Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанов,
члены Комиссии:
заместитель руководителя Крымского УФАС России В.В.Мельникова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России М.В. Наумович,
при участии представителей интересов:
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (далее - Заказчик) - Галдина А.А. (по доверенности);
- Общество с ограниченной ответственностью "Правильные решения" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа) при проведении закупки "Поставка оборудования удостоверяющего центра" (извещение N0575400000118000369) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа) при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и пояснили следующее:
"В разделе 2 "Цели и задачи" Технического задания указанно, следующее "Подтверждение соответствия, приобретаемого преднастроенного иного оборудования удостоверяющего центра требованиям действующего законодательства путем обеспечения процедуры аккредитации Заказчика с учетом приобретаемого преднастроенного оборудования удостоверяющего центра в министерстве связи и массовых коммуникаций РФ в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 N 486"
При этом в разделе 3 "Общие положения" указанно:
"Выполнение договора должно включать следующие этапы:
- поставка оборудования Удостоверяющего центра;
- монтаж и пуско-наладка;
Консультирование персонала удостоверяющего центра по организации и функционированию удостоверяющего центра в рамках действующего законодательства РФ;
- техническое сопровождение в рамках гарантийных обязательств"
В документации об аукционе отсутствуют требования об прохождении Исполнителем вместо Заказчика аккредитации удостоверяющего центра на основании требований приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N486 "Об утверждении административных регламентов предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по аккредитации удостоверяющих центров и исполнения Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной функции но осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы".
При проведении Аккредитации Исполнитель оказывает консультации в рамках технической поддержки.
Согласно раздела 3.3. Технического задания в консультацию входит:
Консультирование при установке продуктов должно включать в себя:
- предоставление комплекта эксплуатационной документации на продукт;
-рекомендации по процессу установки продукта в объеме эксплуатационной
документации.
Консультирование при эксплуатации продуктов должно включать в себя:
- рекомендации по настройке продукта в объёме эксплуатационной
документации;
- рекомендации но устранению ошибок, возникающих в процессе эксплуатации,
поиск и устранение причин, вызвавших сбой в работе;
- диагностику с целью установления факта ошибки в работе программного продукта. Выявленная ошибка, в зависимости от сложности, должна устраняться в процессе диагностики или в последующих обновлениях ПО.
Также, помимо этого, в рамках гарантийных обязательств. Исполнитель должен оказывать консультационные услуги по вопросам:
- получения лицензии ФСБ России в соответствии с требованиями Постановления Правительство Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", при этом перечень видов работ, на которые будет получаться лицензия, не будет включать п. 1,4-6,10,16,19;
аккредитации Удостоверяющею Центра в соответствии с требованиями приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N486 "Об утверждении административных регламентов. предоставления Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по аккредитации удостоверяющих центров и исполнения Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы";
- авторизации Удостоверяющего Центра на торговых площадках".
До этапа проведения аттестационных испытаний, Исполнитель должен осуществить:
- разработку необходимой технической и организационно-распорядительной документации, регламентирующей процессы функционирования Удостоверяющего центра и обеспечения информационной безопасности при его эксплуатации;
- настройку поставляемою оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией на его компоненты.
В состав разрабатываемой технической документации Удостоверяющею центра должны входить:
- Модель угроз и нарушителя безопасности информации Удостоверяющего центра;
- Описание технических решений Удостоверяющего центра.
В состав организационно-распорядительной документации, регламентирующей процессы функционирования Удостоверяющего центра и обеспечения информационной безопасности при его эксплуатации может входить: Положение об Удостоверяющем Центре; Регламент Удостоверяющею центра, Приказы о назначении уполномоченных лиц Удостоверяющею Центра; Должностные инструкции персонала УЦ; Политики, инструкции, регламенты, приказы, регламентирующие мероприятия по защите информации, журналы поэкземплярного учета, журналы приёма/выдачи. Конкретный состав разрабатываемых документов определяется на этапе разработки Описания проектных решений Удостоверяющего центра.
Согласно п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313 для получения лицензии необходимо:
б) копии внутренних распорядительных документов, подтверждающих наличие условий для соблюдения конфиденциальности информации, необходимых для выполнения работ и оказания услуг.
Заказчик не требует от Исполнителя предоставления тех документов, которыми владеет только Заказчика, а требует от Исполнителя разработки комплекта организационно-распорядительных документов, необходимых для обеспечения процедуры получения лицензии ФСБ России;
"В связи с тем, что ViPNet приобретался ранее и учитывался в рамках создания Комплексной системы обеспечения информационной безопасности ФГУ11 "КЖД" в соответствии с Техническим проектом на создание Комплексной системы обеспечения безопасности ФГУП "КЖД" и обеспечивает возможность мониторинга функционирования средств обнаружения вторжений, необходимых для обеспечения информационной безопасности создаваемого удостоверяющего центра, считаем данные требования правомерными.
Согласно раздела 2 Технического задания целями создания Удостоверяющего центра является:
1.Обеспечение юридически значимого электронного документооборота в ФГУП "КЖД";
2.Обеспечение возможности изготовления квалифицированных сертификатов электронной подписи как сотрудникам ФГУП "КЖД" (при их доступе к внешним информационным системам), так и третьим лицам (при их доступе к информационным системам ФГУП "КЖД" и иным сторонним информационным системам, требующим наличия квалифицированной электронной подписи).
В ходе оказания консультационных услуг в сферу ответственности Заказчика входят утверждение, разработанных Исполнителем, необходимых для получения лицензии ФСБ России и аккредитации Удостоверяющего центра, организационно-распорядительных документов.
Данные пункты подразумевают создание удостоверяющего центра, аккредитованного в Минкомсвязи РФ.
7. В состав поставки программно-аппаратных комплексов криптографической зашиты информации (тип 1,2), серверов с предустановленной операционной системой (тип 1,2), автоматизированных рабочих мест с предустановленной операционной системой входят средства криптографической Защиты информации и техническая и эксплуатационная документация к ним. Па основании этих документов должны разрабатываться организационно-распорядительные документы Заказчика, регламентирующие процессы функционирования удостоверяющего центра (регламенты функционирования, инструкции операторов удостоверяющего центра и т.д.)".
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик в подпункте 4 пункта 3.3 раздела IV Описание объекта закупки устанавливает порядок оказания консультационных услуг:
1. Исполнитель в течение 5 рабочих дней с момента заключения государственного контракта должен предоставить Заказчику весь необходимых для утверждения комплект организационного-распорядительных документов, необходимых для получения лицензии ФСБ России и аккредитации Удостоверяющего центра, а также (в случае необходимости) необходимые корректировки к существующей нормативно-правовой базе Заказчика. Требуемая для оказания Исполнителем консультационных услуг информация предоставляется ему по запросу.
2. В срок не позднее 10 календарных дней с момента поставки оборудования удостоверяющего центра, Исполнитель должен предоставить Заказчику функционирующий комплекс Удостоверяющего центра, требования по обеспечению безопасности информации которого подтверждены аттестатом соответствия (со сроком действия не менее 3 лет), а также комплект документов, необходимых для подачи заявления на получение лицензии ФСБ России.
3. Исполнитель в ходе проведения проверки Заказчика лицензионных требований ФСБ России должен обеспечить присутствие ответственного сотрудника для предоставления интересов Заказчика.
4. В срок не позднее чем 3 рабочих дня с момента предоставления Исполнителю Заказчиком копии лицензии ФСБ России - Исполнитель предоставляет Заказчику комплект документов, необходимых для подачи заявления на аккредитацию Удостоверяющего центра.
5. В случае отказа Заказчику в выдачи лицензии ФСБ России и/или аккредитации Удостоверяющего центра по причинам, связанным с неправильным и/или неполным комплектом документов, подготовленных Исполнителем или связанным с недооснащенности Удостоверяющего центра программными и/или программно-аппаратными компонентами - Исполнитель в течение 3 рабочих дней за свой счет должен исправить выявленные недостатки.
Таким образом, имеются несоответствия сроков оказания отдельных видов услуг, выполняемых в рамках данной закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Остальные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем Комиссией не установлено, что указанные нарушения повлияли на результаты Закупки, в связи с чем принято решение предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: В.В.Мельникова
М.В. Наумович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 сентября 2018 г. N 06/3104-18реш
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2018