Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Росфарм" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (изв. N 0356300006818000078),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300006818000078 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходных материалов для стерилизации.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 21.08.2018 г. заявка подателя жалобы признана несоответствующей требованиям аукционной документации на основании п.1 ч.6 ст. 69 ФЗ 44 - непредставление документов, предусмотренных п. 3 ч.5 ст.66 ФЗ 44 и п.3 ч.2 раздела 8 аукционной документации. По позиции N 18 - не предоставление регистрационного удостоверения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о закупках Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно с ч. 2 ст. 69 Закона о закупках аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 6 ст. 69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о закупках, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 раздела 8 информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы, услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- копии регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или Министерством здравоохранения и социального развития РФ на имя предприятия (фирмы) - производителя с приложениями по позициям тех. задания.
Подробное` описание` объекта` закупки` указано` в` Приложении` 2` "Техническое` задание` (Спецификация)" (п. 2 раздела 4 информационной карты аукционной документации).
Так, согласно п. 18 технического задания Заказчику требуется защитное изделие, предотвращающее разрыв упаковочного материала. Устройство представляет собой карман, изготовленный из плотной бумаги или трубку, изготовленную из силикона для фиксации на острых концах инструмента; предназначено для защиты стерилизационной упаковки от проколов и разрывов в процессе стерилизации, транспортировки и хранения острых изделий медицинского назначения.
Участнику закупки в первой части заявки также требовалось указать наименование товара в соответствии с Регистрационным удостоверением.
Комиссией установлено, что в первой части заявки подателем жалобы в спорной позиции указано, что товарный знак у данного товара отсутствует, что данная продукция не относится к медицинским изделиям, не подлежит регистрации в Росздравнадзоре, соответственно не имеет регистрационного удостоверения.
Вторая часть заявки ООО "Росфарм" не содержала копии регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или Министерства здравоохранения и социального развития РФ на имя предприятия (фирмы) - производителя с приложениями по позиции 18 технического задания.
Как следствие, ввиду того, что Аукционная комиссия рассматривает заявки участников закупки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений требований Закона о закупках в данной части в действиях Аукционной комиссии не может быть установлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" установлено, что государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Представитель Заказчика относительно довода о том, что данное изделие не подлежит государственной регистрации, пояснил, что данные защитные изделия производятся несколькими производителями, в том числе ООО "Клинипак", ООО "Интерсэн-плюс" и имеют регистрационные удостоверения (копии данных удостоверений представлены в материалы жалобы). Также Заказчик пояснил, что требованиям, установленным в п. 18 технического задания, соответствуют, к примеру, защитный карман для острых инструментов (регистрационное удостоверение от 24.06.2016 г. N РЗН 2016/4328, выданное обществу "Клинипак"), трубка силиконовая шестигранная iPACK для защиты пакетов от проколов при стерилизации (TSZ) (регистрационное удостоверение от 02.03.2018 г. N РЗН 2014/2251, выданное обществу "ИНТЕРСЭН-плюс").
Комиссия находит заслуживающим внимания довод Заявителя о том, что не все изделия, подлежащие использованию в медицинском учреждении, являются медицинскими изделиями, что только отдельные производители регистрируют такие изделия как медицинские.
Обществом "Росфарм", в свою очередь, к поставке предлагается протектор для защиты инструментов медицинского назначения производства ЗАО "Медтест". В материалы жалобы также представлено письмо производителя о том, что данный протектор в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" не входит в перечень продукции, упорядоченный по общероссийскому классификатору ОК 005-93, подлежащей обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.
Указанная продукция не входит в перечень продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза N 571 от 02.03.2011 г., а также в соответствии с Приказом Минздрава России N 4н от 06.06.2012 г. "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" не является медицинским изделием, подлежащим государственной регистрации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
В материалы жалобы также представлена инструкция по применению данного изделия, согласно которой защитные протекторы изготовлены из специальной медицинской бумаги и отвечают требованиям, предъявляемым к медицинским упаковочным материалам по ГОСТ ISO 11607-2011 "Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования" и Европейскому стандарту EN 868.
Вместе с тем, Заказчиком в материалы жалобы не представлены доказательства, позволяющие Комиссии однозначно и достоверно установить обязательность процедуры регистрации закупаемого Заказчиком по поз. 18 технического задания товара.
Таким образом, Комиссия, с учетом представленных доказательств приходит к выводу, что
в действиях Заказчика, установившего в п. 18 технического задания обязанность участников закупки указывать наименование товара в соответствии с Регистрационным удостоверением, в то время как данный товар не подлежит обязательной регистрации (иного не доказано), имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росфарм" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (изв. N 0356300006818000078) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018