Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 16 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта спортивного зала (изв. 0356300132818000005),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300132818000005 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение текущего ремонта спортивного зала.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о закупках в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
НМЦК по указанной закупке составляет 5 135 800,00 руб. Извещение на осуществление рассматриваемой закупки размещено Заказчиком в ЕИС 14.08.2018 г. Дата и время окончания подачи заявок - 29.08.2018 г. в 16:00.
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч. 1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Следовательно, окончание срока подачи заявок должно быть установлено не ранее 30.08.2018 г.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено требование ч. 3 ст. 63 Закона о закупках. В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к видам, объемам работ, к используемым при выполнении работ товарам указаны в Главе V "Техническое задание" (п. 2 раздела 4 информационной карты аукционной документации).
Заявитель полагает, что Заказчиком в Техническом задании установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, а также к показателям товара, значения которых возможно определить только путем проведения испытаний (в частности к бетону тяжелому, теплоизоляционному материалу, оконному блоку, подоконной доске, пиломатериалу - брус, щебню, мастике и др.).
Из пояснений представителей Заказчика следует, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, а также соответствуют требованиям ст. 33 Закона о закупках. Более того, представитель Заказчика пояснил, что для заполнения заявки нет необходимости иметь товар в наличии и проводить его испытания, поскольку значения показателей необходимо указывать с учетом требований государственных стандартов и нормативных документов.
Также представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки обусловлено потребностью Заказчика.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, материалы жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
3. Заявитель полагает, что в описании объекта закупки неправомерно не установлены требования к цвету поставляемых товаров и материалов (к примеру, краска масляная, дверные блоки с полотном из массива сосны и др.).
В спорных пунктах Технического задания указано - по согласованию с заказчиком.
Из письменных пояснений представителя Заказчика следует, что для Заказчика в спорных позициях цвет принципиального значения не имеет, что данное требование не ограничивает количество участников закупки.
Исходя из потребности Заказчика, Комиссия нарушений требований Закона о закупках в данной части не усматривает.
4. Заявитель полагает, что Заказчиком в Техническом задании, локально-сметном расчете неправомерно установлены требования о соответствии работ, материалов недействующим государственным стандартам (например, ГОСТ 18108-80, ГОСТ 19681-94).
Заказчика в письменных пояснениях указал, что с данным нарушением согласен, готов внести в документацию о закупке изменения.
На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требования о соответствии недействующим государственным стандартам, нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
5. Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в контракт включаются обязательные условия:
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Заявитель полагает, что указанное положение отсутствует в проекте контракта. Заказчик также указанное нарушение признал. Как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках.
6. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 ст. 34 Закона о закупках установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ч. 8 ст. 34 Закона о закупках указано, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссией установлено, что проект контракта не содержит условий об ответственности сторон в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Как следствие, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о закупках.
7. Согласно условиям проекта контракта (п. 3.1) окончание срока выполнения работ определено 31.01.2019 г.
При этом, срок действия договора установлен до 31.12.2018 г. (п. 11.1).
Следовательно, ввиду наличия в проекте контракта противоречивых, не коррелирующих между собой сведений, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Заказчик нарушение признал. При этом, указал, что согласно п. 11.2 проекта контракта прекращение срока действия настоящего Договора не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему Договору, в том числе обязательства Заказчика по оплате выполненных работ, гарантийных обязательств, обязанности уплатить штрафные санкции, возместить убытки и ущерб, согласно условиям настоящего Договора и законодательству Российской Федерации.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 16 с углубленным изучением отдельных предметов" при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта спортивного зала (изв. 0356300132818000005) обоснованной в части первого, четвертого, пятого, шестого и седьмого доводов жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения ч. 3 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 13, ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018