Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "Эксперт Закупок" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000318002486 на выполнение работ но строительству пристройки к зданию МБДОУ Детский сад N86 г.Владикавказ (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
12 октября 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Эксперт Закупок" (далее Заявитель) о нарушении государственным заказчиком - ГКУ "УКС РСО-Алания" Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 года N570, с 25 мая утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В Перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбирается из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт. Эти конкретные виды работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 25 мая и до 1 июля 2018 года;
- не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф. В соответствии с пунктом 4.1 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063, он составляет 5% стоимости указанных работ. Однако Аукционная документация не устанавливает не менее скольки процентов работ участник должен выполнить самостоятельно.
Кроме того в своей жалобе Заявитель указывает на то, что в Техническом задании Аукционной документации по целому ряду используемых в ходе выполнения работ товаров, Заказчиком установлены требования к компонентам товаров и (или) испытаниям товаров и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что по мнению Заявителя является излишними требованиями и приводит к ограничению количества участников закупки, а также ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Объяснений по существу жалобы ГКУ "УКС РСО-Алания" не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 27 сентября 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд разместило извещение о проведении ГКУ "УКС РСО-Алания" электронного аукциона N0310200000318002486 на строительство пристройки к зданию МБДОУ Детский сад N86 г.Владикавказа (далее - Аукцион), и Аукционную документацию по указанному Аукциону, утвержденную 26.09.2018 года.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - постановление Правительства N570).
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ N570 установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В пункте 4.2.6 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации указано, что заказчиком установлены возможные виды и объемы работ из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, а именно:
1) подготовительные работы;
2) земляные работы;
3) устройство кровли;
4) внутренние отделочные работы;
5) устройство внутренних санитарно-технических систем;
6) устройство внутренних электротехнических систем;
7) устройство внутренних трубопроводных систем;
8) благоустройство.
Однако, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Аукционная документация не содержит сведений об объемах работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания" выразившиеся в неустановлении в документации об Аукционе объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, нарушают требования части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно Аукционной документации, требования к товарам, применяемым при выполнении работ, указаны в Техническом задании, согласно которому в ходе исполнения контракта необходимо использовать, помимо прочего:
- бетонные смеси тяжелого бетона с маркой бетона по морозостойкости по первому базовому методу не более F1400 не менее F1100, маркой по водонепроницаемости в интервале W4-W12;
- бетонные смеси тяжелого бетона с маркой бетона по морозостойкости по первому базовому методу не ниже F175, маркой по водонепроницаемости в интервале W2-W12;
- бетонные смеси тяжелого бетона с маркой бетона по морозостойкости по первому базовому методу не более F1400 не менее F150, маркой по водонепроницаемости в интервале W2-W12;
- бетонные смеси тяжелого бетона с маркой бетона по морозостойкости по первому базовому методу не более F1400 не менее F150, маркой по водонепроницаемости в интервале W2-W12;
- бетонные смеси тяжелого бетона с маркой бетона по морозостойкости по первому базовому методу не более F1400 не менее F150, маркой по водонепроницаемости в интервале W2-W12 и т.д.
При этом, в пункте 6.3 Аукционной документации приведена Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе.
Так, согласно указанной Инструкции, в случае отсутствия согласно нормативной и/или технической документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, по требуемым значениям показателей товара, участник закупки должен указать "не нормируется" или указать "отсутствует" либо любым иным образом обозначить в заявке, что показатель не применяется к данному товару.
То есть, согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с Аукционной документацией, а также проводить испытания товара.
Таким образом, анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Эксперт Закупок" на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0310200000318002486 на строительство пристройки к зданию МБДОУ Детский сад N86 г.Владикавказа.
2. Признать ГКУ "УКС РСО-Алания" нарушившим требования части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N0310200000318002486 на строительство пристройки к зданию МБДОУ Детский сад N86 г.Владикавказа.
3. Выдать ГКУ "УКС РСО-Алания" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА270-10/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ГКУ "УКС РСО-Алания" к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 октября 2018 г. N А270-10/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2018