Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0103300006418000008 на капитальный ремонт здания "МКУ Капкайкентский дом культуры" (далее - Аукцион),
в присутствиипредставителяЗаказчика -Касумова Э.Б. (доверенность N 33 от 14.08.2018 г.),
У С Т А Н О В И Л А:
10.08.2018 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
27.07.2018 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 594 185,79 рублей.
1.Заявитель указывает о несоответствии идентификационного кода закупки указанного в проекте контракта извещению о проведении Аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В извещении о проведении Аукциона указан следующий идентификационный код закупки: 183051500439805150100100340010000243.
При этом, проект контракта являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе содержит иной идентификационный код закупки: 183051500439805150100100340000000243.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель указывает, что положение Проекта контракта, а именно условие о возврате денежных средств Заказчиком на основании письменного требования Подрядчика, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в п. 15.4. Проекта контракта установлено следующее: "_Денежные средства возвращаются Подрядчику Заказчиком при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему контракту. Обеспечение исполнения Контракта возвращается Заказчиком в течение 30 рабочих дней по письменному требованию, с момента исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту. Обязательства заказчика по возврату обеспечения исполнения Контракта считаются исполненными с момента списания средств с расчетного (банковского) счёта Заказчика.".
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Законом о контрактной системе не предъявлены требования к порядку возврата денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта. Следовательно, указание Заказчиком условия о возврате денежных средств на основании письменного требования Подрядчика, по мнению Комиссии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки.
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком в техническом задании Аукционной документации при описании товара (материала) "Гипсовые вяжущие" указана не существующая марка - "Г3".
Комиссией установлено, что в техническом задании Аукционной документации при описании товара (материала) установлены следующие требования, в том числе: "Гипсовые вяжущие, марка: Г3".
Согласно ГОСТ 125-79"Вяжущие гипсовые. Технические условия" п. 1.3. в зависимости от предела прочности на сжатие различают следующие марки гипсовых вяжущих: Г-2, Г-3, Г-4, Г-5, Г-6, Г-7, Г-10, Г-13, Г-16, Г-19, Г-22, Г-25.
По мнению Комиссии, указанная в техническом задании Аукционной документации марка "Г3" не противоречит государственному стандарту и позволяет определить потребность Заказчика в марке гипсового вяжущего: Г-3.
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком в техническом задании Аукционной документации при описании товара (материала) "Гипсовые вяжущие" установлены показатели, не соответствующие положениям государственного стандарта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемымив национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что в техническом задании Аукционной документации при описании товара (материала) "Гипсовые вяжущие" установлены следующие требования, в том числе: "Объемное расширение, % - максимальное значение: 0,25; Примеси, не растворимые в соляной кислоте, % - максимальное значение: 1,2; Содержание металлопримесей в 1 кг гипса, мг - максимальное значение: 8,3".
При этом, в ГОСТе 125-79 "Вяжущие гипсовые. Технические условия" Таблица 4 установлены следующие требования:
Таким образом, установленные в документации об Аукционе значения показателей товара (материала) "Гипсовые вяжущие" не соответствуют положениям ГОСТа 125-79.
Указанные действия Заказчика нарушают положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией обоснованным.
5. Заявитель указывает, что в позиции "Трубка полихлорвиниловая" технического задания Аукционной документации отсутствует указание на единицу измерения показателей товара.
Комиссией установлено, что в вышеуказанной позиции Аукционной документации установлены следующие требования, в том числе: "Применяемость в статическом состоянии. При температуре: Нижний предел: Максимальное значение: -40 Верхний предел: Максимальное значение: +105; Номинальный внутренний диаметр минимальное значение: 0,5; Номинальная толщина стенки минимальное значение: 0,3.
При этом,согласно инструкции по заполнению заявки "_В случае, если Заказчиком единицы измерения размеров не указаны считать, что они указаны в миллиметрах, если не указаны единицы измерения веса (массы) считать, что они указаны в граммах, если не указаны единицы измерения температуры считать, что они указаны в градусах Цельсия. В случае отсутствия в описании объекта закупки указания на единицы измерения показателей их следует читать в соответствии с нормами действующих государственных стандартов".
Следовательно, документация об Аукционе позволяет определить единицу измерения показателей товара (материала).
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. В жалобе Заявителя указывается, что требования установленные в позиции "Краски масляные" технического задания Аукционной документации, нарушают положения Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в вышеуказанной позиции Аукционной документации установлены следующие требования, в том числе: "Лица, связанные с изготовлением и применением красок, должны быть обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011. К поставке допускаются краски в таре согласно ГОСТ 9980.3 в банках из черной жести, банках комбинированных материалов для лакокрасочных изделий".
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные требования не являются требованиями к показателям товара, необходимыми к указанию в составе первой части заявки.
При этом, наличие в Аукционной документации требований к упаковке товара и методам производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
7. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки в составе заявки необходимо предоставить конкретные показатели товара, сведения, которые возможно получить только по результатам проведения испытаний таких товаров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки необходимо предоставить сведения о сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"Гипсовые вяжущие. Объемное расширение, % - максимальное значение: 0,25; Примеси, не растворимые в соляной кислоте, % - максимальное значение: 1,2; Содержание металлопримесей в 1 кг гипса, мг - максимальное значение: 8,3 и др.".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
8. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
8.1. В позиции "Оконные блоки" технического задания Аукционной документации установлены следующие требования, в том числе: "Количество стекол в стеклопакете не менее 2шт. Расстояние между стеклами должно быть не менее 32 мм. Толщина стекол должна быть не менее 4 мм... . Толщина стеклопакета должна быть не более 32 мм.".
Следовательно, минимальная толщина стеклопакета удовлетворяющее условию: "Количество стекол в стеклопакете не менее 2шт. Расстояние между стеклами должно быть не менее 32 мм. Толщина стекол должна быть не менее 4 мм" составляет 40 мм.
При этом, в требованиях дополнительно указан показатель "Толщина стеклопакета должна быть не более 32 мм.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об установлении в документации об Аукционе противоречивых требований, не позволяющих определить участнику закупки потребность Заказчика и обоснованно сформировать свое предложение.
Указанные действия Заказчика нарушают требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
8.2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В позиции "Олифа" технического задания Аукционной документации установлено требование о соответствии упаковки товара ГОСТу 9980.3-86.
При этом, Комиссией установлено, что ГОСТ 9980.3-86 утратил свое действие 01.03.2016 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 1 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33ип. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: В.А. Агамирзаев
Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Исп. Магомедов К.Г.
67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 17 августа 2018 г. N 1152А-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018