Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заказчика - Земсковой А.Е., на основании доверенности от 17.10.2018;
от уполномоченного органа - Аткишкина И.В., на основании доверенности от 17.08.2018.
12.10.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя Бордун Галины Мухтаровны (650108708750) на действия аукционной комиссии - Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Департамента централизованных закупок) (ИНН 6501026762) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка электронного (цифрового) рояля" (извещение N 0161300000118001624).
Уведомлением-требованием от 15.10.2018 N 05-4583 рассмотрение жалобы по существу назначено на 18.10.2018 16 часов 15 минут.
Однако до рассмотрения жалобы по существу от индивидуального предпринимателя Бордун Галины Мухтаровны поступило заявление от 17.10.2018 N 14/18 об отзыве вышеуказанной жалобы.
Вместе с тем, на основании приказа Сахалинского УФАС России от 19.10.2018 N 279 о проведении внеплановой проверки закупки по объекту: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Поставка электронного (цифрового) рояля" (извещение N 0161300000118001624), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) проведя внеплановую проверку в отношении действий аукционной комиссией - Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Департамента централизованных закупок) (ИНН 6501026762) (далее - уполномоченный орган, аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, установила следующее.
28.09.2018 09:28 на официальном сайте единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка электронного (цифрового) рояля" (извещение N 0161300000118001624) (далее - аукцион).
Начальная (максимальна) цена контракта - 700 000 руб. 00 коп.
Дата и время окончания подачи заявок - 10.10.2018 в 10 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.10.2018 по окончанию вышеуказанного срока подано 4 (четыре) заявки 1, 2, 3, 4, по результатам рассмотрения которые, признаны не соответствующие требованиям аукционной документации.
Согласно поступившей информации в Сахалинское УФАС России, заявка индивидуального предпринимателя подано под порядковым номером N 2.
В обосновании отказа участнику закупки с порядковым номером N 2 указано следующее.
Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе в соответствии с пунктом 31 информационной карты документации об электронном аукционе, участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать информацию о товаре, указав их конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в спецификации документации об электронном аукционе, и указание на товарные знаки (при наличии). При подачи информации участниками электронного аукциона должны применяться обозначения (единицы измерения, наименование показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в документации об электронном аукционе. Неуказание всех необходимых характеристик поставляемого товара расценивается комиссией, как несоответствие заявки требованиям документации и влечет отказ в допуске к участию в аукционе. Участник закупки в первой части заявки в информации о товаре, не указал конкретные показатели товара в соответствии с требованиями спецификации. Так участник закупки указал Электронный (цифровой) рояль - изменение темпа 5-500 ударов в минуту.
По аналогичным основаниям, а именно не указание конкретного показателя
Учитывая изложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России проведя внеплановую проверку в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанно выше Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу приведенных положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок при это необходимо:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Кроме этого, необходимо учитывать, что при установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Учитывая вышеприведенные положения Закона о контрактной системе, а также письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 заказчики, осуществляющие закупку по правилам вышеуказанного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки, в том числе разработать инструкцию по заполнению заявки таким образом, чтобы у участников закупки не возникали ошибки технического характера при заполнении и формировании своих заявок, при этом необходимо учитывать, что инструкция по заполнению заявки должна быть установлена должным образом, то есть не вызывать двоякого понимания потребности заказчика и предоставления недостоверной информации, что в последствии может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В пункте 31 информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам электронного аукциона, содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по заполнению заявки. При этом первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товару заказчиком указаны в спецификации на поставку электронного (цифрового) рояля. Одним из таких требований к электронному (цифровому) роялю является темп, который указан в диапазоне и должен быть не менее 5 не более 500 ударов в минуту.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению, информация, которая содержится в заявке на участие в электронном аукционе участника такого аукциона на момент подачи заявки должна быть достоверной, не должна допускать двусмысленных толкований. При этом необходимо учитывать, если в Спецификации значение показателя технического или функционального параметра сопровождается словами "не менее", "не менее не более", "или", то участник электронного аукциона указывает конкретные (точные) параметры предлагаемого товара без слов "не менее", "не менее не более", "или".
В силу приведенных положений инструкции участнику закупки при указании показателя темпа электронного (цифрового) рояля необходимо указать конкретный показатель, то есть без слов не менее, не более и входящий в диапазон установленных значений.
Вместе с тем, согласно руководству пользователя электронного (цифрового) рояля, представленного индивидуальным предпринимателем в составе жалобы в подтверждение своего довода, Комиссией установлено, что темп является диапазонным значением и указан с сопровождением знака "-", а именно - 5-500.
При этом доказательств, что на рынке существуют электронные (цифровые) рояли с указанием темпа в виде конкретного значения, обосновывающие позицию заказчика в установлении такой характеристики в спецификации в материалы дела ни заказчиком, ни уполномоченным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в спецификации установлены требования к показателям товара без учета характеристик закупаемого оборудования, что не позволяет определить потребность заказчика, при этом, разработанная инструкция по заполнению заявки, обязывает участника закупки предоставлять недостоверные сведения по данному показателю.
Таким образом, действия заказчика нарушают положения пункта 1 части 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки закупки при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка электронного (цифрового) рояля" (извещение N 0161300000118001624) признать заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение Центр народной культуры "Радуга", утвердившего аукционную документацию нарушившим положения пунктов 1 части 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать заказчику - Муниципальному бюджетному учреждению Центру народной культуры "Радуга" и уполномоченному органу - Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Департамента централизованных закупок) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 1 настоящего Решения
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 октября 2018 г. N ВП-93/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2018