Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии- заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.
В присутствии представителей:
от заказчика- Трубачеовой Н.А.,
от уполномоченного органа- представители на рассмотрение жалобы не прибыли,
от ИП Гилязова Р.Н.- Гилязова Т.Н.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Гилязова Р.Н. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой медицинский центр амбулаторного диализа", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по Государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004718000483 "Оказание услуг по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности указанных норм Закона N 44-ФЗ следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Услуга по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК является комплексной услугой.
Указанные заказчиком в техническом задании позиции лекарственных средств непосредственно технологически связаны с услугой по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд (в рамках услуги гемодиализа/гемодиафильтрации), и необходимы для работы аппаратов при проведении процедуры диализа, а не для их применения для пациентов:
- в ходе подготовки аппарата "искусственной почки" к проведению процедуры гемодиализа, кровопроводящая магистраль (п.п. 9 п. 2 Приложения 1 к Техническому заданию) и диализатор (п.п, 1-8 п. 2 Приложения 1 к Техническому заданию) заполняются и промываются натрия хлоридом 0,9 % (п.п. 24 и 25 п. 2 Приложения 1 к Техническому заданию) (согласно инструкции к диализатору, аппарату "искусственной почки"), по окончании процедуры гемодиализа, кровь возвращается в организм пациента вытеснением из диализатора и кровопроводящих магистралей стерильным физиологическим раствором (раствор натрия хлорида 0,9% - 500 мл).
- работа экстракорпорального корпуса (п.п. 1 п. 1 Приложения 1 к Техническому заданию) невозможна без использования раствора гепарина натрия 5000МЕ/1 мл (п.п. 26 п. 2 Приложения 1 к Техническому заданию). Гепарин натрия вводится в экстракорпоральный контур (непосредственно в порт кровопроводящей магистрали) с целью предотвращения тромбозов диализаторов, магистрали и игл при проведении процедуры гемодиализа.
Таким образом, данные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения технологически и функционально связаны между собой и необходимы для предоставления услуги по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК в целом.
При этом, сама по себе услуга по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК не относится к покупке товара, продаже отдельных ее элементов, а предоставляется как комплекс действий при котором Исполнителем используются лекарственные препараты, непосредственно технологически и функционально связанные с ее предоставлением и не отделимые от нее, так как техническое функционирование аппаратов без них невозможно обеспечить.
Кроме того, реализация лекарственных средств - это действия по продаже, передаче одним юридическим лицом другому юридическому лицу для дальнейших производства, изготовления, реализации, отпуска, распределения,использования в медицинских, ветеринарных, научных, учебных целях, в экспертной деятельности.
При этом, фактически при оказании услуги по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК Исполнитель использует при оказании услуги лекарственные средства, при этом, данные лекарственные средства Заказчику не передаются.
В данном случае, Заказчиком производится прием услуги в целом как комплекса действий по технической поддержке. Сами же лекарственные средства, используемые Исполнителем при оказании услуги по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК используются Исполнителем и без них невозможно техническое функционирование всех составных частей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность -деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Для перевозки лекарственных средств используемых Исполнителем при оказании Услуги по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК, а также их хранения потенциальный Исполнитель может привлечь юридическое лицо имеющее соответствующую лицензию на перевозку лекарственных средств и их хранение. В аукционной документации Заказчиком требование о наличии у Исполнителя лицензии на фармацевтическую деятельность не устанавливалось.
Таким образом, техническое задание, никак не ограничивает потенциальных Исполнителей в участии в аукционе.
Более того, лекарственные препараты, указанные в техническом задании не поставляются и не продаются заказчику в целях применения их на пациентах, а используются при оказании услуг для промывки оборудования, в связи с чем, для этого не нужна лицензия на продажу лекарственных средств или их отпуск.
Требования документации не ограничивают число участников закупки еще в связи и с тем, что предметом аукциона является оказание услуг, а не производство (изготовление) какого- либо товара. Участником закупки может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое оказать услугу, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика.
Таким образом, учитывая нормы Закона N 44-ФЗ, основным задачами осуществления закупок является обеспечение круга участников и выявление в результате торгов лица, исполнение государственного контракта которым в наибольшей степени будет отвечать требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услугу, соответствующую потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Кроме того на участие в данном электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки, что также свидетельствует об отсутствии требований в аукционной документации, ограничивающих возможность участников закупки на подачу заявки на участие в торгах.
Следует отметить тот факт, что заявителями жалобы в материалы дела не представлено ни одного доказательства, о том, что аукционная документация размещаемой закупки свидетельствует об ограничении права на подачу заявки заявителя для участия в аукционе, а также не представлены доказательства того, что содержащиеся в техническом задании документации об аукционе требования к оказываемой услуге повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельствах Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой медицинский центр амбулаторного диализа", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по Государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004718000483 "Оказание услуг по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК" не установлены нарушения положений, норм и требований Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гилязова Р.Н. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой медицинский центр амбулаторного диализа", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по Государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004718000483 "Оказание услуг по технической поддержке процедуры гемодиализа для обеспечения нужд СК"- необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Ю. Неботова
С.Р. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 августа 2018 г. N РЗ-1279-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2018