Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- Демидовой Е.Н. - руководителя Управления, председателя Комиссии;
- Казаковой Е.А. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
- Горяиновой В.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления;
при участии:
со стороны заявителя - ООО "Перспектива": представитель не явился (о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы общество уведомлено надлежащем образом),
со стороны уполномоченного учреждения - Муниципального казенного учреждения "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области":
- Холодковой Е.А. - директора учреждения, действующей на основании Распоряжения администрации Пензенского района Пензенской области от 05.05.2015 N 43-к,
со стороны муниципального заказчика - Отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области:
- Греднева Р.В. - начальника отдела образования, действующего на основании Распоряжения администрации Пензенского района Пензенской области от 12.09.2018 N 151-к,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", переданную в соответствии с положениями Приказов ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, от 13.10.2015 N 955/15 из ФАС России (вход. N 144071-эп/18 от 04.09.2018) на положения документации об электронном аукционе "Строительство детского дошкольного учреждения на 120 мест N 2 по адресу "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 7 очередь строительства жилой застройки района (г. Спутник)"" (извещение N 0855300003918000071 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.08.2018) (далее - электронный аукцион), проводимого уполномоченным учреждением - Муниципальное казенное учреждение "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" для нужд муниципального заказчика - Отдел образования администрации Пензенского района Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
07 сентября 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) из ФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе "Строительство детского дошкольного учреждения на 120 мест N 2 по адресу "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 7 очередь строительства жилой застройки района (г. Спутник)"" (извещение N 0855300003918000071 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.08.2018), проводимого уполномоченным учреждением - Муниципальное казенное учреждение "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" для нужд муниципального заказчика - Отдел образования администрации Пензенского района Пензенской области.
По мнению подателя жалобы, заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) заказчиком в нарушение части 1 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в проекте контракта предусмотрено увеличение срока исполнения контракта в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
2) заказчиком в нарушении части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе неправильно указаны пени за нарушение обязательств по контракту;
3) заказчиком в проекте контракта не определено условие об отсутствии необходимости привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, если контракт заключается с исполнителем, который является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО "Перспектива" была принята и назначена к рассмотрению на 10 часов 00 минут 13.09.2018.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 12.09.2018 N 2771, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы также не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 12.09.2018 N 2773, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.
21.08.2018 уполномоченным учреждением - Муниципальным казенным учреждением "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" для нужд муниципального заказчика - Отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0855300003918000071 и документация об электронном аукционе "Строительство детского дошкольного учреждения на 120 мест N 2 по адресу "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 7 очередь строительства жилой застройки района (г. Спутник)"".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 96 700 930 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 06.09.2018 в 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 07.09.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 10.09.2018.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных данной нормой.
В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта (раздел 3 документации об электронном аукционе) заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству детского дошкольного учреждения на 120 мест N2 по адресу "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 7 очередь строительства жилой застройки района (г. Спутник)" (далее - объект).
Согласно пункту 1.3 проекта контракта работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ, согласно Приложению N 3 к контракту, а также с видами и объемами работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, согласно Приложению N 5 к контракту.
В соответствии с пунктом 3.1 проекта контракта сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 30.11.2019 г.
Также пунктом 3.2 проекта контракта предусмотрено, что работы, предусмотренные настоящим контрактом, выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 3).
Как следует из пункта 3.3 проекта контракта результатом выполненной работы по Контракту, предметом которого являются строительство объекта капитального строительства, является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектно-сметной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10.1 проекта контракта настоящий контракт считается заключенным со дня его подписания и действует до 31.12.2019 г. или расторжения на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Пунктом 8.3 проекта контракта определено, что наступление обстоятельств, вызванных действием непреодолимой силы, влечет увеличение срока исполнения контракта на период действия указанных обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании изложенного Комиссий Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение указанных норм, заказчиком в проекте муниципального контракта установлены следующие виды ответственности:
- пункт 5.9 проекта контракта: "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе требовать уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы";
- пункт 5.11 проекта контракта: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком".
Согласно Письму Минфина России от 22.01.2016 N 02-02-15/2350 в соответствии с пунктом 1 указания Банка России от 11.12.2015 N 3894-У (далее - Указания) с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. При этом с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России (пункт 2 Указаний). Исходя из изложенного положения части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении устанавливаемого в контракте минимального размера пеней, начисляемых в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту, с 1 января 2016 года должны применяться с учетом Указаний.
Таким образом, Комиссия Управления считает рассматриваемый довод жалобы обоснованным.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 утверждены "Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Пунктом 11 информационной карты документации об электронном аукционе определено, что подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены контракта.
Согласно пункту 4.2.15 проекта контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены Контракта.
Как установлено Комиссией Управления положения проекта контракта соответствуют Типовым условиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466, а также статье 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода.
Оценив материалы дела и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе "Строительство детского дошкольного учреждения на 120 мест N 2 по адресу "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 7 очередь строительства жилой застройки района (г. Спутник)"" (извещение N 0855300003918000071 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.08.2018), проводимого уполномоченным учреждением - Муниципальное казенное учреждение "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" для нужд муниципального заказчика - Отдел образования администрации Пензенского района Пензенской области частично обоснованной.
2. Признать уполномоченное учреждение - Муниципальное казенное учреждение "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" нарушившим части 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат закупки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.Н. Демидова
Заместитель председатель Комиссии Е.А. Казакова
Член Комиссии В.В. Горяинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 13 сентября 2018 г. N 5-05/162-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018