Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Лаборатория цифрового зрения" и материалы дела N7-1/578,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория цифрового зрения" (далее - Заявитель), на действия заказчика - Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) (N0322100024518000136).
Заявителем обжалуются положения Аукционной документации в части необоснованного включения в них следующих требований к предмету закупки:
1. Блок измерения скорости (радарный модуль), не менее, шт. - 1.
2. Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС, км/ч, не более +-1.
Средний срок службы, лет, не менее 10.
Диапазон измерений расстояния от комплекса до ТС, м, не хуже от 10 до 60.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений угла между оптической осью комплекса и направлением на ТС, градусы, не более +-2.
3. Программное обеспечение АПК должно быть внесено в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД.
На основании ст.99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0322100024518000136 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 31.08.2018.
Объект закупки: установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 219 026 458,74 руб.
Источник финансирования: федеральный бюджет.
Заказчик представил мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными, а положения аукционной документации соответствующими Закону о контрактной системе.
Изучив материалы дела Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.78 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N664 средства автоматической фиксации применяются при надзоре за дорожным движением в соответствии с установленными требованиями ГОСТ Р 57145-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения".
В силу 4.1 ГОСТ Р 57145-2016 технические средства автоматической фотовидеофиксации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 57144.
П.4.4 ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" гласит, что по принципу измерения параметров транспортных средств технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяют на типы:
- радиолокационные (Р);
- лазерные (Л);
- с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В);
- индуктивные (Инд);
- магнитные (М);
- пьезоэлектрические (П);
- хронометрические (X);
- комбинированные (К);
- иные (И).
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что п.8.2.1 "Комплектность" Технического задания (Приложение N1 к проекту контракта) аукционной документации содержит следующее требование комплектности комплексов как в моноблочном, так и в раздельном исполнении: "блок измерения скорости (радарный модуль), не менее, шт. - 1". Заказчик в Аукционной документации устанавливает требование наличия в комплектности комплексов блока (модуля) измерения скорости только радиолокационного (радарного) типа.
Комиссия, на основании анализа норм Закона о контрактной системе полагает, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2015 N Ф01-2510/2015 по делу NA11-8121/20147.
Поскольку Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников Аукциона, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений со стороны Заказчика норм Закона о контрактной системе.
Довод в данной части жалобы не обоснован.
2. Согласно ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России Заказчиком на основе направленного запроса на разъяснения положений конкурсной документации принято решение внести изменение в документацию об Аукционе.
Уведомление о внесении изменений в извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме размещено на сайте единой информационной системы 14.09.2018 с продлением срока окончания подачи заявок до 01.10.2018.
В соответствии с внесенными изменениями обжалуемые требования к предмету закупки, содержащиеся в Таблице 1 (Требования к метрологическим и техническим характеристикам АПК) Технического задания, изменены следующим образом.
Наименование параметра |
Значение параметра |
Нижний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств, км/ч |
не более 20 |
Верхний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств, км/ч |
не менее 250 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, не более |
_ 2 |
В диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга ТС, не более |
_2% |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени комплекса к шкале UTC (SU), с, не более |
_3 |
Рабочий диапазон температур, °С, не хуже |
от -60° до +40° |
Относительная влажность, % (при t=25°С), не менее |
98 |
Атмосферное давление, кПа, не хуже |
от 60,0 до 107 |
Потребляемая мощность видеомодуля, В-А, не более |
60 |
Средняя наработка на отказ, ч, не менее |
10 000 |
Средний срок службы, лет, не менее |
5 |
Довод Заявителя в данной части жалобы не находит своего подтверждения.
3. В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В п.2(1) Постановления N1236 указано, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что исходя из документации о проведении аукциона в электронной форме N0322100024518000136 объект закупки включает в себя аппаратно-программные комплексы (далее - АПК) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. АПК, помимо аппаратной составляющей, включают в себя и программное обеспечение. Заказчиком, среди прочего, п.8.9 "Требования по характеристикам" Технического задания (Приложение N1 к проекту контракта) Аукционной документации установлено следующее требование: оборудование должно иметь программное обеспечение, позволяющее осуществлять автоматическое распознавание Государственных регистрационных знаков.
Ввиду того, что в Постановлении N1236 отсутствуют исключения в отношении программного обеспечения, которое не выступает в качестве самостоятельного предмета закупки, а также учитывая, что программное обеспечение, входящее в состав комплекта товаров, приобретаемого Заказчиком по условиям данной закупки, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный Правительством Российской Федерации в Постановлении N1236, то Заказчик должен распространить на него действия указанного постановления Правительства Российской Федерации. (Аналогичный правовой подход содержит Определение ВС РФ N306-КГ17-22931 от 20.02.2018).
На основании изложенного, доводы жалобы относительно неправомерного установления в Аукционной документации требования о том, что программное обеспечение АПК должно быть внесено в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД, признаны Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованными.
Вместе с тем, в ходе неплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Согласно ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона среди прочего указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает, что при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона).
П.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе гласит, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п.2(2) Постановления N1236 подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;
подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, а также не размещено в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета в соответствии с положениями Постановления N1236. Также в п.21 Информационной карты Аукционной документации в перечне требований к первым частям заявок участников закупки отсутствует требование указания наименования страны происхождения товара.
Таким образом Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования ч.5 ст.63 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория цифрового зрения" на действия заказчика - Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) (N0322100024518000136) - необоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" нарушившим ч.5 ст.63 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы дела N7-1/578 должностному лицу Хабаровского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 сентября 2018 г. N 356
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2018