Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Силичева М.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Подрядчик" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Муниципальное казенное учреждение "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее Заказчик, аукционная комиссия) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт фасада "Облицовка фасадными кассетами фасада здания ДОУ "Ромашка" (извещение N 0161300005618000064) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
07.09.2018 (вх. N2832-эл) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Общества на действия аукционной комиссии, действия которай, по мнению Заявителя, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика на заседание Комиссии не прибыл, вместе с тем, представил письменные возражения, из которых следует, что аукционная комиссия действовала в рамках Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системы внеплановую проверку, установила следующее.
10.08.2018 16:06 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Капитальный ремонт фасада "Облицовка фасадными кассетами фасада здания ДОУ "Ромашка" (извещение N 0161300005618000064).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 827 163 ,00 руб.
Из довода Заявителя следует, что его заявка (N166) отклонена, так как "первая часть заявки не соответствует требованиям аукционной документации и ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Не указаны конкретные показатели используемых материалов"
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и требованиями аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 настоящей статьи.
В ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе указано, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе, информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.08.2018 N0161300005618000064-1 заявка Общества (заявка N166) отклонена по следующим основаниям:
На основании изложенного, Комиссией установлено, что в вышеуказанном протоколе, подписанным всеми членами аукционной комиссии, отсутствует обоснование решения об отклонении заявки Общества, в том числе отсутствуют указания положений аукционной документации, которым не соответствует заявка, положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией, что нарушает п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Заявитель в жалобе указывает, что его заявка отклонена незаконно; считает, что Инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение, в связи с чем, Комиссией Сахалинского УФАС России проведена внеплановая проверка.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В аукционной документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержаться, в том числе, инструкция по заполнению заявки (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно инструкции по заполнению заявки в случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в сопровождении слов "свыше" (в сокращенном виде "св."), "от", "до" , словосочетаний "не выше", "не более", "не менее", "не ранее", символа " - " (дефис) участник закупки указывает значения (в случае нормирования (регламентирования) характеристики) в сопровождении данных слов, словосочетаний. При этом участник закупки делает предложение с учетом значений, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения, указанных в нормативной документации, которые могут быть равными, меньшими или большими по отношении к установленным заказчиком.
Согласно техническому заданию (приложение N1 к проекту контракта) установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требование к безопасности, требование к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика:
N п/п |
Наименование материала |
Технические характеристики |
1 |
ИЗОСПАН: АМ или эквивалент |
Водоупорность: не менее 900 мм.вод.ст. Температура применения: от - 50 до +80 °С Паропроницаемость: не менее 800 гр/м/сут. Эксплуатационный срок не менее 50 лет |
2 |
Плиты теплоизоляционные: на основе базальтовых пород КТ фасад М100 или эквивалент |
Плотность, 150-160 кг/м3 Теплопроводность, Вт/(мхК) при температуре 2985К (2550С) - 0,038 Содержание органических веществ, % по массе, не более 4,5 Водопоглощение,%, по массе, не более 12, по объему, не более 1,0 Паропроницаемость, 0,52 мг/мхчхПа |
3 |
Грунтовка ГФ-021 или эквивалент |
Цвет и текстура пленки. Внешний вид пленки Красно-коричневый (серый, белый), полуглянцевая либо матовая текстура. Однородная, ровная, без расслоений и кратеров; Время высыхания до третьей степени при температуре 20С - 12 часов; Эластичность при изгибе - 1 мм; Расход на один слой - от 60 до 100 грамм на квадратный метр; Адгезия пленки не более 1 балла; |
4 |
Клей для приклеивания минеральной ваты типа "BOLIX ZW" или эквивалент |
Температура применения от +5 до +25°C |
5 |
Краски водно-дисперсионные поливинилацетатные |
Согласно ГОСТ 28196-89 |
6 |
Алюминиевые композитные панели Краспан или эквивалент |
Лицевая поверхность: текстурированная металлическая поверхность с полимерным лакокрасочным покрытием. Основа: алюминиевый лист* Огнестойкий минералонаполненный нетоксичный сердечник* Способ крепления: кассета (на боковых усилителях) или кассета (на салазках) |
Из вышеуказанной инструкции следует, что участники закупки в случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в сопровождении "от", "до" , словосочетаний "не более", "не менее", указывает значения (в случае нормирования (регламентирования) характеристики) в сопровождении данных слов, словосочетаний. Вместе с тем, участник закупки делает предложение с учетом значений, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения, указанных в нормативной документации, которые могут быть равными, меньшими или большими по отношении к установленным заказчиком.
Комиссия, изучив заявку Общества, установила, что его заявка по первому наименованию заполнена следующим образом:
N п/п |
Наименование материала |
Технические характеристики |
1 |
ИЗОСПАН: АМ Товарный знак ИЗОСПАН Страна происхождения Россия |
Водоупорность: не менее 1200 мм.вод.ст. Температура применения: от - 50 до +80 °С Паропроницаемость: не менее 880 гр/м/сут. Эксплуатационный срок не менее 50 лет |
Таким образом, Заявитель, указал технические характеристики, как того требовала Инструкция по заполнению заявки, а именно:
- оставил такие слова/словосочетания, как "от", "до", "не менее"
- при этом сделал предложение с учетом значений, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения, указанных в нормативной документации, которые могут быть равными, меньшими или большими по отношении к установленным заказчиком.
Комиссия на основании изложенного делает вывод, что заявка Общества соответствовала требованиям аукционной документации и отклонена аукционной комиссией незаконно
Однако, как указывает Заявитель в жалобе, при заполнении заявки у него возникли сложности, а именно из Инструкции по заполнению заявки непонятно, как следует заполнять заявку: следует указывать конкретные значения товара или же указывать характеристики со словами "не более", "не менее".
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок при это необходимо сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Кроме этого, необходимо учитывать, что при установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Учитывая вышеприведенные положения Закона о контрактной системе, а также письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 заказчики, осуществляющие закупку по правилам вышеуказанного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки, в том числе разработать инструкцию по заполнению заявки таким образом, чтобы у участников закупки не возникали ошибки технического характера при заполнении и формировании своих заявок, при этом необходимо учитывать, что инструкция по заполнению заявки должна быть установлена должным образом, то есть не вызывать двоякого понимания потребности заказчика и предоставления недостоверной информации, что в последствии может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Комиссия Сахалинского УФАС России согласилась с Заявителем в том, что Инструкция по заполнению заявки вводит в заблуждение, а именно, из вышесказанного становится непонятно какая потребность Заказчика в товаре и как следует указывать участникам закупки показатели (минимальные/максимальные) при наличии слов/словосочетаний "не более", "не менее", "от", "до" и т.д.: указывать конкретные значения товара или же указывать характеристики со словами "не более", "не менее".
Кроме того, Комиссия установила, что Инструкция по заполнению заявки указывает, как следует предоставлять информацию в случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в сопровождении слов "свыше" (в сокращенном виде "св."), "от", "до" , словосочетаний "не выше", "не более", "не менее", "не ранее", символа " - " (дефис) только в случае нормирования (регламентирования) характеристики.
Пункт инструкции "в случае, если какое-либо значение по установленным настоящей документацией показателям, отсутствует или не нормируется (не регламентируется) стандартами в отношении конкретного предлагаемого участником закупки товара в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения, то участник закупки указывает наименование данного показателя в сопровождении слова "отсутствует" или словосочетаний "не нормируется", "не регламентируется" или "не определяется" не разъясняет участникам закупки как участникам закупки следует предоставлять информацию к ненормированным характеристикам: в виде конкретного значения; в виде диапазона значений; в неизменном виде. Так же не определено включаются ли крайние значения или не включаются.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение, а также не позволяет участникам заполнить свою заявку в соответствии с требованиями аукционной документации, из чего следует, что невозможно определить потребность Заказчика в товаре, что нарушает ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссия изучила заявки участников закупки, которые признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Заявка участника закупки N117 содержала по первому наименованию товара следующие характеристики:
N п/п |
Наименование материала |
Технические характеристики |
11 |
ИЗОСПАН: АМ Страна происхождения Россия |
Водоупорность: 900 мм. вод. ст. Температура применения: от - 50 до +80 °С Паропроницаемость: 880 гр/м/сут. Эксплуатационный срок 50 лет |
Заявка участника N216:
N п/п |
Наименование материала |
Технические характеристики |
1 |
ИЗОСПАН: АМ |
Водоупорность: 900 мм.вод.ст. Температура применения: от - 50 до +80 °С Паропроницаемость: 800 гр/м/сут. Эксплуатационный срок 50 лет |
Из Инструкции по заполнению заявки следует, что в случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в сопровождении словосочетания "не менее" участник закупки указывает значения (в случае нормирования (регламентирования) характеристики) в сопровождении данных слов, словосочетаний.
Комиссией установлено, что такой показатель как "водоупорность" регламентирован ГОСТ 3816-81 "Полотна текстильные. Методы определения гигроскопических и водоотталкивающих свойств", из чего следует, что техническую характеристику по данному параметру необходимо указывать со словосочетанием "не менее". Однако участники закупки под номерами 116 и 216 заполнили заявку не в соответствии с указанным требованием и были допущены аукционной комиссией незаконно.
Заявка участника N170:
1 |
ИЗОСПАН: АМ
Производство Россия, ООО "ТехноНиколь" |
Водоупорность: 900 мм.вод.ст. Температура применения: - 50 +80 °С Паропроницаемость: 800 гр/м/сут. Эксплуатационный срок 50 лет |
Комиссией установлено, что участник закупки N170 указал все технические характеристики БЕЗ каких-либо слов/словосочетаний, что не соответствует требованиям аукционной документации, в том числе, не учитываются правила инструкции по заполнению заявки.
Кроме того такую техническую характеристику как "Температура применения: от - 50 до +80 °С" участники закупки N117, N216 и N170 указали по-разному:
N117: "Температура применения: от - 50 до +80 °С;
N216: "Температура применения: от - 50 до +80 °С;
N170: "Температура применения: - 50 +80 °С"
Вместе с тем, все вышеуказанные участники признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены на участие в аукционе.
На основании изложенного следует, что заявка ООО "Подрядчик" отклонена аукционной комиссией незаконно; заявки под номерами 116, 216, 170 допущены аукционной комиссией незаконно, что нарушает ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Подрядчик" (ИНН 3808169860) на действия аукционной комиссии Муниципальное казенное учреждение "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (ИНН 6502005772) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт фасада "Облицовка фасадными кассетами фасада здания ДОУ "Ромашка" (извещение N 0161300005618000064) -обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" нарушившим ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию Муниципального казенного учреждения "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" нарушившей п. 2 ч. 6, ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику (аукционной комиссии) Муниципальному казенному учреждению "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2, п. 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
М.В. Силичев |
Члены комиссии |
С.А. Дубровина |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 сентября 2018 г. N 338/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2018