включая режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемым техническим и технологическим оборудованием и необходимыми трудовыми ресурсами.
- контроль качества оказания услуг - действия (комплекс мер), направленных на качественное оказание услуг, которые включают в себя методы контроля качества оказания услуг, периодичность осуществления такого контроля, он тесно связан с необходимыми трудовыми ресурсами.
- используемое техническое и технологического оборудование - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для оказания услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием.
- необходимые трудовые ресурсы - рабочая сила, задействованная при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, с указанием профессиональных задач и соответствующей квалификации".
Установленный порядок оценки позволяет оценить исключительно наличие либо отсутствие той или иной информации, однако не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, в части проработанности предложения (степени детализации описания качества оказываемых услуг), в части более предпочтительных методов оказания услуг (какие из предлагаемых участниками к использованию машин, механизмов, приборов, устройств и т.д. обеспечат лучшие условия исполнения контракта), последовательности, порядка и методов оказания услуг, системы контроля качества и т.д.
Таким образом, участники закупки могут предоставить к оценке различные по полноте проработки и детализации сведения, которые будут отличны по методам исполнения, контроля качества (допустимым действующими нормативными документами) и т.д., однако выявить более лучшие условия из них на основании установленного Заказчиком порядка оценки не представляется возможным, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.50, 53, 56, 99, 105,106 Законао контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дельта" частично обоснованной.
2. Признать в действиях должностного лица Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе Заказчику, его конкурсной комиссии не выдавать, поскольку на дату заседания Комиссии УФАС отсутствуют доказательства того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 августа 2018 г. N 44-3903/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018