Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.Г. Киселёвой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
заказчика - администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" |
Е.С. Чвыровой Е.П. Михеевой |
представителя по доверенности; представителя по доверенности, |
в отсутствие представителей ООО "НПФ "Регулятор", о времени и месте проведения заседания Комиссии уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "НПФ "Регулятор" (вх. N 5143 от 01.08.2018) (далее - Заявители) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300007518000092) на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов по пл. Театральная, ул. Театральная, ул. Садовая в рамках ведомственной целевой программы "Формирование современной городской среды муниципального образования "Черняховский городской округ" на 2018-2022 годы" (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 01.08.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, при формировании документации о закупке Заказчиком допущены следующие нарушения:
- документация об Аукционе содержит две противоречивые друг другу инструкции по заполнению заявок;
- при описании требований к показателям используемого при выполнении работ товара Заказчик установил цифровые значения прописью, что не предусмотрено государственными стандартами;
- Заказчик устанавливает избыточные требования к товарам, допускающие при этом указание единственно верного значения.
Данные действия Заказчика, по мнению Заявителя, нарушают требования Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями действующего законодательства. Документация об Аукционе сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Кроме того, жалоба подана не участником закупки.
Согласно сведениям из реестра поставщиков (ст. 62 Закона о контрактной системе), получивших аккредитацию на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (https://www.rts-tender.ru/register/suppliers), информация об аккредитации на электронной площадке ООО "НПФ "Регулятор" с ИНН и местонахождением, указанным в жалобе, отсутствует.
Указанное обстоятельство исключает возможность участия Заявителя в данном электронном аукционе, ввиду чего положения документации не могут нарушить права и законные интересы заявителя в лице ООО "НПФ "Регулятор".
Представители Заказчика просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, в обоснование позиции представили письменные пояснения.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
17.07.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0135300007518000092 и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 546 571,74 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, изложены Заказчиком в приложении N 1 раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе (далее - ТЗ).
Согласно пункту 24 ТЗ "Ограждение", в числе прочего установлено требование к расстоянию между нижней частью полотна ограждения и землей, которое должно быть 235 и мм > 210 мм.
В соответствии с ОК 015-94 (МК 002-97) "Общероссийский классификатор единиц измерения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366 одной из единиц измерения длины является миллиметр с условным обозначением мм (национальное обозначение); mm (международное обозначение).
Указанное в п. 24 ТЗ обозначение длины "и мм" классификатор не содержит, что не позволяет в должной степени определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям и нарушает требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 ТЗ "Плитка тротуарная" установлены следующие требования к показателям товара: "Должна быть изготовлена из тяжелого или мелкозернистого бетона, по ГОСТ 26633-2015. ..Наибольший размер зерен крупного заполнителя <20 мм".
Пунктами 3.2, 3.3 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" даны определения:
- бетон тяжелый: бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях;
- бетон мелкозернистый: бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе.
Таким образом, требуемый Заказчику крупный заполнитель присутствует только в тяжелом бетоне, при этом Заказчик предоставляет возможность участнику на использование плитки тротуарной, изготовленной также из мелкозернистого бетона, что не позволяет в должной степени определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям и нарушает требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе инструкцию по заполнению заявки.
В силу части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
При этом, согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 названной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В пункте 27 раздела II "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе указано, что заявка должна быть заполнена в соответствии с требованиями, указанными в п. 3.2.3 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" настоящей документации.
Согласно пункту 3.2.3.4 Раздела 1 "Инструкция по заполнению заявки" все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании настоящей документации, обязательны для предоставления в первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями (инструкцией по заполнению заявки). При описании предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта (гражданско-правового договора), участник закупки указывает значения показателей, которые в соответствии с техническим заданием не подлежат изменению, и конкретные (точные) значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения, значения, выраженные диапазоном.
В соответствии с пунктом 3.2.3.1 данного раздела документации об Аукционе если в техническом задании (описании объекта закупки) Раздела 3 значение показателей предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) показатели без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2.3.2.
Таким образом, инструкцией по заполнению заявки конкретизировано и определено в каком случае значение установленного показателя является минимальным и максимальным, а также определены действия участника закупки по заполнению заявки в случае сопровождения показателей словами и словосочетаниями, поименованными в пункте 3.2.3.1 раздела 1 документации об Аукционе.
Установлено, что в пункте 26 ТЗ "Урна" установлены требования к значениям показателей размера урны, в том числе: ширина < 470 мм, высота между 630 мм и 730 мм.
Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки не предусмотрены случаи, позволяющие определить является ли значение, выраженное характеристикой "между", диапазонным, неизменным или конкретным, что не является соблюдением требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, предусматривающей размещение в единой информационной системе полной информации.
3. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 5.3.9 проекта контракта установлена следующая обязанность подрядчика: "Использовать при производстве Работ современные строительные, отделочные материалы, комплектующие изделия и другие установочные изделия российского и иностранного производства, позволяющие улучшить эксплуатационные свойства объекта в целом. Материалы должны соответствовать техническим требованиям, указанным в базе ТСН 2001, ГОСТам и ТУ, обеспечены техническими паспортами, сертификатами, сертификатами пожарной безопасности и другими документами, удостоверяющими их качество и возможность их применения в лечебно-профилактических учреждениях".
Вместе с тем, согласно извещению и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов по пл. Театральная, ул. Театральная, ул. Садовая в городе Черняховске.
Техническое задание на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов также не содержит указание на необходимость и (или) возможность применения используемого товара в лечебно-профилактических учреждениях.
Таким образом, указывая в проекте контракта на необходимость использования товаров, изготовленных из материалов, применяемых в лечебно-профилактических учреждениях, в противоречие к содержанию определенных документацией об Аукционе работ, а также требований к характеристикам и показателям товаров, Заказчик допускает нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в части размещения в единой информационной системе противоречивой и недостоверной информации.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Объектом закупки электронного аукциона является выполнение работ по благоустройству дворовых территории многоквартирных домов по пл. Театральная, ул. Театральная, ул. Садовая.
Согласно разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов по пл. Театральная, ул. Театральная, Садовая определена на основании расчета начальной (максимальной) цены контракта, утвержденного заказчиком, в соответствии с локальными сметами: локальная смета N 1 на устройство дождевой канализации К1, К2, К3; локальная смета N 2 на благоустройство и озеленение.
В соответствии с пунктом 4.3 проекта контракта Генеральный подрядчик выполняет Работы в строгом соответствии со сметной документацией, которой определяется объем и порядок выполнения Работ.
Согласно пункту 1.2 проекта контракта муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Генеральным подрядчиком Работы при условии соответствия результатов выполненных Работ требованиям Контракта.
Пунктом 1.1 проекта контракта установлено, что Заказчик поручает, а Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по благоустройству дворовой территории, расположенной по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, пл. Театральная д. 2; ул. Садовая д. д. 20, 18, 16, 14, 12, 10, 8; ул. Театральная д.д. 3,5,9,11,13,15 в соответствии со следующими документами:
- локальной сметой на благоустройство территории (далее - Сметная документация), техническим заданием, а также условиями контракта и действующими на территории РФ строительными нормами и правилами.
Таким образом, условиями контракта не предусмотрено выполнение работ, определенных локальной сметой N 1 на устройство дождевой канализации К1, К2, К3.
Невключение в условия контракта работ, учитываемых при определении начальной (максимальной) цены контракта, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. При описании объекта закупки в ТЗ установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ.
Описание технических характеристик материалов включает в себя указание числовых значений требуемых параметров, которые указаны прописью.
Требования, предъявляемые к описанию объекта закупки, определены статьей 33 Закона о контрактной системе.
При описании технических характеристик, используемых материалов Заказчик руководствовался положениями соответствующих ГОСТов, содержащих, в том числе, числовые значения параметров, требуемых материалов.
В свою очередь, требования к указанию числового значения параметров товаров при описании объекта закупки прописью или цифрами Законом о контрактной системе, а также иными нормативными актами в сфере закупок не установлены.
Кроме того, указание числового значения параметра прописью не может способствовать ограничению количества участников закупки.
Доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Заявитель, в свою очередь, явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, также доказательств того, что его права и законные интересы каким-либо образом нарушены действиями Заказчика не представил. Аналогично, не представлено и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
На основании изложенного довод Заявителя необоснован.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПФ "Регулятор" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию муниципального образования "Черняховский городской округ" нарушившим часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с выданным предписанием по делу N КС-243/2018 от 07.08.2018.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Г. Киселёва |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 7 августа 2018 г. N КС-244/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2018