Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Федотова А.В. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителей ООО "Транс Логистик" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителя ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" Разиновой Т.Ю. (доверенность N08-1838 от 03.10.2018), рассмотрев жалобу ООО "Транс Логистик" на действия государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по проспекту 9 Мая (за домами N47, 49) в г.Знаменск Астраханской области" (завершение строительства) (номер извещения: 0325200006718000053), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 02.10.2018 поступила жалоба ООО "Транс Логистик" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по проспекту 9 Мая (за домами N47, 49) в г.Знаменск Астраханской области" (завершение строительства) (номер извещения: 0325200006718000053) (далее - электронный аукцион).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
05.09.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по проспекту 9 Мая (за домами N47, 49) в г.Знаменск Астраханской области" (завершение строительства) (номер извещения: 0325200006718000053) и документация о нем. В последующем в извещение и документацию вносились изменения, последнее из которых внесено 17.09.2018.
Как следует из вышеуказанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 26 275 580,00 рублей.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. Заявителем указывается довод о том, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования о соответствии закупаемых работ недействующим стандартам, например ГОСТ 22266-94, что нарушает ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия отклоняет вышеуказанный довод Заявителя по следующим основаниям.
На основании пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Управления, оценив составленное Заказчиком описание объекта закупки на соответствие вышеприведенных правовых норм, приходит к выводу о том, что описание объекта закупки не содержит положений, выполнение которых подрядчиком может привести к результату, не соответствующему требованиям государственных стандартов.
Требование о соответствии закупаемых работ положениям госудамртвенных стандартов содержит в себе проектная документация "Конструктивные и объемно-планировычные решения", которая прошла экспертизу в АУ АО "Государственная экспертиза проектов" и на которую получено "положительное" заключение N040-14.
Кроме того, Заказчиком в части IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации указано, что если в документации о закупке содержится ссылка на утративший силу Стандарт, то использованию подлежит Стандарт, принятый и введенный в действие в качестве заменяющего Стандарт, утративший силу (в противном случае применение утратившего силу Стандарта не является обязательным).
Таким образом, вышеуказанный довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
II. Также Заявителем указывается довод, что Заказчиком в аукционной документации не установлены технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Комиссия отклоняет вышеуказанный довод Заявителя, так как технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки содержатся в технической части аукционной документации.
Заявитель же явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил и доказательств, на основании которых можно было бы прийти к противоположному выводу, не представил, в то время как именно на него частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе возложена такая обязанность.
III. Заявителем также указывается довод, что Заказчиком в п. 15.2 проекта контракта в нарушение ст. 95 Закона о контрактной системе установлено условия о возможности снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и иных условий контракта по соглашению сторон.
Комиссия отклоняет вышеуказанный довод Заявителя по следующим основаниям.
Как следует из п. 15.2 проекта контракта, Контракт может быть изменен по соглашению Сторон при снижении цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом объема работ, качества работ и иных условий Контракта.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что условие о возможности снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и иных условий контракта по соглашению сторон, установленное Заказчиком в п. 15.2 проекта контракта, полностью соответствует требованию ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
IV. Комиссия также отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил в проекте контракта условие об оплате Заказчиком обязательств по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пеней), по следующему основанию.
Как следует из п. 11.9 проекта контракта, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик производит оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пеней). В адрес Подрядчика направляется уведомление об удержании суммы неустоек (штрафов, пеней) из цены Контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Таким образом, включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15 и в письме Министерства финансов России от 30.12.2016 N 09-04-08/80112.
V. Комиссия также отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе в проекте контракта установил требование о предоставлении Подрядчиком Заказчику в течении 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем копии документов о приемке выполненной работы и копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, по следующим основаниям.
Согласно п. 5.1.20 проекта контракта подрядчик обязуется в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).
Как следует из ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе указано, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", подрядчик, исполнитель обязуется в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком в проекте контракта вышеуказанных условий.
Основания для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений не имеются.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транс Логистик" на действия государственного заказчика ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по проспекту 9 Мая (за домами N47, 49) в г.Знаменск Астраханской области" (завершение строительства) (номер извещения: 0325200006718000053) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 октября 2018 г. N 409-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2018