Резолютивная часть оглашена 20.08.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (респ. Крым, г. Симферополь) на действия комиссии по проведению электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Йопромид) из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000118007721), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика: ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" _, представителя уполномоченного органа- департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области _
Заявитель жалобы: ООО "Торговый дом "ВИАЛ", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя на заседание Комиссии Владимирского УФАС России не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - заявитель, Общество) на действия комиссии по проведению электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Йопромид) из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000118007721).
Заявитель полагает, что аукционная комиссия неправомерно отклонила его заявку от участия в электронном аукционе.
Причиной отказа заявителю в допуске к участию в электронном аукционе явилось несоответствие аукционной заявки требованиям аукционной документации в части дополнительных характеристик товара.
Дополнительными характеристиками товара являлись: "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы; 2.Необходимо отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом".
Заявитель полагает, что данное обстоятельство может быть достаточным основанием для отказа его заявки в допуске к участию в электронном аукционе.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии, представитель уполномоченного органа указал следующее.
В соответствии с требованиями частей 1,4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет заявки на соответствие требованиям аукционной документации.
В результате такого рассмотрения, аукционная комиссия принимает решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявок, в которых не представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставлена недостоверная информации; либо информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, не соответствует требованиям документации о таком аукционе.
Приложение N 2 к информационной карте электронного аукциона содержало требования к товару, являющемуся предметом электронного аукциона. В частности, заказчик установил дополнительные требований к товару: "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы; 2.Необходимо отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом".
Заявка участника закупки с порядковым номером 1 (заявитель жалобы) среди прочего содержала следующие сведения: "Препарат выделяется почками через 24 часа не менее 92% от введенной дозы; Имеются ограничения для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом".
Таким образом, показатели товара, содержащиеся в аукционной заявке данного участника закупки, не соответствуют требованиям аукционной документации.
Следует вывод о том, что в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель заказчика согласился с выводами уполномоченного органа, дополнив свою позицию следующим.
При составлении требований аукционной документации, заказчик руководствовался правилами описания объекта закупки, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При описании объекта закупки заказчик вправе не только определить его предмет, но и описать его таки образом, что бы участник закупки мог подать свою заявку, соответствующую потребностям заказчика.
Заказчик описал объект закупки, требования к нему, так же обосновал актуальность таких требований в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
В частности, пункт 6 Постановления Правительства России от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 1380) предусматривает, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в"-"и" пункта 5 данного Постановления, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом аукционная документация должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик. Заказчик в аукционной документации обосновал необходимость установления таких требований к товару.
Требование о выделении почками через 12 часов не менее 93% препарата от введенной дозы обусловлено необходимостью достижения безопасности пациента в процессе проведения исследований.
Все контрастные вещества могут иметь нефротоксический эффект вследствие прямого токсичного влияния на клетки почечных канальцев и развития ишемии мозгового вещества почек, таким образом очевидно, что период выведения вещества влияет на безопасность диагностики. Чем менее период выведения препарата, тем менее риск возникновения контраст- индуцированной нефропатии.
Более того, наиболее быстрое выведение препарата из почек актуально, в том числе для пациентов группы риска с почечной недостаточностью.
Таким образом, возможность использования рентгенконстрастного средства без ограничений является одним из решающих факторов, влияющих на выбор препарата с целью проведения качественной и безопасной диагностики.
Требование заказчика об отсутствии ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом продиктовано следующими причинами.
Отсутствие данного ограничения дает возможность использовать лекарственное средство для оказания высокотехнологичной медицинской помощи при поступлении пациента в ЛПУ без необходимости проведения дополнительной диагностики с целью снижения риска побочных реакций для отдельных групп пациентов в зависимости от анамнеза.
В условиях дефицита времени, персонал диагностического отделения должен иметь в своем арсенале универсальное диагностическое средство, рекомендованное для пациентов без ограничений для отдельных групп пациентов, в том числе имеющих в анамнезе аутоиммунные заболевания. Данное требование весьма актуально ввиду того, что ОКБ является участником оказания высокотехнологичной медицинской помощи различным категориям пациентов.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, предусмотренной частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В свою очередь, подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает, что первая часть заявки при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Приложение N 2 к информационной карте аукционной документации содержит наименование и показатели закупаемого товара "Йопромид". Среди прочего, заказчиком установлены дополнительные характеристики: "1.Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы**; 2.Необходимо отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями,алкоголизмом***".
Кроме того, заказчик установил сноски, из которых следует, что символы "**" обозначают следующее: "Заказчиком определены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, согласно информации, указанной в инструкции по медицинскому применению объекта закупки. В аукционной документации указано: "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы". В отношении лекарственного препарата, в том числе, применяемого только в диагностических целях, фармакодинамика непосредственно влияет на безопасность проведения диагностики. Иное время выведения йопромида, указанное в инструкции по медицинскому применению, имеет принципиальное значение для следующих клинических ситуаций:
1. Оценка возможного интервала времени выполнения снимков сосудов и тканей после введения контрастного средства.
2. Определение времени повторного введения контрастного средства при возникшей клинической необходимости.
Таким образом, в случае экстренных ситуаций проведение повторного контрастирования при неполном выведении Йопромида может негативно сказаться как на качестве снимков, что может привести к диагностическим ошибкам, так и на состоянии пациента, в связи с возможностью проявления побочных эффектов из-за превышения дозы контраста".
В свою очередь, символы "***" обозначают, что: "Требование в документации об "Отсутствии ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом" установлено Заказчиком в связи с наличием поступающих на лечение пациентов, в том числе пожилого возраста; пациентов, страдающих алкоголизмом (или имеющимися ситуациями с недостоверным анамнезом в отношении алкоголизма) пациентов, имеющих в анамнезе аутоиммунные заболевания. Соответственно, если в инструкции по применению к лекарственному препарату, в пункте "С осторожностью", не предусмотрено данной патологии, это определяет высокую степень проверенной безопасности препарата, и дает возможность применять его без ограничений на данные виды патологических состояний, кроме того, делает безопасным применение препарата в группе необследованных больных в экстренных случаях, с возможным наличием соответствующих патологических состояний.
Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан, в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами. Согласно ч.2 ст. 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи".
В свою очередь, заявка участника закупки с порядковым номером 1 (заявитель жалобы) содержала следующие показатели товара: "Препарат выделяется почками через 24 часа не менее 92% от введенной дозы; Имеются ограничения для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом".
Таким образом, аукционная комиссия в рамках полномочий, предусмотренных частями 1,4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, приняла правомерное решение об отказе первой части заявки участника закупки с порядковым номером 1 в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с основаниями, отраженными в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 09.08.2018.
Так же Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Согласно пункту 6 Постановления N 1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Владимирского УФАС пришла к выводу, что установление требований к контрастному веществу обусловлено объективными потребностями учреждения, которые основываются на необходимости оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациентам в соответствии с профилем медицинского учреждения заказчика.
Из пояснений представителя заказчика следует, что рассматриваемый лекарственный препарат оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь пациентов, в связи с чем, установлены значимые требования к препарату, так как главным при диагностике пациентов является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на поставку лекарственного препарата (Йопромид) из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок и требований Постановления N 1380.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия комиссии по проведению электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Йопромид) из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000118007721) по доводам, указанным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 августа 2018 г. N Г 769-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018