Резолютивная часть решения объявлена "10" октября 2018 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "11" октября 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_>
|
- <_>, |
- при участии представителей Заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "_" <_> (доверенность от 09.10.2018); <_> (доверенность от 09.10.2018),
- в отсутствие представителей заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "_" (уведомлены надлежащим образом от 04.10.2018 исх. N 5-2015),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "_" <_> от 03.10.2018 вход. N 02/5-1561 на действия муниципального заказчика - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "_" (<_>) при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение ремонтных работ по оснащению открытых спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием" (извещение о проведении электронного аукциона N 0378300004218000004 от 17.09.2018), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.1014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "_" (далее - ООО "_", Заявитель) от 03.10.2018 вход. N 02/5-1561 на действия муниципального заказчика - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "_" (далее - МКОУ "_", Заказчик) при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение ремонтных работ по оснащению открытых спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием" (извещение о проведении электронного аукциона N 0378300004218000004 от 17.09.2018).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе Заявителя указано следующее:
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Для расчета даты окончания срока запроса разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока запроса участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен. При этом Заказчик, согласно п. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Согласно информации с официального сайта ЕИС в сфере закупок, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 03.10.2018 года. Однако пункт 27 Информационной карты при этом устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений - 22.09.2018 года. Таким образом, Заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений и нарушил положения ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в Проекте контракта установлено: "12.5. Настоящий контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу - один экземпляр Заказчику и один экземпляр Подрядчику".
Согласно ч. 8 ст. 70 Закона о контрактной системе, с момента размещения в Единой информационной системе, предусмотренного ч. 7 настоящей статьи и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным.
Частью 10 ст. 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Из указанных норм следует, что по результатам аукциона контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями заказчика и победителя аукциона. Заключение контракта в бумажном виде по результатам аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, Заказчик, устанавливая в проекте контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Частью 1 п. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
К закупкам по Закону о контрактной системе после 9 сентября 2017 года применяются новые правила определения размера неустойки (далее - Правила) утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Пунктом 4 указанных Правил установлено следующее: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)".
Таким образом, Правилами предусмотрены отдельные штрафы, начисляемые поставщику по контракту, заключенному по результатам закупки, участниками которой могли быть только СМП и СОНО, которые меньше штрафов, начисляемых поставщику в общем случае.
Однако, штрафы, установленные Заказчиком, не учитывают указанное требование и рассчитаны по общим основаниям.
4. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой Документации.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и Документации о таком аукционе по цене, предложенной его победителем.
Пункт 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе устанавливает, что в контракт включаются обязательные условия: "Об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком".
Заказчик не включил в контракт данное условие, чем нарушил ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит Комиссию Еврейского УФАС России провести проверку законности действий Заказчика.
В адрес Еврейского УФАС России Заказчиком представлено письменное возражение на жалобу Заявителя от 08.10.2018 вход. N 01/5-1356, в котором изложено следующее.
1. При указании срока, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, специалистом в документации была допущена техническая ошибка о сроках окончания предоставления разъяснений.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
За период с 17 сентября 2018 года по 03 октября 2018 года, т.е. до окончания срока приема заявок, на электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru не поступало ни одного запроса на разъяснение, при условии, что площадка не ограничивала возможность направления запроса после срока, указанного в извещении.
В соответствии с п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Полагаем, что допущенное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты определения поставщика.
2. В пункте 12.5 проекта контракта установлено: "Настоящий контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу - один экземпляр Заказчику и один экземпляр Подрядчику" не указывается на изготовление, подписание и направление Сторонам заключенного контракта в бумажном виде. Контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями Заказчика и Победителя аукциона, в электронном виде направляется обеим сторонам сделки, и имеет одинаковую юридическую силу.
Таким образом, Заказчик, не нарушает ч. 2 и ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 7.8 проекта контракта правила определения размера неустойки действительно, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 нарушены, применены общие нормы для всех участников закупки.
Однако, в соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещает на электронной площадке протокол разногласий. Таким образом, победитель аукциона имеет возможность внести изменения в проект контракта. Возможно такое изменение и со стороны заказчика, т.к. указанный раздел контракта не относится к существенным условиям договора.
В соответствии с п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Полагаем, что допущенное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты определения поставщика.
4. Пунктом 2.2 проекта контракта предусмотрено: "Цена контракта включает в себя все затраты, налоги, издержки, иные расходы Подрядчика, связанные с исполнением настоящего контракта, а также затраты Подрядчика на приобретение материалов и оборудования". Таким образом, требование об уменьшении цены контракта при необходимости уплаты обязательных платежей. Не требуется. Кроме того, предмет закупки - ремонт сооружения. По своей правовой природе не может порождать у Заказчика никаких дополнительных платежей в бюджеты.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика доводы, изложенные в возражении на жалобу поддержали в полном объеме.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, МКОУ "_" при осуществлении закупок обязано соблюдать требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
17.09.2018 года приказом МКОУ "_" N 240 принято решение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ по оснащению открытых спортивных сооружений спортивными инвентарем и оборудованием в МКОУ "_" (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций).
17.09.2018 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378300004218000004 и документация об электронном аукционе.
Наименование объекта закупки: выполнение ремонтных работ по оснащению открытых спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием.
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 946 180, 00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: 03.10.2018 17:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 08.10.2018.
Сроки выполнения работ: с момента подписания муниципального контракта по 20.12.2018 года.
Преимущества: субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям
Ограничение и запреты: закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Приказом МКОУ "_" от 13.09.2018 N 239 "Об утверждении документации для проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ по оснащению открытых спортивных сооружений спортивным инвентарём и оборудованием в МКОУ "_" (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)" утверждена документация об электронному аукционе (далее - Документация). Контроль за исполнителем настоящего приказа оставлен за директором МКОУ "_" <_>.
На официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещен локальный сметный расчет на стадион СОШ с. Ленинское на сумму 7 946 180, 00 руб.
В соответствии с п.п. 11, 12.1 протокола рассмотрения единственной заявки на участие электронного аукциона от 05.10.2018 года (далее - Протокол от 05.10.2018) до окончания срока подачи заявок подана одна заявка на участие в электронном аукционе от ООО "_", которая единогласно Аукционной комиссией признана соответствующей требования Закона о контрактной системе и Документации.
Согласно п.п. 12.3, 12.4 Протокола от 05.10.2018 года на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся и на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе принято решение о заключении муниципального контракта с единственным поставщиком - ООО "_" на условиях, предусмотренных Документацией.
I
По доводам, указанным в жалобе Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и Документации дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе приходится на 03.10.2018 года.
Заказчиком в п. 27 р. 1 Информационной карты Документации указан порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе:
- дата окончания срока предоставлений разъяснений заказчиком: 22.09.2018 года.
Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчиком установлена не верная дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации о таком аукционе, а именно указано - 22.09.2018 года, тогда как срок подачи заявок - 03.10.2018 года, следовательно, датой окончания срока предоставления разъяснений положений документации о таком аукционе - 29.09.2018 года (не позднее трех дней до даты окончания срока подачи заявок).
Следовательно, довод Заявителя в данной части обоснован.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
По результатам электронной процедуры контракт заключается в форме электронного документа (ч. 2 - 8 ст. 83.2 Закона о контрактной системе).
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и вступившими в силу с 1 июля 2018 года статья 70 настоящего Закона утратила силу. Согласно вступившим в силу изменениям с 01.07.2018 года порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры устанавливается статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Ссылка Заявителя на нарушения Заказчиком ч.ч. 2, 3 ст. 70 Закона о контрактной системе не состоятельны.
3. Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и в п. 11 р. I Информационной карты Документации указано, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Заказчиком в р. IV Документации представлен проект контракта, где в р. 7 установлена ответственность сторон.
В нарушение требований ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 Заказчиком в проекте контракта (р. IV Документации) не установлены штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя в данной части обоснован.
4. Пунктом 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В нарушение п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта (р. IV Документации) не указано обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Следовательно, довод Заявителя в данной части обоснован.
II
По результатам проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Еврейского УФАС России установлены следующие нарушения.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заказчиком в п. 12 р. I Информационной карты Документации установлены требования к составу первой части заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком требования к составу первой части заявки (п. 12 р. I Информационная карта Документации) изложены в старой редакции, без учета изменений в Закон о контрактной системе (в ред. Федерального закона N 311-ФЗ от 03.08.2018, вступившего в силу с 01.07.2018 года).
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона (п. 1);
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (п. 2);
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (п. 7).
Заказчиком требования к составу второй части заявки установлены в п. 12 р. I Информационной карты Документации, в том числе указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона (п. 1);
- декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3- 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (п. 2);
- декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе (п. 4).
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п.п. 1, 2, 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в п.п. 1, 2, 4 п. 12 р. I Информационной карты Документации требования к составу второй части заявки изложены в старой редакции, без учета изменений в Закон о контрактной системе (в ред. Федерального закона N 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018 года).
3. Пунктом 12 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 25 ст. 95 настоящего Федерального закона.
В нарушение п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 21 р. I Информационной карты Документации указана информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 26 ст. 95 настоящего Федерального закона, тогда как следовало указать: "В соответствии с положениями ч.ч. 8 - 26 ст. 95 ч.ч. 8-25 ст. 95 Закона о контрактной системе" (в ред. Федерального закона N 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018 года).
4. Частью 9 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ).
Частью 10 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ).
В соответствии с ч. 11 ст. 66 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае:
1) подачи данной заявки с нарушением требований, предусмотренных ч. 6 ст. 24.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ);
2) подачи одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе;
3) получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) получения данной заявки от участника такого аукциона с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ);
5) наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ).
Частью 12 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с ч. 20 ст. 44 настоящего Федерального закона, частью 11 настоящей статьи оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений настоящего Федерального закона, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ).
Заказчиком порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен в п. 5 р. I Информационной карты Документации, а именно:
"В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.
Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе в отношении каждого объекта закупки.
В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику аукциона в случае, в том числе:
1) подачи данной заявки с нарушением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 60 Закона о контрактной системе;
2) подачи одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе;
3) получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
4) получения данной заявки от участника такого аукциона с нарушением положений ч. 14 ст. 61 Закона о контрактной системе;
5) отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе участника закупок, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения данной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом о контрактной системе.
Одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с ч. 11 ст. 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается".
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч.ч. 9, 10, 12; п.п. 1, 4, 5 ч. 11 ст. 66 Закона о контрактной системе в п. 5 р. I Информационной карты Документации порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе указан в старой редакции.
5. В соответствии с п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Статьей 44 Закона о контрактной системе установлены требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в которую Федеральным законом закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 01.07.2018 года.
Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки (ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, предусмотренной настоящей статьей указывается информация, предусмотренная ст. 42 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, установленной настоящей статьей должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В пункте 6 р. I Информационной карты Документации Заказчиком установлен размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Комиссия установила, что Заказчиком в п. 6 р. I Информационной карты Документации требования к размеру и порядку обеспечения заявок на участие в закупке изложены в старой редакции, тогда как Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ внесены изменения в ст. 44 Закона о контрактной системе, вступившие в силу с 01 июля 2018 года, что является нарушением п. 7 ст. 42, ст. 44, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статья 31 Закона о контрактной системе регламентирует вопросы установления требований к участникам закупки, в частности ч. 1 комментируемой статьи предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ введен п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно:
- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Заказчиком единые требования к участникам закупки установлены в п. 7 р. I Информационной карты Документации.
В нарушение п. 11 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе не указано единое требование к участникам закупках об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
7. Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, установленной настоящей статьей должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, предусмотренной настоящей статьей указывается информация, предусмотренная ст. 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и вступившими в силу с 1 июля 2018 года статья 70 настоящего Закона утратила силу. Согласно вступившим в силу изменениям с 01.07.2018 порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры устанавливается статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Заказчиком п.п. 22, 23, 24 р. I Информационной карты Документации указан порядок заключения контракта в старой редакции, что является нарушением п. 6 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Частью 2 ст. 26 Закона об энергосбережении установлено, что требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
Согласно ч. 3 ст. 26 Закона об энергосбережении требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включают в себя, в частности:
1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;
2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона об энергосбережении требованиями энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд может устанавливаться запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
Частью 5 ст. 26 Закона об энергосбережении установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 N 486) утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил, требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой установить требования энергетической эффективности в отношении:
- товаров, предусмотренных приложением к Правилам, - до 1 июля 2011 г.;
- товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 Правил, - не позднее 2 месяцев со дня утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти классов энергетической эффективности для таких товаров;
- товаров, указанных в подпункте "в" пункта 3 Правил, - до 1 мая 2010 г.;
- работ и услуг, закупка которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, - до 1 января 2016 г.
Согласно п. 3 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, для которых в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта установлены требования энергетической эффективности, и товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 настоящих Правил;
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
В пункте 4 Правил указано, что требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
В случае, если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Пунктом 5 Правил указано, что в устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:
а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);
б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);
в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;
г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 5(1) Правил требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, устанавливаются с учетом показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значений, а также методик (методов) их измерения (испытания), определенных документами по стандартизации. При этом в требованиях энергетической эффективности товаров должна содержаться ссылка на соответствующие документы по стандартизации.
Согласно п. 5(2) Правил соответствие товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, требованиям энергетической эффективности определяется на основании данных, представленных производителями в документации к объекту закупки, либо протоколов исследований (испытаний) и измерений, выданных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), либо иных документов, предусмотренных требованиями энергетической эффективности товаров.
Пунктом 6 Правил установлено, что требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 7 Правил к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
а) для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (за исключением ламп электрических бытовых), - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;
б) для устанавливаемых систем управления освещением - наличие одной из следующих функций:
- управление освещенностью по заданному расписанию;
- управление освещенностью в зависимости от наличия (отсутствия) людей в помещении;
- управление освещенностью в зависимости от интенсивности естественного освещения с автоматическим включением (выключением) или изменением яркости освещения не менее чем на 50 процентов;
в) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии, мощностью более 5 гигакалорий в час - обеспечение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Указанное требование применяется также при осуществлении закупок работ по разработке проектных решений по реконструкции действующих объектов по производству тепловой энергии и по их реализации;
г) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии (за исключением объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, мощностью менее 5 гигакалорий в час) - обеспечение коэффициента полезного использования энергии не менее 85 процентов при нормальном режиме работы (под коэффициентом полезного использования энергии понимается отношение энергии произведенного тепла к энергии потраченного топлива);
д) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии - обеспечение суммарного коэффициента полезного использования энергии не менее 70 процентов в когенерационном цикле при нормальном режиме работы (под суммарным коэффициентом полезного использования энергии понимается суммарное отношение тепловой и электрической энергии к энергии потраченного топлива);
е) для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В:
- наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности;
- запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;
- запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;
- запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;
ж) для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств:
- запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;
- запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;
- запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света и т.д.
В соответствии с приложением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 в перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности входят: электрические бытовые лампы.
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 15.08.2011 N ОГ-Д28-938 в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. При этом в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам необходимо учитывать, что данные товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения и энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229) утверждены прилагаемые требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.03.2011 N 88 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности" (далее - Приказ Минэкономразвития N 88) утверждены прилагаемые требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в п.п. "б" п. 3 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221.
В соответствии с п. 1 Приказа Минэкономразвития N 88 до 01.01.2012 поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, указанные в приложении N 1 к Приказу Минпромторга России от 07.09.2010 N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г., регистрационный N 18603), в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "B".
Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития N 88 установлено, что с 01.01.2012 года поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "A".
Приказом Минэкономразвития РФ от 31.12.2009 N 88 утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1221.
В локально-сметном расчете, являющиеся неотъемлемой частью Документации, указаны товары, входящие в перечень товаров, в отношении которых должны устанавливаться требования энергетической эффективности, например - светильник SSU220/60-02 "Кобра" - 4 шт. (стр. 90).
Заказчиком в Технической части (Часть 3 Документации, Приложение N 1 к муниципальному контракту) не указаны требования к товарам, входящие в перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 26 Закона об энергосбережении в документации об электронном аукционе не установлены требования к товарам, которые используются при выполнении работ, согласно объекту закупки, которые предусмотрены ст. 26 Закона об энергосбережении, в целях соблюдения требований энергетической эффективности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "_" на действия муниципального заказчика - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "_" при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение ремонтных работ по оснащению открытых спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием" (извещение о проведении электронного аукциона N 0378300004218000004 от 17.09.2018) признать обоснованной по пунктам 1, 3, 4 жалобы.
2. Признать муниципального заказчика - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "_" при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение ремонтных работ по оснащению открытых спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием" (извещение о проведении электронного аукциона N 0378300004218000004 от 17.09.2018) нарушившим требования:
2.1. Части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 1 раздела I настоящего решения).
2.2. Части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (Пункт 3 раздела I настоящего решения).
2.3. Пункта 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 4 раздела I настоящего решения).
2.4. Пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 1 раздела II настоящего решения).
2.5. Пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2, 7 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 2 раздела II настоящего решения).
2.6. Пункта 12 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 3 раздела II настоящего решения).
2.7. Частей 9, 10, 12; пунктов 1, 4, 5 части 11 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 4 раздела II настоящего решения).
2.8. Пункта 7 статьи 42, статьи 44, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 5 раздела II настоящего решения).
2.9. Пункта 11 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 6 раздела II настоящего решения).
2.10. Пункта 6 статья 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, статьи 83.2 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Пункт 7 раздела II настоящего решения).
2.11. Пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Пункт 8 раздела II настоящего решения).
3. Выдать Аукционной комиссии муниципального заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "_" предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указанных в пунктах 2 настоящего решения.
5. Выдать муниципальному заказчику - Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "_" предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указанных в пункте 2 настоящего решения.
6. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 11 октября 2018 г. N К-23-05/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018