Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Дегодьева А.С. - председателя комиссии, руководителя управления; Гоновой В.О. -ведущегоспециалиста - эксперта отдела контроля закупок, Левченко И.И. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей:
от муниципального заказчика: ЗаводсковаВ.П., действующего на основании доверенности N 74 от 07.12.2017;
от заявителя: генерального директора ООО "МУЛЬТИОПТ": Доценко Н.С., действующей на основании прав по должности; Манаковой О.М., действующей на основании доверенности от 12.10.2018;
(лицам, присутствующим на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившуюв Амурское УФАС России от ООО "МУЛЬТИОПТ" жалобуна действия муниципального заказчика - муниципального казенного предприятия города Благовещенска"Городской сервисно-торговый комплекс" (далее - МКП г. Благовещенска "ГСТК")
при осуществлении закупки в форме открытого конкурса "Оказание услуг по уборке территории общего пользования города Благовещенска", объявленной извещениемN 0523300002018000173 от 07.09.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерном принятии решения об уклонении победителя торгов - ООО "МУЛЬТИОПТ" от заключения контракта.
Муниципальный заказчик представил письменные поясненияпо доводам жалобы, которые приобщены к материалам дела. На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель заказчика поддержалпозицию, изложенную в письменных пояснениях. Считает действия заказчика соответствующими требованиям действующего законодательства. Просит признать жалобунеобоснованной.
Представитель заявителя ООО "МУЛЬТИОПТ" поддержал доводы, изложенные в жалобе, представил на заседании Комиссии Амурского УФАС России дополнительное пояснениепо поданной жалобе.
В рассмотрении дела объявлен перерыв до 16:00 25.10.2018.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки
УСТАНОВИЛА:
07.09.2018 муниципальным заказчиком - МКП г. Благовещенска "ГСТК" опубликовано извещение N 0523300002018000173 о проведении открытого конкурса и конкурсная документацияна оказание услуг по уборке территории общего пользования города Благовещенска.
Начальная цена контракта составляет 31 890 102 ,88 руб.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Дата и время окончания подачи заявок -01.10.2018.Дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников -01.10.2018.
Согласно протоколу N ПВК1 от 01.10.2018 на участие в открытом конкурсе подано 3 заявки под номерами 1, 2, 3.
Единая (аукционная) комиссия, рассмотрев заявки, приняла решение о допуске и признании участниками открытого конкурса участников закупки, подавших заявки с номерами 1, 3.
Предложения о цене контракта поступили от обоих участников аукциона. Наилучшее ценовое предложение поступило от участника закупки с заявкой N3 (ООО "МУЛЬТИОПТ") -27 500 000,00 руб.
Согласно протоколу N ПРО1 на участие в открытом конкурсе от 03.10.2018, комиссия оценила и сопоставила заявки на участие в открытом конкурсе и приняла решение об их соответствии критериям, установленным в конкурсной документации. Победителем конкурса признано ООО "МУЛЬТИОПТ".
Вышеуказанный протокол размещен в ЕИС 04.10.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 настоящей статьи, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, таким образом, регламентированный срок для подписания контракта установлен 15.10.18.
05.10.2018 от ООО "МУЛЬТИОПТ" подана жалоба в Амурское УФАС России о нарушении, по мнению заявителя, прав и законных интересов общества как исполнителя по контракту, действиями заказчика, сформировавшего положения проекта контракта, направленного для подписания по результатам закупки, с нарушением требований части 2 статьи 34 и пункта "б" части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
08.10.2018 Амурским УФАС России в ЕИС размещена информация о рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки закупки, объявленной извещением N 0523300002018000173.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.
Согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, при рассмотрении жалобы по существу, контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
Так, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта закупки N 0523300002018000173 приостановлено 09.10.2018.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
12.10.2018 Комиссия Амурского УФАС России признала жалобу ООО "МУЛЬТИОПТ" необоснованной.
13.10.2018 ООО "МУЛЬТИОПТ" направило в адрес заказчика подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта (банковскую гарантию), что подтверждается почтовым отправлением ФГУП "Почта России" РПОN 67500428082350 от 13.10.2018.
16.10.2018 в 14:24Амурским УФАС России приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта осуществленной закупки N 0523300002018000173 отменена.
Регламентированный срок для подписания контракта в соответствии с частью 3 статьи 54 Закона о контрактной системеустановлен 15.10.2018.
16.10.2018 в 15:24 муниципальным заказчиком составлен протокол признания участника ООО "МУЛЬТИОПТ" уклонившимся от заключения контракта от 16.10.2018 NППУ1, ввиду отсутствия подписанного контракта и надлежащего обеспечения исполнения контракта.
16.10.2018 в 15:49 заказчикомполучен от победителя конкурса вышеназванный подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта (банковская гарантия) ООО "МУЛЬТИОПТ".
Положениями части 3 статьи 54 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность победителя конкурса подписать контракт в десятидневный срок. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.
Если в установленный частью 3 статьи 54 Закона о контрактной системе срок победитель конкурса не подпишет контракт и не предоставит обеспечение исполнения контракта, в случае если такое требование предусмотрено конкурсной документацией, такой победитель конкурса признается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, в действиях ООО "МУЛЬТИОПТ" имеется нарушение части 3 статьи 54 Закона о контрактной системе, соответственно победитель конкурса не представил заказчику подписанный проект договора, а также документы об обеспечении его исполнения (банковскую гарантию) и вследствие этого данный участник признан уклонившимся от заключения контракта.
Порядок заключения контракта по результатам конкурса установлен статьей 54 Закона о контрактной системе.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. При этом, контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе. В случае, если победителем конкурса не исполнены данные требования, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе составляется в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К протоколу прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 названного Закона (предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара). Один экземпляр протокола хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с указанными приложениями размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Аналогичное правило содержится и в пункте 1 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Комиссией Амурского УФАС России отмечено, ООО "МУЛЬТИОПТ" не имело умысла на уклонениеот заключения данного контракта, так как обществом предприняты действия по его подписанию.
На основании изложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения требований части 3 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
признать жалобу ООО "МУЛЬТИОПТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.С. Дегодьев
В.О. Гонова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25 октября 2018 г. N ЖМ-129/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2018