Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
|
|
при участии уполномоченного учреждения - Муниципального казенного учреждения "Алтайская районная правовая служба" (далее - уполномоченное учреждение, МКУ "Алтайская районная правовая служба"):
- директора учреждения, на основании распоряжения о назначении работника на должность от 11.12.2017 N 564-к,
в отсутствие заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Белоярский детский сад "Теремок" и Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙЦЕНТР" (далее - заявитель, податель жалобы, ООО "СТРОЙЦЕНТР"), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 114/КС ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия муниципального заказчика - - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Белоярский детский сад "Теремок", уполномоченного учреждения - МКУ "Алтайская районная правовая служба" при проведении электронного аукциона "Детский сад в селе Белый Яр вместимостью на 60 мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Мира, 5Б (общестроительные работы, отопление, внутренние сети электроснабжения)" (закупка N 0880300004118000050), и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного учреждения и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 04.09.2018 вх. N 4859 поступила жалоба ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Белоярский детский сад "Теремок", уполномоченного учреждения - МКУ "Алтайская районная правовая служба" при проведении электронного аукциона "Детский сад в селе Белый Яр вместимостью на 60 мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Мира, 5Б (общестроительные работы, отопление, внутренние сети электроснабжения)" (закупка N 0880300004118000050).
В жалобе заявитель указывает, что заказчик не опубликовал в ЕИС предмет запроса о разъяснении положений документации и ответ на него, на основании чего просит приостановить подписание контракта, признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы директор МКУ "Алтайская районная правовая служба" согласилась с доводом подателя жалобы.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
20.08.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, извещение о внесении изменений в документацию об аукционе, аукционная документация, проект контракта, обоснование НМЦК, смета, проектная документация, техническое задание) о проведении электронного аукциона "Детский сад в селе Белый Яр вместимостью на 60 мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Мира, 5Б (общестроительные работы, отопление, внутренние сети электроснабжения)" (закупка N 0880300004118000050).
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 616 790, 50 рублей.
Документация об аукционе утверждена директором МКУ "Алтайская районная правовая служба".
Согласно Протокола N 1 от 06.09.2018 г. рассмотрения первых частей заявок электронного аукциона N 0880300004118000050, по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, было подано четыре заявки. Аукционная комиссия рассмотрела заявки на соответствие их требованиям документации об электронном аукционе, и на основании части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок приняла решение о допуске всех участников закупки, подавших заявки на участие в данном электронном аукционе, к участию в нем и признании всех (четверых) участников закупки участниками аукциона.
Согласно части 3 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В срок, указанный в документации об электронном аукционе, заказчик, в соответствие с поступившими запросами, разместил три ответа на запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе - от 27.08.2018 г., от 29.08.2018 г., от 30.08.2018 г.
В разъяснении положений документации об аукционе от 29.08.2018 г. и от 30.08.2018 г. заказчик указал предмет запроса и ответ на него. При разъяснении положений документации об аукционе от 27.08.2018 г. заказчик указал только ответ на запрос без указания предмета запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы по существу, довод заявителя об отсутствии разъяснения положений документации об электронном аукционе от 27.08.2018 г. не подтвердился. Однако довод об отсутствии в таком разъяснении указания на предмет запроса нашел свое подтверждение, что даёт основание признать жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" в этой части обоснованной.
В соответствии с положениями пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 114/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.
Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее:
1. Согласно пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В документации об электронном аукционе заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Однако, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона заказчик не установил исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкции по ее заполнению.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в Закон о контрактной системе в сфере закупок и с 01.07.2018 года часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Так, в пункте 1 слова "место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица)" заменить словами "место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона"; пункт 2 дополнен словами "(указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)"
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в разделе II.III пункта 2 документации об аукционе, установлены требования к содержанию второй части заявки по пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок в недействующей редакции Закона.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 5 Извещения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе (далее - Извещения о внесении изменений) указано:
Дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 20.08.2018
Дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 31.08.2018.
При этом дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме установлена как 10:00 05.09.2018 г.
Однако, если запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступит заказчику за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, то есть 01.09.2018 года, то заказчик в течении двух дней (то есть 02-03.08.2018 года) обязан разместить в ЕИС соответствующие разъяснения. Следовательно, датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе следует считать 03.09.2018 года, а не 31.08.2018 года, как указал заказчик в аукционной документации, тем самым нарушив требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок проект контракта не содержит такого условия.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
- Пунктом 7 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Изучив проект муниципального контракта, комиссия Хакасского УФАС России установила, что в проекте контракта пунктом 16.3 предусмотрены штрафные санкции для подрядчика в соответствии с пунктом 3 Правил. Однако учитывая, что контракт заключается на проведения работ по строительству объектов капитального строительства, то заказчик должен был установить штрафные санкции в соответствие с пунктом 7 Правил.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте муниципального контракта документации об Аукционе надлежащим образом условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
- Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Однако в пункте 16.8 проекта муниципального контракта указано следующее:
16.8. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, (за исключением по оплате цены Работ) Подрядчик вправе потребовать от Заказчика уплатить штраф в размере:
а) 2,5% (два целых и пять десятых процента) цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 000 000 (три миллиона) рублей;
б) 2% (два проценты) цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 000 000 (трех миллионов) рублей до 50 000 000 (пятидесяти миллионов) рублей;
в) 1,5% (один целый и пять десятых процента) цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 50 000 000 (пятидесяти миллионов) рублей до 100 000 000 (ста миллионов) рублей;
г) 0,5% (ноль целых пять десятых процента) цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает 100 000 000 (сто миллионов) рублей.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в проекте муниципального контракта документации об Аукционе установлены штрафные санкции за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
- Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, в пунктах 16.2, 16.7 проекта контракта заказчик установил несоответствующий действующему законодательству порядок определения размера пени:
16.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П=(Ц-В)хС (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Поставщиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контракта; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле С = Сцб х ДП (где Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП -количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формулу К =ДП/ДК х 100% (где ДП -количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
16.7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательств по оплате цены Работ, предусмотренных Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Кроме того, Комиссией установлено, что в проекте контракта не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком и подрядчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку в пунктах 16.2 и 16.7 проекта контракта говорится о том, что размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы, в то время как в части 5 и части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок речь идет о ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, указанные действия Заказчика, не установившего надлежащим образом размера пени в случае просрочки Заказчиком, Подрядчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
- Кроме того, в пунктах 11 и 12 Правил указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствуют положения о максимальной сумме начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и максимальной сумме сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Пунктом 16.13. проекта контракта установлено: "Стороны вправе по соглашению сторон изменить Контракт в части сроков выполнения работ или объема работ в случаях предусмотренных, законом о госзакупках".
Вместе с тем, Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено возможности изменения сроков выполнения работ. Установив такое условие, заказчик нарушает требования части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. В соответствие с пунктом 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссией установлено, что документация не содержит информации о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, что является со стороны заказчика нарушением пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
8. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, как указано в пункте Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе заказчиком указаны следующие требования к содержанию первой части заявки:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров) на условиях, предусмотренных частью VI "Техническая часть" документации об аукционе (далее - часть VI "Техническая часть" либо наименование и описание объекта закупки), а в случае осуществления закупки товара или услуг (работ), для оказания (выполнения) которых используется товар также и:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Таким образом, установленная Заказчиком Инструкция обязывает участников закупки в первой части заявки указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе. При этом такая Инструкция не содержит указания на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в отношении которых участникам закупки следует сделать предложение в своих заявках.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что положения инструкции не являются достаточно ясными и точными, и могут ввести участников закупки в заблуждение, поскольку неустановление надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, и повлечь за собой признание таких заявок несоответствующими установленным заказчикам требованиям.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта при направлении его победителю электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 2, 5, 7, 8 и пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99, статьи 106, части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33. 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Белоярский детский сад "Теремок", уполномоченного учреждения - МКУ "Алтайская районная правовая служба" при проведении электронного аукциона "Детский сад в селе Белый Яр вместимостью на 60 мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Мира, 5Б (общестроительные работы, отопление, внутренние сети электроснабжения)" (закупка N 0880300004118000050) обоснованной в части не указания предмета запроса в разъяснениях положений документации от 27.08.2018 г.
2. Признать уполномоченное учреждение - МКУ "Алтайская районная правовая служба" нарушившим части 5, 7, 8 и пункт 2 части 13 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 2, 10 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65, часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Заказчику - Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Белоярский детский сад "Теремок" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 11 сентября 2018 г. N 114/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018