Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сосногорская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "СЦРБ") от 17.09.2018 N 4900 (вх. N 3317э. от 18.09.2018), жалобу акционерного общества Научно-производственный центр "Эльфа" (далее - АО НПЦ "Эльфа") от 19.09.2018 N б/н (вх. N 3334э. от 19.09.2018) на действия аукционной комиссии ГБУЗ РК "СЦРБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "На поставку лекарственного препарата для медицинского применения: меропенем", извещение N 0307300039618000194 (далее - закупка, электронный аукцион, обращение, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. В адрес Коми УФАС России поступило обращение ГБУЗ РК "СЦРБ" от 17.09.2018 N 4900 (вх. N 3317э. от 18.09.2018) об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона "на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: меропенем" (N извещения 0307300039618000194) от 14.09.2018, в связи с допущенной аукционной комиссией ГБУЗ РК "СЦРБ" ошибке при рассмотрении вторых частей заявок участников такого аукциона.
В целях проведения проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении ГБУЗ РК "СЦРБ" закупки путем проведения электронного аукциона, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми издан приказ от 19.09.2018 N 189 "О проведении внеплановой проверки".
2. В адрес Коми УФАС России 19.09.2018 посредством электронной почты поступила жалоба АО НПЦ "Эльфа" на действия аукционной комиссии ГБУЗ РК "СЦРБ" о неприменении требований Постановления Правительства Российской Федерации N 1289 от 30.11.2015 при рассмотрении вторых частей заявок участников указанной закупки.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Коми УФАС России к рассмотрению.
3. ГБУЗ РК "СЦРБ", АО НПЦ "Эльфа", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения, жалобы извещены.
ГБУЗ РК "СЦРБ" письмом от 24.09.2018 N 5022 (вх. N 3381э. от 24.09.2018), в связи с невозможностью явки представителя учреждения, ходатайствовало о возможности рассмотрения обращения, жалобы в отсутствие представителя больницы.
С доводами жалобы ГБУЗ РК "СЦРБ" выразило согласие.
АО НПЦ "Эльфа" письмом от 24.09.2018 (вх. N 3384э. от 24.09.2018) также ходатайствовало о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителя заявителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, жалобы, отсутствие представителей ГБУЗ РК "СЦРБ", АО НПЦ "Эльфа", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению обращения, жалобы по существу.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "СЦРБ".
Наименование объекта закупки - "на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: меропенем".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 313 751,55 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300039618000194, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru в редакции N 1 - 27.08.2018, в редакции N 2 - 30.08.2018.
Приказом ГБУЗ РК "Корткеросская ЦРБ" от 24.08.2018 N 721 в учреждении, в целях проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: меропенем, утверждена комиссия.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Меропенем".
Информация о лекарственном препарате "Меропенем" содержится в утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 N 2323-р перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 (далее - Постановление N 1289) определены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В силу пункта 5 указанного постановления установленные настоящим постановлением ограничения не применяются, в том числе в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества - до 31.12.2016 включительно.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного постановлением N 1289, содержится в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0307300039618000194, пункте 29 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе.
В пункте 28 раздела II Информационная карта" документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе:
"В соответствии с требованиями настоящей документации и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные частью 12.5 подраздела 12 раздела I настоящей документации, в том числе:
копию действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения
или
копию действующей лицензии на производство лекарственных средств;
декларацию о соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (пунктами 2-5, 5.1, 7 части 2.2 подраздела 2 раздела I настоящей документации). Указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки;
-регистрационное удостоверение лекарственного препарата;
-документы или копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемых товаров ограничениям и условиям допуска, установленным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, и предоставляемые в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. N 1289:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
- документы или копии документов, подтверждающих наименование производителя товара;
-в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 г. N 155:
- документы или копии документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого товара в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ: декларация страны происхождения поставляемого товара. Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001".
4.1. На участие в электронном аукционе подано шесть заявок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: меропенем." (N извещения 0307300039618000194) от 07.09.2018 к участию в аукционе допущены все участники, подавшие такие заявки.
В период проведения аукциона предложения о цене контракта были поданы пятью участниками закупки.
Согласно частям 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение о признании всех заявок соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Данное решение отражено в протоколе подведения итогов электронного аукциона "на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: меропенем." (N извещения 0307300039618000194) от 14.09.2018.
Комиссия Коми УФАС России считает действие аукционной комиссии в виде принятия решения о соответствии всех заявок требованиям документации об электронном аукционе неправомерным в силу следующего.
Как было указано выше, ограничение, установленное Постановлением N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 указанного постановления, в совокупности.
При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществления закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза.
Таким образом, при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления N 1289, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, признаются не соответствующими требованиям и подлежат отклонению.
Комиссия Коми УФАС России, изучив заявки участников с порядковыми номерами 24, 76, 216, 230, 241 установила следующее.
Заявки участников закупки с порядковыми номерами 24, 230 содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения, кроме того в целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров, данными участниками в составе заявок представлены, предусмотренные Постановлением N 1289, сертификаты о происхождении товаров.
Так, участником закупки, заявке которого присвоен порядковый номер 24, предложен к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием "Меропенем-ДЕКО" (Россия). В составе второй части заявки на предлагаемый препарат участником представлен сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) N 8134000059 от 16.02.2018, регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛП-001718 от 02.07.2012, согласно которым производителем указанного лекарственного препарата является: общество с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "ДЕКО" (Россия).
В заявке участника закупки с порядковым номером 230 к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Мепенем" (Россия). В составе второй части заявки на предлагаемый препарат участником представлен сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) N 8021001885 от 22.03.2018, регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛП-002354 от 28.01.2014 (дата переоформления: 28.12.2017), согласно которым производителями указанного лекарственного препарата являются: общество с ограниченной ответственностью "Рузфарма" (Россия), Эльфа Лабораториз (Индия).
Участником закупки, заявке которого присвоен порядковый номер 76, предложен к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием "Меропенем Спенсер" (Индия). В составе второй части заявки на предлагаемый препарат участником представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛСР-001342/07 от 29.06.2007, согласно которому производителями указанного лекарственного препарата являются: Купер Фарма (Индия), Акорн Индия Пвт, Лтд (Индия).
В заявке участника закупки с порядковым номером 216 к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Мерексид" (Индия). В составе второй части заявки на предлагаемый препарат участником представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛСР-008460/10 от 19.08.2010, согласно которым производителем указанного лекарственного препарата является: Оксфорд Лабораториз Пвт, Лтд (Индия).
В заявке участника закупки с порядковым номером 241 к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Мепенем" (Индия). В составе второй части заявки на предлагаемый препарат участником представлена печатная версия экранного изображения Государственного реестра лекарственных средств с информацией о регистрационном удостоверении лекарственного препарата для медицинского применения N ЛП-002354 от 28.01.2014, согласно которому производителями указанного лекарственного препарата являются: общество с ограниченной ответственностью "Рузфарма" (Россия), Эльфа Лабораториз (Индия).
Таким образом, Комиссией Коми УФАС России сделан вывод о том, что на участие в электронном аукционе подано две заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов двух различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара.
В данном случае, Постановление N 1289 подлежит применению, следовательно, заявки с порядковыми номерами 76, 216, 241 аукционной комиссией ГБУЗ РК "СЦРБ" подлежали отклонению как не соответствующие требованиям постановления Правительства N 1289.
Таким образом, действие аукционной комиссии ГБУЗ РК "СЦРБ" в виде принятия решения о соответствии всех заявок на участие в электронном аукционе требованиям документации об электронном аукционе, противоречит пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, пункту 1 Постановления N 1289.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО НПЦ "Эльфа" на действия аукционной комиссии ГБУЗ РК "СЦРБ" обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать аукционную комиссию нарушившей требования пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, пункта 1 Постановления N 1289.
3. В целях устранения допущенных аукционной комиссией ГБУЗ РК "СЦРБ" нарушений пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, пункта 1 Постановления N 1289, выдать аукционной комиссии ГБУЗ РК "СЦРБ" предписание об устранении указанных нарушений посредством отмены протокола подведения итогов электронного аукциона "на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: меропенем." (N извещения 0307300039618000194) от 14.09.2018.
4. Решить вопрос о привлечении членов аукционной комиссии ГБУЗ РК "СЦРБ" к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_.> |
Члены комиссии <_.>
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 сентября 2018 г. N 04-02/6804
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2018