Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
члены Комиссии: |
- Тютюник В.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Погиба Е.Ю. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок |
в присутствии представителей:
- от заявителя - ООО "Контракт": не явились (уведомлены надлежащим образом),
- от уполномоченного органа - Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края: не явились (уведомлены надлежащим образом),
- от заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 4 г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края: не явились (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" и материалы дела N7-1/447,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - Заявитель), на действия уполномоченного органа -- Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Уполномоченный орган), заказчика -- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 4 г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 4 по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Школьная, д. 219 (N0122300006318000041).
Заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно:
1. Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе.
2. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ.
3. Техническое задание аукционной документации содержит указание на товарные знаки без допуска эквивалентов.
4. Неправомерное установление требования соответствия работ и материалов, используемых при их выполнении недействующим стандартам.
5. Отсутствие обязательных требований согласно п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
6. Включение в проект контракта неправомерных причин увеличения сроков исполнения обязательств.
На основании ст.99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0122300006318000041 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.07.2018.
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 4 по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Школьная, д. 219.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 203 390,00 руб.
Источник финансирования: средства бюджета Николаевского муниципального района.
Уполномоченный орган представил мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными, а положения аукционной документации соответствующими Закону о контрактной системе.
Изучив материалы дела и заслушав представителя Уполномоченного органа Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту (ОКПД2 41.20.40.900) с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 10 млн. рублей, в п.11 раздела II "Информационная карта" аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе и перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что дополнительные требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, которые установлены Заказчиком в п.11 раздела II "Информационная карта" аукционной документации, в извещении о проведении электронного аукциона не продублированы.
На основании изложенного, в связи с отсутствием в извещении о проведении электронного аукциона информации о требованиях, предъявляемых к участникам такого аукциона, и исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Уполномоченного органа нарушения п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.3.35 Административного регламента
Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14, в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений. Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с тем, что на участие в аукционе поданы две заявки и выявленное Комиссией Хабаровского УФАС России нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению об отсутствии необходимости выдачи предписания.
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п. 4.2.3 раздела I аукционной документации "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" указано, что должна содержать первая часть заявки на закупку на выполнение работы или оказание услуги: согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Требования к материалам в локальных сметных расчетах использованы исключительно в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а не с целью указания участником закупки в своей заявке или использования при выполнении работ именно этих материалов.
Кроме того, достаточно выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Отдельных требований к материалам аукционной документацией не предусмотрено, так же как и отсутствует требование об обязанности указывать конкретные показатели товара (материалов).
В соответствии с п.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Довод Заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводам Заявителя в Техническом задании аукционной документации указаны товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент". Вместе с тем, в обосновании своего довода Заявитель ссылается на "Ведомость объемов работ N3" и ""Ведомость объемов работ N6".
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, указанные ведомости являются частью сметной документации, выполненной с целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а не описания объекта закупки в соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 4 по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Школьная, д. 219. Входящая в состав аукционной документации Ведомость объемов работ N2 в п.18 содержит указание на ГОСТ Р 50827-95 (утратил силу с 01.01.2011).
Уполномоченный орган в своем мотивированном отзыве пояснил, что данный документ (ГОСТ) использовался Заказчиком в проектно-сметной документации в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта при использовании проектно-сметного метода и не определяет содержание заявки участника закупки или требования к качеству выполняемых работ по строительству.
Также, данный документ был установлен проектной организацией при разработке проектно-сметной документации.
В соответствии с Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N427, осуществляется проверка сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства.
Заказчиком от КГБУ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края" получено положительное заключение N 27-1-0092-18 от 21.05.2018 о достоверности определения сметной стоимости строительства.
Довод жалобы в данной части признать необоснованным.
5. В соответствии с п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются следующие обязательные условия:
об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что во втором абзаце п.2.1 проекта контракта аукционной документации предусмотрено следующее:
"Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Подрядчику - юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком".
Довод Заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
6. Согласно ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Проектом контракта аукционной документации предусмотрен раздел 10 "Обстоятельства непреодолимой силы", согласно которому стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения настоящего контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
При наступлении таких обстоятельств, срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего контракта в срок (п. 10.1, 10.2 проекта контракта соответственно).
Положения контракта аукционной документации не предусматривают изменение сроков исполнения обязательств, а уточняют порядок действия сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы. Срок выполнения работ, определенный Контрактом является неизменным, а в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы приостанавливается на период продолжительности таких обстоятельств, так как выполнение работ в такой период времени невозможен.
Согласно ч.3 ст.401 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что положения контракта аукционной документации не относятся к пунктам об изменении и расторжении государственного контракта, а лишь описывают обстоятельства непреодолимой силы. При этом информация об изменении и расторжении контракта указана в разделе 17 Информационной карты аукционной документации в соответствии с требованиями ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия уполномоченного органа -- Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, заказчика -- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 4 г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 4 по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Школьная, д. 219 (N0122300006318000041) - частично обоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган - Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края нарушившим п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N 7-1/447 должностному лицу Хабаровского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
Л.А.Ильченко
В.В.Тютюник
Е.Ю.Погиба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 августа 2018 г. N 268
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018