Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
Делянова В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ" - "__" (доверенность б/н от 20.07.2018);
заказчик - Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, своих представителей на заседание Комиссии не направил;
уполномоченный орган - Администрация Маревского муниципального района и его конкурсная комиссия надлежащим образом уведомлены о месте и времени заседания Комиссии, своих представителей на заседание Комиссии не направили, заявили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей (вх. N 6728 от 03.10.2018 Новгородского УФАС России),
участник закупки (победитель) - Общество с ограниченной ответственностью "ТрансКом" (далее - ООО "ТрансКом") надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил;
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ" (173008, Великий Новгород, проезд Энергетиков, д. 6а; далее - ООО "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ") на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Администрации Маревского муниципального района (175350, с. Марево, Маревский район, ул. Советов, д. 27; далее - Администрация) при осуществлении им и заказчиком - Муниципальным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система" (175350, с. Марево, Маревский район, ул. Комсомольская, д. 11; далее - МУК "ЦБС") закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на заключение энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов муниципальными учреждениями Маревского муниципального района Новгородской области, извещение N 0150300009518000014 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 03.09.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
27.09.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) - ООО "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Администрации при осуществлении им и заказчиком - МУК "ЦБС" закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов муниципальными учреждениями Маревского муниципального района Новгородской области, извещение N 0150300009518000014 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.09.2018 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводятся к следующему.
1. Согласно протоколу N ПРО2 от 25.09.2018 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (для закупки N 0150300009518000014) (далее - Протокол) заявка участника закупки ООО "ТрансКом" конкурсной комиссией уполномоченного органа - Администрации признана соответствующей требованиям, указанным в документации о проведении настоящего открытого конкурса (далее - Конкурсная документация).
Указанное решение конкурсной комиссии уполномоченного органа податель Жалобы считает неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 к Конкурсной документации (далее - Техническое задание) мероприятия, предлагаемые в составе заявки на участие в конкурсе, должны включать в себя, в том числе:
- строительство (установка) автономного источника тепловой энергии для нужд заказчика;
- обязательства Исполнителя по приобретению топлива и эксплуатации указанного источника тепловой энергии на весь срок контракта;
- иные мероприятия на объекте Заказчика, направленные на энергосбережение.
Согласно пункту 1 Технического задания Приложения N 2 к проекту энергосервисного контракта целью контракта является реализация мероприятий, направленных на снижение совокупных затрат Заказчика на отопление Объекта энергосервиса, путем перевода на автономное отопление.
Однако, ООО "ТрансКом" в соответствии со своей заявкой предлагает следующие мероприятия:
- Модернизация котлов и котельного оборудования;
- Оптимизация внутренней системы отопления;
- Оптимизация режимов горения;
- Ремонт и утепление теплотрассы;
- Промывка и опрессовка системы отопления.
Таким образом, по мнению подателя Жалобы ни одно из указанных мероприятий не направлено на строительство (установку) автономного источника тепловой энергии для нужд заказчика, что в свою очередь не соответствует Техническому заданию.
2. Кроме того, предлагаемый ООО "ТрансКом" процент экономии, подлежащий к уплате исполнителю, равен "0", что подразумевает полное отсутствие оплаты по контракту. Данное предложение предполагает недобросовестное исполнение контракта.
ООО "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ" считает, что конкурсная комиссия уполномоченного органа - Администрация должна была руководствоваться положениями Конкурсной документации и отклонить заявку участника закупки ООО "ТрансКом", поскольку она не соответствовала её требованиям.
На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Конкурсная комиссия уполномоченного органа - Администрации считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 6684 от 03.10.2018 Новгородского УФАС России, далее - Возражения).
Согласно Возражениям централизованной системой теплоснабжения называется система теплоснабжения в том случае, когда от одного источника тепла (ТЭЦ или районных котельных) подается тепло для многих зданий, а под автономным источником тепловой энергии понимается комплекс технологического оборудования, вырабатывающего тепловую энергию принятых параметров для целей теплоснабжения здания и сооружения или группы зданий и сооружений. Данный объект энергосервиса отапливает 4 здания, находящихся в непосредственной близости друг от друга.
На основании изложенного, комиссия пришла к выводу, что объект энергосервиса Заказчика не является частью централизованной системы отопления.
Заявка на участие в конкурсе ООО "ТрансКом" соответствует требованиям Закона о контрактной системы, Конкурсной документации, признана надлежащей и рассмотрена комиссией.
Комиссия считает, что мероприятия, предлагаемые ООО "ТрансКом" относятся к мероприятиям, направленным на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, так как модернизация котлов и котельного оборудования подразумевает установку (замену) технологического оборудования, а победитель конкурса определен на основании критериев, указанных в конкурсной документации, на основании предложений участников конкурса.
Заказчик - МУК "ЦБС" каких-либо возражений относительно доводов Жалобы не представил.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В сентябре - октябре 2018 года заказчиком - МУК "ЦБС" и уполномоченным органом - Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов муниципальными учреждениями Маревского муниципального района Новгородской области (извещение N 0150300009518000014 от 03.09.2018, начальная (максимальная) цена контракта - 11 873 451, 31 рублей).
Документация утверждена директором МУК "ЦБС" "_.." 03.09.2018.
Согласно части 1, 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса. Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации.
Аналогичное требование содержится в разделе 10 Конкурсной документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком - МУК "ЦБС" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Конкурсной документации определен объект рассматриваемой закупки - "Заключение энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МУК "ЦБС".
Согласно пункту 3.3 Конкурсной документации объем выполняемых работ (оказываемых услуг) установлен в следующем виде: "в объеме требований технического задания (приложение N 1 к документации об открытом конкурсе).
В пункте 5 Технического задания (Приложение N 1 к Конкурсной документации) содержится требование о том, что предлагаемые исполнителем мероприятия должны включать в себя, в том числе:
- строительство (установка) автономного источника тепловой энергии для нужд заказчика;
- обязательства Исполнителя по приобретению топлива и эксплуатации указанного источника тепловой энергии на весь срок контракта;
- иные мероприятия на объекте Заказчика, направленные на энергосбережение.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе приложение 2 к Конкурсной документации содержит проект Энергосервисного контракта N ____ на выполнение работ (оказание услуг), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МУК "ЦБС" (далее - Проект контракта).
Согласно пункту 3 Технического задания (Приложения N 2 к энергосервисному контракту) в рамках энергосервисного контракта исполнитель обязан:
- провести мероприятия по переводу Объекта на автономное отопление;
- обеспечить внутренний учет энергоресурсов, используемых на цели отопления Объекта, путем установки соответствующих приборов учета;
- за свой счет обеспечить приобретение топлива для нужд отопления Объекта.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно разделу 10.3.2 Конкурсной документации предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки должно быть представлено по форме согласно Приложению N 4 к Конкурсной документации.
Приложение N 4 к Конкурсной документации содержит формы документов, в том числе Форму N 3 "Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки" (далее - Форма N 3)
В соответствии с Формой N 3 для достижения экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, участник закупки должен предложить перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно Протоколу заявка участника закупки - ООО "ТрансКом" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
В составе своей заявки участник закупки - ООО "ТрансКом" указал следующий перечень мероприятий:
- Модернизация котлов и котельного оборудования;
- Оптимизация внутренней системы отопления;
- Оптимизация режимов горения;
- Ремонт и утепление теплотрассы;
- Промывка и опрессовка системы отопления.
Однако, как уже указывалось выше, предлагаемые исполнителем мероприятия должны включать в себя:
- строительство (установка) автономного источника тепловой энергии для нужд заказчика;
- обязательства Исполнителя по приобретению топлива и эксплуатации указанного источника тепловой энергии на весь срок контракта;
- иные мероприятия на объекте Заказчика, направленные на энергосбережение.
Таким образом, предложенные участником закупки - ООО "ТрансКом" энергосервисные мероприятия не соответствуют мероприятиям, требование об осуществлении которых установлено в Конкурсной документации (пункт 5 Технического задания) на основе действительных потребностей заказчика, поскольку ни одно из указанных участником закупки мероприятий не направлено на строительство (установку) автономного источника отопления, а модернизация существующих котлов и котельного оборудования централизованной системы отопления не подразумевает строительство и установку нового автономного источника тепловой энергии.
Кроме того, данный участник рассматриваемой закупки в своей заявке не предлагает мероприятий по приобретению топлива и эксплуатации указанного источника тепловой энергии.
Следовательно, заявка на участие в рассматриваемом открытом конкурсе, поданная ООО "ТрансКом" не соответствовала требованиям Конкурсной документации (Технического задания), установленным заказчиком в соответствии с положениями действующего законодательства и собственными потребностями.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа - Администрации содержится нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном допуске к участию в открытом конкурсе участника закупки - ООО "ТрансКом", заявка которого не соответствовала требованиям Конкурсной документации (Технического задания).
На основании вышеизложенного Комиссия делает вывод о том, что в данной части Жалоба является обоснованной.
2. Второй довод Жалобы о несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации предложения ООО "ТрансКом" о проценте экономии, подлежащем к уплате исполнителю равном "0", Комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Согласно части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
Так, заказчиком - МУК "ЦБС" в пункте 4.1 Конкурсной документации указана начальная (максимальная) цена контракта в следующем виде:
"Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 873 451,31 (Одиннадцать миллионов восемьсот семьдесят три тысячи четыреста пятьдесят один ) рубль 31 копейка.
Минимальный размер экономии на поставки энергетических ресурсов в денежном выражении составляет 1 781 017,69 руб.
Максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю - 99%."
В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
В раздел 10 Конкурсной документации изложены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению
Согласно пункту 10.3.2 раздела 10 Конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по форме согласно приложению N 4 к конкурсной документации.
Предложение участника открытого конкурса должно содержать, в том числе, предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии.
Соответственно, указанное требование к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса установлено в соответствии с положениями пункта 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе.
В заявке участника рассматриваемого открытого конкурса - ООО "ТрансКом" предложение о цене энергосервисного контракта представлено в следующем виде:
"Мы согласны осуществить мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, в соответствии с требованиями конкурсной документации и на условиях, которые мы представили ниже в предложении, а именно:
1. Размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов (Amini) составляет 3 265 199,11 (три миллиона двести шестьдесят пять тысяч сто девяносто девять) рублей 11 копейки.
2. Процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по контракту (Кi) составляет 0 (ноль) процентов
3. Стоимостная величина процента экономии, подлежащего к уплате исполнителю контракта (Акi) составляет 0 (ноль) рублей 00 копеек.
4. Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии (Ilj) составляет 8 608 252,20 (восемь миллионов шестьсот восемь тысяч двести пятьдесят два) рубля 20 копеек."
Таким образом, в данном случае, участник закупки - ООО "ТрансКом" сделал предложение, согласно которому цена энергосервисного контракта составит 3 265 199,11, из которых исполнителю подлежит уплате 0 рублей 00 копеек (т.е. 0 %).
Указанное предложение участника - ООО "ТрансКом" о цене энергосервисного контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе (пункт 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе) и Конкурсной документации, определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, и не может быть оценено конкурсной комиссией как несоответствующее требованиям по причине указание в заявке на безвозмездность (в части прибыли участника от исполнения контракта) оказания услуг.
Так, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Для реализации указанных целей Законом о контрактной системе установлено требование об использовании заказчиками конкурентных способов осуществления закупок, в том числе открытых конкурсов (части 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Согласно частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Таким образом, при выборе победителя открытого конкурса не оценивается возмездность договора (в части суммы дохода участника закупки с которым заключается контракт, полученного от исполнения контракта), экономическая обоснованность предложений о цене участников закупки, а сравниваются предложения участников исключительно на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит запрета на указание в заявке на безвозмездность (в том числе, в части суммы дохода участника закупки с которым заключается контракт, полученного от исполнения контракта) оказания услуг (выполнения работ), являющихся предметом открытого конкурса, и данное обстоятельство не является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе.
Указанный вывод согласуется с принципами контрактной системы в сфере закупок, направленными, в первую очередь, на эффективность и результативность закупок для государственных и муниципальных нужд. Предложение участником закупки (открытого конкурса), цены контракта равной 0,00 рублей, или при которой прибыль исполнителя по контракту составит 0,00 рублей, не ограничивает конкуренцию, поскольку не препятствует и иным участникам открытого конкурса предложить аналогичные условия для заключения контракта.
Согласно пункту 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Закон о контрактной системе установил правила определения поставщиков применительно к различным способам проведения закупки. В отличие от положений статьи 68 данного Закона, содержащих порядок проведения электронного аукциона, при котором участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное нулю, статья 53 Закона о контрактной системе такого запрета не содержит. Следовательно, в контракте должно содержаться условие о том, какова плата по договору, что не исключает условие о том, что цена составляет 0,00 рублей.
Соответственно предложение участника ООО "ТрансКом" о проценте экономии, подлежащем к уплате исполнителю равном "0", не может являться основанием для отклонения заявки участника от участия в открытом конкурсе.
Аналогичная позиция представлена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 305-КГ16-15387 по делу N А40-180322/2015, согласно которой указание в заявке на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом закупки, не нарушает требований действующего законодательства о контрактной системе, а также не является основанием для отклонения комиссией такой заявки.
Таким образом, в ходе рассмотрения второй довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Как было указано выше, Приложение 2 к Конкурсной документации содержит Проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В аналогичном виде в Законе о контрактной системе (часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе) изложены требования к условиям заключения контракта по результатам осуществления закупки путем проведения конкурса, а именно: по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Таким образом, из вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что изменение условий указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, при заключении с ним такого контракта не допускается.
Как уже было указано выше Приложение N 4 к Конкурсной документации содержит формы документов, в том числе Форму N 3 "Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки".
Указанная форма наряду с прочими содержит раздел о предложении участника конкурса относительно перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических условий. Согласно Форма N 3 данные сведения предоставляются в виде таблицы. Указанная таблица состоит из четырех столбцов: N п/п; Этап мероприятий; Описание этапа мероприятий; Срок выполнения этапа мероприятий.
Таким образом, перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических условий, представляемый участником закупки является частью предложения участника относительно объекта закупки и одним из основных условий, наряду с ценой контракта, на которых в последующем может быть заключен контракт по результатам проведения открытого конкурса.
В подтверждение этого Приложение N 1 к Проекту контракта содержит форму, в которой указываются существенные условия в отношении объекта закупки, предложенные участником - победителем торгов и на которых с ним заключается контракт, а именно: "Перечень энергосберегающих мероприятий".
Однако в Техническом задании, являющемся Приложением N 1 к Конкурсной документации, в пункте "в" раздела "Технические требования к разработке и внедрению энергосберегающих мероприятий на объекте(-ах)" указано следующее: "При подписании контракта возможно внесение изменений в Перечень мероприятий по согласованию сторон".
Таким образом, указанный раздел Конкурсной документации, в нарушение требований Закона о контрактной системе предполагает возможность изменения условий на которых будет заключается контракт по сравнению с изначальным предложением победителя конкурса.
Из вышеизложенного следует, что в действиях муниципального заказчика - МУК "ЦБС" содержатся нарушения части 1 статьи 34 и части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в Конкурсной документации в ненадлежащем виде требований к условиям заключения контракта.
2. Как было указано выше Закон о контрактной системе (часть 1 статьи 34 и часть 1 статьи 54) содержит требование о том, что контракт, заключаемый по результатам проведения открытого конкурса, должен заключаться на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки, в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно указанной норме Закона о контрактной системе извещение о проведении рассматриваемого открытого конкурса содержит сведения о сроках поставки товара или завершении работы либо график оказания услуг в следующем виде: "Этапы отсутствуют. Поставка в течение 2018-2025 г.".
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Раздел 3.5 Конкурсной документации содержит сведения о месте, сроках (периодах), условиях выполнения и приемки результатов Работ (Услуг).
В соответствии с пунктом 3.5.2 раздела 3.5 Конкурсной документации срок завершения работ (График оказания услуг) указан в следующем виде: "Согласно техническому заданию (приложение N 1 к документации об открытом конкурсе) и проекту контракта (приложение N 2 к документации об открытом конкурсе)".
В Техническом задании установлен следующий срок действия контракта: "7 (семь) лет с момента реализации первого энергосервисного мероприятия".
Кроме того, согласно Техническому заданию начало осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов - в течение 12 (двенадцати) месяцев после подписания энергосервисного контракта обеими Сторонами.
Однако, в пункте 3.1 раздела 3 "Срок действия контракта" Проекта контракта указано следующее: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и действует в течение 84 полных календарных месяцев с момента реализации энергосервисных мероприятий".
Кроме того, согласно пункту 3.2 Проекта контракта срок выполнения энергосберегающих мероприятий - в течение 12 месяцев с даты подписания настоящего Контракта.
Таким образом, в нарушение требований Закона о контрактной системе, извещении об осуществлении рассматриваемой закупки, Конкурсная документация, Проект контракт содержат различные, противоречащие друг другу сведения о сроках поставки товара, завершения работы (сроках начала и окончания осуществления энергосервисных мероприятий, сроках исполнения и действия контракта).
Из вышеизложенного следует, что в действиях муниципального заказчика - МУК "ЦБС" содержатся нарушения пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в Конкурсной документации в ненадлежащем виде требований к условиям заключения контракта.
3. В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе приложение 2 к Конкурсной документации содержит Проект контракта.
Раздел 12 Проекта контракта определяет ответственность сторон.
Согласно пункту 12.7 Проекта контракта Заказчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по оплате настоящего Контракта путем выплаты исполнителю неустойки (штрафа, пеней), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного энергосервисным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера платежа, который должен быть уплачен заказчиком.
Однако согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона N 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - МУК "ЦБС" содержится нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в ненадлежащем виде размеров пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика - МУК "ЦБС", нарушают права и законные интересы участников конкурса, создают предпосылки для ограничения конкуренции при проведении торгов.
Указанные нарушения являются грубыми и являются достаточным основанием для их устранения путем выдачи предписания о внесении изменений в Конкурсную документацию и извещение о проведении торгов.
Руководствуясь статьями 33, 34, 42, 49, 50, 53, 54, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, статьей 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ" (173008, Великий Новгород, проезд Энергетиков, д. 6а) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Администрации Маревского муниципального района (175350, с. Марево, Маревский район, ул. Советов, д. 27) при осуществлении им и заказчиком - Муниципальным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система" (175350, с. Марево, Маревский район, ул. Комсомольская, д. 11) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на заключение энергосервисного контракта по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов муниципальными учреждениями Маревского муниципального района Новгородской области, извещение N 0150300009518000014 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 03.09.2018, частично обоснованной в части довода о неправомерном допуске к участию в открытом конкурсе заявки ООО "ТрансКом", несоответствующей требованиям Технического задания (Приложение N 1) к конкурсной документации (Перечень энергосберегающих мероприятий) в части содержания предложения в отношении объекта закупки.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа - Администрации Маревского муниципального района нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика - Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" нарушения части 1, 5 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику - Муниципальному учреждению культуры "Централизованная библиотечная система", уполномоченному органу - Администрации Маревского муниципального района и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система", членов конкурсной комиссии уполномоченного органа - Администрации Маревского муниципального района
Председатель Комиссии |
И.А. Куриков |
Члены Комиссии |
С.О. Михайлов |
|
В.С. Делянова |
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 4 октября 2018 г. N 4447/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2018