Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница" - "_.." также являющимися членами аукционной комиссии;
уполномоченное учреждение - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии, своих представителей не направило;
податель жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "ПромЭнерго" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей (вх. N 7003 от 16.10.2018 Новгородского УФАС России);
победитель аукциона - Общество с ограниченной ответственностью "ТехКомплект" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ПромЭнерго" (197347, г. Санкт-Петербург, Богатырский проспект, д. 18, корп. 3, лит.А, офис 308; далее - ООО "ПромЭнерго") на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, 24; далее - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв") при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" (173008, Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14; далее - ГОБУЗ "НОКБ") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку материалов и инструментов для хозяйственных нужд ГОБУЗ "НОКБ", извещение N 0850200000418001485 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 20.09.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления закупки (определения поставщика).
УСТАНОВИЛА:
11.10.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ПромЭнерго" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" при осуществлении им и заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку материалов и инструментов для хозяйственных нужд ГОБУЗ "НОКБ", извещение N 0850200000418001485 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.09.2018 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Однако, по мнению подателя Жалобы в Приложении N 3 к документации об электронном аукционе (далее - Проект контракта) идентификационный код закупки, отсутствует.
2. В приложении N 1 к документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) по позициям 47 "Клей для плитки" и 63 "Пена монтажная" заказчик устанавливает показатели (характеристики) товаров и требования к значению этих показателей ("Температура клеевого шва при эксплуатации до + 80 С0" и "минимальная температура работы - 10 С0 соответственно) с единицей измерения градусы Цельсия (С0), что соответствует ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы измерения".
Однако затем по позициям 69-74 Технического задания заказчик устанавливает единицу измерения (С0), для указания градусов, как величин углов, что противоречит вышеуказанному ГОСТу.
По мнению подателя Жалобы, допущенные до аукциона участники закупки, представили в своих заявках недостоверную информацию, поскольку показатель (характеристика) товара "угол" не может измеряться в единицах измерения градусы Цельсия.
Следовательно, в заявках присутствует недостоверная информация.
3. Согласно пункту 7.4.5 Проекта контракта в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, требования об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.
Однако данный пункт Проекта контракта изложен не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 8.1 Проекта контракта контракт вступает в силу с даты его подписания и заканчивает действие по исполнению Сторонами взаимных обязательств.
По мнению подателя Жалобы, указанная формулировка не позволяет определить дату окончания действия контракта и соответствующим образом рассчитать срок действия банковской гарантии.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений.
Заказчик - ГОБУЗ "НОКБ" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 7007 от 16.10.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
1. Податель Жалобы указывает на то, что в Проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки.
Однако идентификационный код закупки, указан в пункте 1.7 Проекта контракта.
2. Аукционная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям документации об электронном аукционе, а именно Техническому заданию.
В ходе рассмотрения заявок допущенных участников закупки, аукционной комиссией не было выявлено несоответствие требованиям документации об электронном аукционе, а именно в составе своих заявок, участники закупки указали значения показателей в соответствии с требованиями Технического задания.
3. Пункт 7.4.5 Проекта контракта, на который ссылается податель Жалобы действительно изложен в предыдущей редакции Закона о контрактной системе по технической ошибке заказчика.
При этом заказчик считает, что данная формулировка не влияет на результаты проведения электронного аукциона.
4. В соответствии с часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 4.5 Проекта контракта расчеты по контракту осуществляются в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после даты подписания Заказчиком и Поставщиком Акта приема-передачи, но не позднее 31 декабря 2018 года.
Таким образом, срок действия контракта ограничивается 31.12.2018, что позволяет рассчитать срок действия банковской гарантии.
На рассмотрении Жалобы, представители заказчика - ГОБУЗ "НОКБ" поддержали письменные возражения в полном объеме, а также устно пояснили, что аукционная комиссия при проверке первых частей заявок участников вышеуказанной закупки руководствовалась требованиям, установленными в документации об электронном аукционе.
Уполномоченное учреждение - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 7005 от 16.10.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
На участие в электронном аукционе поступило 4 заявки от участников закупки. Аукционной комиссией после рассмотрения первых частей были отклонены 2 заявки участников закупки с порядковыми номерами 4, 5. Допущены к участию в аукционе участники закупки с порядковыми номерами 1, 2.
Первая часть заявки подателя Жалобы была отклонена аукционной комиссией на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника по следующим основаниям: "В первой части заявки отсутствует предложение участника по позиции N39 "Муфта ПП комбинированная разборная НР"".
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В сентябре - октябре 2018 года заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" и уполномоченным учреждением - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку материалов и инструментов для хозяйственных нужд ГОБУЗ "НОКБ", извещение N 0850200000418001485 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.09.2018 (начальная (максимальная) цена контракта - 2 815 868, 00 рублей).
Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее - Документация) утверждена 04.09.2018 начальником отдела государственных закупок ГОБУЗ "НОКБ" "__".
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Податель Жалобы утверждает, что заказчиком в Проекте контракта не установлен идентификационный код закупки как это требует Закон о контрактной системе.
Однако в пункте 1.7 Проекта контракта заказчиком на основании части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен "Идентификационный код закупки: 182532104223453210100100070190000000"
Следовательно, довод Жалобы относительно отсутствия в проекте контракта идентификационного кода закупки является несостоятельным.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 10.2 Документации заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - поставка материалов и инструментов для хозяйственных нужд ГОБУЗ "НОКБ".
Согласно пункту 3.2 Документации функциональные, технические и качественные характеристики товара содержатся в Техническом задании (Приложение N 1 к Документации).
Следует отметить, что в Техническом задании, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 02.10.2018, на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки от участников закупки. Аукционной комиссией после рассмотрения первых частей были отклонены 2 заявки участников закупки с порядковыми номерами 4, 5 по причине отсутствия в первой части заявки предложения по позиции 39 "Муфта ПП комбинированная разборная НР"". Остальные участники закупки с порядковыми номерами 1, 2 допущены к участию в аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" в пункте 10.4.2 Документации установлена инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке (далее - Инструкция).
В соответствии с Инструкцией единицы измерения показателей (характеристик) предлагаемого участником закупки товара должны соответствовать установленным заказчиком в столбце 11 раздела Приложения N1 к документации об аукционе в электронной форме.
Кроме того, аналогичная Инструкция содержится в Техническом задании.
В Техническом задании по позициям NN 69-73 по характеристике товара "угол" требовалось указать единицу измерения "С0".
Изучив первые части заявок участников закупки с порядковыми номерами 1, 2 Комиссия Новгородского УФАС России установила, что заявки участников закупки с порядковыми номерами 1, 2 полностью соответствует требованиям установленным Документацией, а именно в составе первых частей заявок участники закупки по позициям N 69-73 по характеристике товара "угол" указали единицы измерения в соответствии с требованиями Технического задания и Инструкции.
Как указывалось выше, Закон о контрактной системе в статье 67 определяет полномочия аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок.
К полномочиям аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок Законом о контрактной системе отнесены проверка первых частей заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, и принятие решений о допуске или об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Таким образом, принятое аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" решение о допуске к участию в аукционе участников закупки с порядковыми номерами 1, 2, является правомерным.
Следовательно, довод Жалобы является необоснованным.
3. Согласно пункту 1 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является казенное учреждение, требования об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.
При этом, в пункте 7.4.5 Проекта контракта заказчиком установлено вышеуказанное положение Закона о контрактной системе в предыдущей редакции в следующем виде "В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, требования об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются".
Согласно части 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений данной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения делятся на государственные и муниципальные.
Следовательно, использованная заказчиком в пункте 7.4.5 Проекта контракта формулировка положения пункта 1 части 8 статьи 96 в предыдущей редакции Закона о контрактной системе не изменяют сути указанной правовой нормы, не влияет на результаты проведения рассматриваемого электронного аукциона и не нарушает права и законные интересы участников аукциона.
Таким образом, довод Жалобы является необоснованным.
4. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 5.2 Документации расчеты по контракту осуществляются Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств за фактически поставленный Товар на расчетный счет поставщика в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней после даты подписания Заказчиком и Поставщиком Акта приема-передачи, но не позднее 31 декабря 2018 года.
Аналогичное требование установлено в пункте 4.5 Проекта контракта.
Согласно пункту 8.1 Проекта контракта контракт вступает в силу с даты его подписания и заканчивает действие по исполнению Сторонами взаимных обязательств.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные положения Проекта контракта и Документации и исходя из надлежащего исполнения сторонами своих обязательств по поставке товара, их приемки и оплаты с соблюдением установленных контрактом сроков, календарный день - 31.12.2018 является датой окончания срока его действия, от которого и необходимо осуществлять расчет срока действия банковской гарантии.
Следовательно, установленный срок окончания действия контракта позволяет рассчитать срок действия банковской гарантии, исходя из требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод подателя Жалобы относительно невозможности из положений Проекта контракта рассчитать срок действия банковской гарантии, является несостоятельным.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как уже отмечалось выше, требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, являющимся объектом закупки, заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" установлены в Техническом задании (Приложение N 1 к Документации).
Так, согласно позициям 69-73 заказчик устанавливает показатель (характеристику) товара ("Угол") с единицей измерения градусы Цельсия (С0).
Однако согласно Таблице 5 раздела 6 ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы измерения" наименование величины "Плоский угол" обозначается единицей измерения "градусы" (_0).
На заседании комиссии представители заказчика пояснили, что при разработке Технического задания была допущена техническая ошибка при указании единиц измерения по показателю (характеристике) товара ("Угол").
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "НОКБ" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении единиц измерения, не позволяющих определить соответствие поставляемых товаров, установленным государственным заказчиком требованиям.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Как уже указывалось выше, требования к значениям показателей (характеристик) товаров, позволяющие определить их соответствие потребностям заказчика, содержатся в Техническом задании.
1.1 По позиции 3 "Ровнитель самовыравнивающий финишний" Технического задания установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:
- Крупность зерен заполнителя установлено максимальное значение показателя 0,315 мм;
- Содержание зерен наибольшей крупности установлено максимальное значение показателя 2.5%;
- Для затвердевшего раствора: Прочность при сжатии в возрасте в нормальных условиях, 28 сутки установлено минимальное значение показателя 15 МПа;
- Прочность сцепления с основанием, 28 сутки установлено максимальное
значение показателя установлено минимальное значение показателя 1.0 МПа;
- Деформация усадки установлено максимальное значение показателя 0.7 Мм/м;
- Деформация расширения установлено максимальное значение показателя 0.2 Мм/м.
При этом заказчик - ГОБУЗ "НОКБ" в ходе рассмотрения Жалобы не смог пояснить в соответствии с каким государственным стандартом или иными документами по техническому регулированию и стандартизации установлены вышеуказанные показатели. При этом в Документации отсутствует обоснование установления заказчиком нестандартных показателей.
При этом согласно пункту 4.4.2 ГОСТ 31358-2007 "Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия" наибольшая крупность зерен заполнителя в напольных смесях определяется толщиной слоя напольного покрытия и не должна превышать 1/4 его толщины.
В соответствии с пунктом 4.4.3 ГОСТ 31358-2007 содержание зерен наибольшей крупности Днаиб должно быть не более 5,0% в бетонных и растворных смесях и не более 2,5% - в дисперсных смесях.
Кроме того, согласно пункту 4.6.2 ГОСТ 31358-2007 зависимости от прочности на сжатие устанавливают классы (марки) затвердевших растворов (бетонов) в проектном возрасте в соответствии с таблицей 2.
В соответствии с таблицей 2 ГОСТ 31358-2007 значения показателей "прочность на сжатие", установлены с использованием оборота "не менее".
В соответствии с пунктом 4.6.11 ГОСТ 31358-2007 прочность сцепления (адгезия) затвердевшего раствора (бетона) с бетонным основанием в возрасте 28 сут должна быть не менее 0,75 МПа для несущих смесей, не менее 0,6 МПа - для выравнивающих смесей. Прочность сцепления затвердевшего раствора с бетонным основанием через 7 сут должна составлять не менее 50% проектной.
Согласно пункту 4.6.14 ГОСТ 31358-2007 деформации усадки затвердевшего раствора (бетона) должны быть не более 1,0 мм/м, расширения - не более 0,5 мм/м.
Таким образом, по вышеуказанным показателям ГОСТ 31358-2007 не предусматривает их конкретные значения.
Согласно пункту 6.3 ГОСТ 31358-2007 при приемо-сдаточных испытаниях каждой партии смесей определяют влажность, наибольшую крупность зерен заполнителя и содержание зерен наибольшей крупности для сухих смесей, готовых к применению, подвижность и водоудерживающую способность - для растворных (бетонных) смесей, готовых к применению, прочность на сжатие - для затвердевших растворов (бетонов). При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания на удвоенном количестве продукции, взятом от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТ 31358-2007 при периодических испытаниях определяют: сохраняемость первоначальной подвижности, прочность на растяжение при изгибе, прочность сцепления с основанием и истираемость (сопротивление износу) - не реже одного раза в месяц; стойкость к ударным воздействиям, морозостойкость, деформации усадки (расширения) - не реже одного раза в 6 мес, а также при изменении качества исходных материалов, состава смесей и технологии изготовления.
Кроме того, согласно пунктам 7.2, 7.5, 7.7 ГОСТ 31358-2007 влажность, наибольшую крупность зерен заполнителя и содержание зерен наибольшей крупности напольных смесей определяют по ГОСТ 8735. Прочность на сжатие и растяжение при изгибе затвердевших растворов (бетонов) определяют на контрольных образцах по ГОСТ 310.4 или ГОСТ 10180; на образцах, отобранных из конструкций, - по ГОСТ 28570 или методами неразрушающего контроля - по ГОСТ 22690 или ГОСТ 17624. Деформации усадки (расширения) затвердевших растворов (бетонов) определяют по ГОСТ 24544 в сроки: 1, 3, 7, 28 сут.
Таким образом, указанные в Техническом задании значения показателей по позиции 3 "Ровнитель самовыравнивающий финишний" определяются по результатам испытаний каждой партии товара и соответственно не могут быть достоверно известны участнику закупки на момент подачи заявки.
1.2 По позиции 47 "Клей для плитки" Технического задания установлены следующие показатели и их возможные значения:
- Максимальная прочность установлено минимальное значение показателя 0.62 Мпа и максимальное значение показателя 0.64 Мпа;
- Предел прочности на отрыв через 28 сут. установлено минимальное значение показателя 1.4 Мпа;
- Предел прочности на сжатие через 28 сут. установлено минимальное значение показателя 10 Мпа.
Представленные на сайте ООО "ДРАЙМИКС" (http://www.berghome.ru/) сведения о характеристиках плиточного клея фирмы BERGhome, на который ссылается заказчик в обоснование установления вышеуказанных характеристик товара, не содержат конкретных (неизменяемых) значений по показателю "прочность на сжатие" и др.
Согласно пункту 4.6.1 ГОСТ Р 56387-2015 "Смеси сухие строительные клеевые на цементном вяжущем. Технические условия" прочность клеевого соединения в зависимости от условий применения клеевых смесей должна соответствовать приведенной Таблицей 1
Таблица 1 - Требования к клеевым смесям различных классов
Наименование показателя |
Значение, МПа для класса |
||
|
С0 |
С1 |
С2 |
Прочность клеевого соединения после выдерживания в воздушно-сухой среде в течение 28 сут. |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
Прочность клеевого соединения после выдерживания в водной среде |
- |
0,5 |
1,0 |
Прочность клеевого соединения после выдерживания при высоких температурах |
- |
0,5 |
1,0 |
Прочность клеевого соединения после циклического замораживания и оттаивания |
- |
0,5 |
1,0 |
Таким образом, по вышеуказанным показателям ГОСТ Р 56387-2015 не предусматривает их конкретные значения.
В соответствии с пунктом 6.5 ГОСТ Р 56387-2015 при периодических испытаниях определяют:
- прочность клеевого соединения после выдерживания в воздушно-сухой среде в течение 28 сут и среднюю плотность - не реже одного раза в месяц;
- прочность клеевого соединения после выдерживания в водной среде - в сроки, согласованные с потребителем, но не реже одного раза в месяц;
- прочность клеевого соединения после выдерживания при высоких температурах, прочность клеевого соединения после циклического замораживания и оттаивания, открытое время, поперечную деформацию - один раз в три месяца.
Согласно пункту 7.6 ГОСТ Р 56387-2015 прочность клеевого соединения (адгезию) после выдерживания в воздушно-сухой среде, в водной среде, после выдерживания при высоких температурах, циклического замораживания и оттаивания и открытое время определяют по методике, приведенной в приложении В.
Таким образом, указанные в Техническом задании значения показателей по позиции 47 "Клей для плитки" определяются по результатам испытаний каждой партии товара и соответственно не могут быть достоверно известны участнику закупки на момент подачи заявки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Документации (Техническом задании), должны указать среди прочего и значения конкретных показателей (характеристик) результатов испытаний определенных партий товара, по вышеуказанным позициям Технического задания.
Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России N ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
Таким образом, Документация (Техническое задание) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей поставляемого товара (материала), также результаты испытаний.
Указанные требования заказчика могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений относительно его технологии производства, результатов его испытания.
Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.
Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "НОКБ" содержатся нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.
Вместе с тем, при решении вопроса о выдаче предписания об устранении допущенного государственным заказчиком нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Документацию об электронном аукционе Комиссия исходит из следующего.
На участие в аукционе было подано четыре заявки от участников закупки. В результате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционная комиссия уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе двум участникам закупки (порядковые номера 4,5).
Однако, никому из участников рассматриваемой закупки аукционной комиссией уполномоченного учреждения не было отказано в допуске к участию в электронном аукционе из-за неправомерно установленных заказчиком показателей и требований к их значениям в Техническом задании.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 05.10.2018 в торгах приняло участие 2 участника закупки, процент снижения начальной (максимальной) цены контракта составил 26,5 %, торги признаны состоявшимися.
Запросов о разъяснении положений Документации об электронном аукционе в отношении выявленных нарушений правил описания объекта закупки от ее участников не поступало.
Таким образом, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе в части установления в Документации требований в отношении указания в заявках участников закупки результатов испытания определенной партии товаров, поскольку доказательства того, что указанное нарушение повлияло на результаты закупки отсутствуют
При этом, согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Соответственно, указанные в Техническом задании ненадлежащим образом требования к единицам измерения показателей поставляемого товара по позициям NN 69-73 способны ввести в заблуждение победителя рассматриваемой закупки при исполнении государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона, сделать невозможным приемку поставляемоых в соответствии с требованиями контракта товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в Проект государственного контракта и его приложения при их направлении на подписание победителю торгов.
Руководствуясь статьями 23, 33, 64, 66, 67, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ПромЭнерго" (197347, г. Санкт-Петербург, Богатырский проспект, д. 18, корп. 3, лит.А, офис 308) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, 24) при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" (173008, Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку материалов и инструментов для хозяйственных нужд ГОБУЗ "НОКБ", извещение N 0850200000418001485 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 20.09.2018, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" и оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии С.О. Михайлов
М.Е. Фомин
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 октября 2018 г. N 6920/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2018