Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЭТНА" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставкубоевой одежды пожарных, перчаток, подшлемников для пожарных(номер извещения 0173100004818000319)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе требования к закупаемым товарам, отсутствующие в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании и законодательстве Российской Федерации о стандартизации на такие товары;
2) установившего в документации об Аукционетребования к ряду показателей товаров без указания минимальных и максимальных значений таких показателей, а также значений таких показателей, которые не могут изменяться, что не позволяет определить требования Заказчика к товару;
3) установившего в документации об Аукционе требования к внешнему виду костюма специального боевого одежды противопожарных,не соответствующие п. 5.3.6 ГОСТ Р 53264-2009;
4) установившего в документации об Аукционе требования к материаламкостюма о соответствии конкретным ТУ, ТО с нарушением положений Закона о контрактной системе;
5) не ответившего на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе в части вопроса N 4.
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.08.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 787 800 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 30.08.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 31.08.2018;
5) дата проведения Аукциона - 03.09.2018;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В разделе 2 "Техническое задание" документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены требования к закупаемым товарам.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 1.2 приложения "Описание" к Техническому заданию указаны требования к материалам, отсутствующие в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании и законодательстве Российской Федерации о стандартизации, а именно:
к товару "Костюм": "Воротник-стойка с вельветовой отделкой", "Теплоизоляционная несъемная подкладка должна состоять из саржи черного цвета, простеганной с шерстяным ватином"; "Брюки с несъемной теплоизоляционной подкладкой из простеганной со слоем шерстяного ватина"; "на передних половинках брюк в области коленного сустава - наколенники из полиарамидной ткани с полимернымпленочным покрытием", "а нижний край задних половинок обработан стойким к истиранию параарамидным материалом", "Накладки в нижней части шагового шва должны быть выполнены из стойкой к истиранию арамидной ткани". Кроме того, указаны наименования, химический состав и показатели поверхностной плотности материалов, не предусмотренные в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании и законодательстве Российской Федерации о стандартизации, а именно:
к товару "Костюм": "Ткань полиарамидная термостойкая черного цвета с антистатической нитью и тефлоновой масло-водоотталкивающей пропиткой", "Вельвет, хлопок - 100 %, черного цвета", "Теплоизолирующий нетканый материал верблюжья шерсть линейной плотностью не менее 300 г/м2","Бязь хлопчатобумажная гладкокрашеная, арт. 1124, черного цвета","Саржа вискозная подкладочная черного цвета:арт. 8С 5-ВШ; арт. 12311", "Трикотажное полушерстяное полотно плотностью 330 г/м2, черного цвета","Люминесцентная негорючая ткань не клеенчатого типа плотностью 280 г/м2, размером 340х150 мм", "Металлический карабин-застежка, оксидированный в черный цвет", "Термостойкий силиконовый герметик".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениям действующего ГОСТ на указанный товар, а также требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в ходе заседания Комиссии представитель Заявителя не представил документов и сведений, подтверждающих, что действия Заказчика, установившего указанные требования, противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия,изучив пояснения сторон,приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в документации об Аукционе данные требования к закупаемым товарам, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 1.2 приложения "Описание" к Техническому заданию указаны требования к показателям закупаемым товарам без указания минимальных и максимальных значений таких показателей, а также значений таких показателей, которые не могут изменяться, что не позволяет определить требования Заказчика к товару,а именно:
для товара "Костюм состоит из куртки и брюк": мембрана на трикотажной основе должна быть с антибактериальной обработкой, термостойкой.
для товара "Подшлемник для пожарных": "подшлемник должен быть двухслойный, верхний слой из термостойкого материала, внутренний из гипоаллергенной хлопчатобумажной пряжи".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе установлено требование к костюму о соответствииГОСТ Р 53264-2009, при этом требование к термостойкости мембраныкостюма обусловлено положениями ГОСТ Р 53264-2009. Таким образом, участнику закупки при подготовки заявки на участие в Аукционе необходимо руководствоваться, в том числе положениями указанного ГОСТ.
Также представители Заказчика пояснили, что детальные требования к антибактериальной обработке мембраны на трикотажной основе костюма и к гипоаллергенности хлопчатобумажной пряжи внутреннего слоя подшлемника не установлены в связи с тем, что для Заказчика наличие данных особенностей у закупаемого костюма является достаточной информацией, при этом параметры достаточности антибактериальной обработки и гиппоаллергенности определяет производитель товара с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссия изучив документы и сведения, а также пояснения, представленные представителями сторон, приходит к выводу, что указанные требования не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 1.2 приложения "Описание" к Техническому заданию указано требование к мембране на трикотажной основе костюма о том, что такая мембрана должны быть "дышащая", при этом из указанного требования не представляется определить показатели, позволяющие определить, что означает требование Заказчика "дышащая".
Комиссия изучив документы и сведения, а также пояснения, представленные представителями сторон установила, что требование о том, что мембрана на трикотажной основе должна быть "дышащая"является необъективным в связи с тем, что понятие "дышащая" не имеет конкретного определения, что в свою очередь может привести к невозможности определения соответствия товара указанному требованию при его приемке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, не позволяющее определить требования к товару, не соответствуют части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил требования к внешнему виду костюма специального боевого одежды противопожарных,не соответствующие п. 5.3.6 ГОСТ Р 53264-2009, а именно: к куртке костюма "На кокетке спинке куртки должна бытьнакладка из термостойкого флуоресцентного материала со световозвращающей рамкой и надписью "ФСО РОССИИ"с высотой букв не менее 40 мм, дублированная люминесцентным материалом по периметру текста и рамки, и читаемая при отсутствии источников света", что позволяет участникам закупки указать в первой части заявки на участие в Аукционе противоречивую ГОСТ Р 53264-2009 информацию.
В соответствии с вводной частью приложения "Описание" к Техническому заданию закупаемая продукция должна соответствовать
ГОСТ Р 53264-2009, а также требованиям, установленным в приложении "Описание".
Кроме того, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе в случае, если Заказчиком установлено требование по соответствию товара ГОСТ, то участник закупки должен указать соответствие предлагаемого товара требованиям указанного ГОСТ с учетом приоритетных характеристик и требований, указанных в описании объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование к костюму о соответствии ГОСТ Р 53264-2009 установлено в соответствии с потребностями Заказчика, при этом требование данного ГОСТ, а именно надпись на накладке из термостойкого флуоресцентного материала со световозвращающей рамкой "ПОЖАРНАЯ ОХРАНА МЧС РОССИИ" не соответствуют потребностям Заказчика, в связи с чем Заказчиком данное требование изменено и указано "ФСО РОССИИ". Кроме того, иные установленные требования не противоречат положениям ГОСТ Р 53264-2009 и указаны с учетом требований Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив положения ГОСТ Р 53264-2009, указанные требования к товару, а также пояснения сторон, приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего данные требования не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
4. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил требования к материалам, применяемые при изготовлении костюма, о соответствии конкретным ТУ, ТО, что ограничивает количество участников закупки,а именно: к материалу "Бязь хлопчатобумажная гладкокрашеная, арт. 1124, черного цвета" - "ТУ 858-5729-2005 изв.1,2", к материалу "Саржа вискозная подкладочная черного цвета: арт. 8С 5-ВШ" - "ТО 8385-08894280-013-06",к материалу "Саржа вискозная подкладочная черного цвета: арт. 12311" - "ТУ 8385-08894280-018-06".
При этом данные ТУ, ТО отсутствуют в составе документации об Аукционе.
Кроме того, отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие данных материалов установленным заказчиком требованиям в документации об Аукционе.
Ввиду того, что в составе документации об Аукционе отсутствуют указанные ТУ, ТО, которым должны соответствовать материалы, из которых изготавливается костюм, а также требования к таким материалам, позволяющие определить соответствие данных материалов установленным заказчиком требованиям в документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным определить требования к материалам, а также поставить товар на условиях документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к закупаемым товарам, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственностьза совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем на сайте Оператора электронной площадки направлен Заказчику запрос о разъяснении положений документации об Аукционе (далее - Запрос о разъяснении положений документации об Аукционе).
Заказчиком 27.08.2018 в соответствии с поступившим Запросом о разъяснении положений документации об Аукционе на сайте Оператора электронной площадки размещены разъяснения положений документации об Аукционе (далее - Разъяснения положений документации об Аукционе).
Комиссия изучила Разъяснения положений документации об Аукционе и установила, что разъяснения содержат ответ на вопрос N 4 Заявителя.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭТНА"обоснованнойв части действий Заказчика, установившего в нарушение требований Закона о контрактной системе требование к мембране на трикотажной основе костюма о том,что такая мембрана должна быть "дышащая", установившего в документации об Аукционе требования к материалам костюма о соответствии конкретным ТУ, ТО с нарушением положений Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениепункта1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадкипредписаниеоб устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 сентября 2018 г. N КГОЗ-430/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018