Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии - |
"_", заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
"_", начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "_", ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "_", ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
в присутствии Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Госкомзакуп):
- "_", на основании доверенности N 7 от 04.04.2018 года;
в присутствии Государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница":
- "_", на основании доверенности от 26.09.2018 года N 003,
в отсутствии Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ТрейдАгро" (далее - заявитель, податель жалобы, ООО "ТрейдАгро") и иных государственных заказчиков, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 129/КС ООО "ТрейдАгро" на действия заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (Соки) (закупка N 0380200000118005262), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственных заказчиков, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 22.10.2018 года входящий N 5505 поступила жалоба ООО "ТрейдАгро" на действия государственных заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (Соки) (закупка N 0380200000118005262).
Заявитель считает, что положения аукционной документации на поставку продуктов питания (Соки) (закупка N 0380200000118005262) не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок:
- в техническом задании в столбце "Характеристика товара" указано словосочетание "Тетр./пак." - это является конкретной торговой маркой упаковки "Тетра Пак";
- в техническом задании отсутствует диапазон значений объема сока;
- в проекте контракта заказчиков: ГБПОУ РХ "ПУ N 13", ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ", ГБУЗ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" установлен ненадлежащий срок оплаты контракта за поставку товара.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить размещение закупки до рассмотрения жалобы по существу, устранить нарушения, привести документацию в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы, устно озвучив свои возражения. Заказчики представили письменные пояснения.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно пункта 2.1.4.15 Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 N 630, Госкомзакуп Хакасии в сфере определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков осуществляет полномочия по организации проведения совместных конкурсов и аукционов на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.
Во исполнение вышеприведенных норм права, между Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (организатор совместных закупок) и 29 государственными заказчиками заключено Соглашение о проведении совместного аукциона на поставку продуктов питания (Соки).
В соответствии со статьями 25 и 26 Закона о контрактной системе в сфере закупок приказом Госкомзакупа от 17.07.2018 года N 240-73-ПР утвержден перечень товаров, закупаемых для обеспечения нужд Республики Хакасия путем проведения совместных закупок на первое полугодие 2019 года, в который входят продукты питания.
Документация об аукционе в электронной форме N ЭА/18-005618 от 15.10.2018 года утверждена Председателем Госкомзакупа "_"
15.10.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦК, проект контракта) о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (Соки) (закупка N 0380200000118005262).
Начальная (максимальная) цена контракта 2 904 978,68 рублей.
Дата и время начала подачи заявок 15.10.2018
Дата и время окончания подачи заявок 23.10.2018
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 24.10.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме 29.10.2018.
Согласно Протокола N 0380200000118005262-0 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2018 года, на участие в электронном аукционе поступило 7 (семь) заявок. Комиссия заказчика рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и приняла решение о допуске к участию в аукционе всех участников, подавших заявки.
При принятии решения Комиссия Хакасского УФАС России руководствуется следующим.
1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Как указано заявителем в жалобе, уполномоченный орган при описании объекта закупки в техническом задании на поставку продуктов питания (Соки) в столбце "Характеристика товара" прописал словосочетание "Тетр./пак.". По мнению заявителя, это является конкретной торговой маркой упаковки "Тетра Пак".
Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что торговая марка "ТЕТРА ПАК" зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности РФ под номером 522110, а также торговая марка "ТЕТРА ПАК" зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности РФ под номером 82911. Торговая марка "Тетр./пак." (по мнению подателя жалобы) в Федеральной службе по интеллектуальной собственности РФ не значится.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что установленные Заказчиком характеристики по вышеуказанному товару не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, а именно указанная упаковка привела к невозможности участия в закупке.
Представитель уполномоченного органа на рассмотрении жалобы пояснил, что сокращение "тетр./пак.", указанное в техническом задании, является сокращением от слова "тетрапакет" - разновидностью упаковки из полимерных и комбинированных материалов.
Присутствующий на заседании представитель заказчика также подтвердил, что техническое задание полностью соответствует потребностям заказчика. Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом доказано, что требование к поставке сока в упаковке " тетр./пак.", исключающей попадание прямых солнечных лучей на продукт и безопасной при розливе сока в стаканы, обусловлено потребностями заказчиков - медицинских и образовательных учреждений республики, а также организацией питания и условий хранения в учреждениях.
Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к поставляемому товару, а также то, что согласно Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе поступило 7 (семь) заявок - все участники допущены к участию в аукционе, что говорит об отсутствии ограничения количества участников аукциона.
Таким образом данный довод заявителя об указании в техническом задании аукционной документации на поставку продуктов питания (Соки) (закупка N 0380200000118005262) торговой марки "ТЕТРА ПАК" не нашел своего подтверждения, что дает основание признать данный довод жалобы ООО "ТрейдАгро" необоснованным.
2. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
ООО "ТрейдАгро" в жалобе указывает, что соки выпускаются объемом 0,95-1 литра, однако в описании объекта закупки отсутствует диапазон значений объема. Госкомзакупом в техническом задании указано значение показателя сока "Объем: 1 литр".
Как пояснил представитель уполномоченного органа, при подготовке технического задания на поставку продуктов питания (Соки) у заказчиков запрашивалась информация о товаре в количественном указании необходимого заказчику объема, исходя из его потребности. Заказчики, при направлении информации уполномоченному органу для составления сводного технического задания указали, что, исходя из суточной дозы потребления сока человеком, требуется в среднем 250 мг, следовательно, для удовлетворения потребности четырех человек необходима одна пачка сока объемом равным 1 (один) литр. Сок объемом 0,95 литра не удовлетворит в полном объеме потребность заказчика.
Таким образом, комиссия антимонопольного органа полагает, что установление данного значения не противоречит требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, так как такое значение показателя, который не может изменяться, является в данном случае правом заказчика, исходя из его имеющейся потребности.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Таким образом данный довод жалобы ООО "ТрейдАгро" является необоснованным.
3. По доводу заявителя жалобы об установлении в проекте контракта Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия "Профессиональное училище N 13" (далее - ГБПОУ РХ "ПУ N 13"), Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия "Абазинская городская больница" (далее - ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ"), Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия "Боградская санаторная школа-интернат" (далее - ГБУЗ РХ "Боградская санаторная школа-интернат") порядка оплаты заказчиком в течение 30 (тридцати) дней поставленного товара.
В соответствии с требованием части 4 статьи 64 Закона о контактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В Извещении о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (Соки) (закупка N 0380200000118005262) установлено ограничение в соответствии с которым участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом, в пункте 5.4 проекта контракта документации об аукционе государственных заказчиков - ГБПОУ РХ "ПУ N 13", ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ", ГБУЗ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" указано следующее:
"Порядок оплаты: Заказчик осуществляет оплату в безналичной форме в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком товарных (товарно-транспортных) накладных, Акта приема-передачи товара, подтверждающих факт передачи Товара, на основании выставленных счетов (счетов-фактур)".
Таким образом, вышеуказанными государственными заказчиками не установлен надлежащий срок оплаты контракта, заключенного с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, что является нарушением части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя жалобы об установлении в проекте контракта заказчиков: ГБПОУ РХ "ПУ N 13", ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ", ГБУЗ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" ненадлежащих сроков оплаты контракта за поставку товара нашел свое подтверждение и признан обоснованным.
Жалоба признана частично обоснованной.
В соответствии с положениями пункта 3.30 Административного регламента, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 129/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.
Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее.
1. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включаются обязательные условия:
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Вместе с тем, в проекте контракта (закупка N 0380200000118005262) государственных заказчиков:
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая инфекционная больница" (далее - ГБУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" (далее - ГБУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер"),
- Государственное бюджетное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Ласточка" (далее - ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Таштыпская районная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница"),
- Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" (далее - ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" (далее -ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница"),
- Государственное казённое учреждение Республики Хакасия "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - ГКУ РХ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"),
- ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ",
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Черногорский межрайонный родильный дом" (далее - ГБУЗ РХ "Черногорский межрайонный родильный дом"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Усть-Абаканская районная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Усть-Абаканская РБ"),
- ГБПОУ РХ "ПУ N 13",
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия "Боградская санаторная школа-интернат" (далее - ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я.Ремишевской" (далее - ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я.Ремишевской"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Саяногорская МБ рп Майна" (далее - ГБУЗ РХ "Саяногорская МБ рп Майна"),
данное обязательное условие не установлено, что является нарушением пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила) установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Пунктом 5 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Поскольку на момент размещения закупки невозможно предположить будет ли снижена начальная (максимальная) цена контракта и будет ли проходить аукцион на право заключения контракта (часть 23 статьи 68 Закона о контрактной системе в сфере закупок), следовательно, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации (согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок), должен содержать штрафные санкции в соответствии с пунктом 5 Правил, так как изменения условий контракта после его заключения в силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, недопустимо.
Однако, в проекте контракта (закупка N 0380200000118005262) государственных заказчиков:
- ГБУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница",
- ГБУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер",
- ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка",
- ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница",
- ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями",
- ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница",
- ГКУ РХ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних",
- ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ",
- ГБУЗ РХ "Черногорский межрайонный родильный дом",
- ГБУЗ РХ "Усть-Абаканская РБ",
- ГБПОУ РХ "ПУ N 13",
- ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат",
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический перинатальный центр" (далее - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический перинатальный центр"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная детская больница" (далее - ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная детская больница"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" (далее - ГБУЗ РХ "Республиканская детская клиническая больница"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Сорская городская больница" (далее - ГБУЗ РХ "Сорская городская больница"),
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Черногорская школа-интернат" (далее - ГБОУ РХ "Черногорская школа-интернат"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница"),
- Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок" (далее - ГБУ РХ "Теремок"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - ГБУЗ РХ "РКПД"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая психиатрическая больница" (далее - ГБУЗ РХ "РКПБ"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Ширинская межрайонная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Ширинская МБ"),
- Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Абазинский детский дом" (далее - ГБУ РХ "Абазинский детский дом"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Белоярская районная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Белоярская районная больница"),
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Боградская районная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Боградская районная больница"),
не установлен размер штрафа за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, что является нарушением части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В проекте контракта (закупка N 0380200000118005262) государственных заказчиков:
- Государственное бюджетное Учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Саяногорская межрайонная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Саяногорская межрайонная больница"),
- ГБУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер",
- ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка",
- ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница",
- ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями",
- ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница",
- ГКУ РХ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних",
- ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ",
- ГБУЗ РХ "Черногорский межрайонный родильный дом",
- ГБУЗ РХ "Усть-Абаканская РБ",
- ГБПОУ РХ "ПУ N 13",
- ГБУЗ РХ "Республиканский клинический перинатальный центр",
- ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная детская больница",
- ГБУЗ РХ "Республиканская детская клиническая больница",
- ГБУЗ РХ "Сорская городская больница",
- ГБОУ РХ "Черногорская школа-интернат",
- ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница",
- ГБУЗ РХ "Саяногорская МБ рп Майна",
- ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат",
установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
Таким образом, действия Заказчиков, ненадлежащим образом установившихся в проекте контракта порядок расчета пени с использованием значения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а не ключевой ставки (как предусмотрено действующим законодательством), нарушает положение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Вместе с тем, заказчиком - ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" в проекте государственного контракта предусмотрено следующее:
7.3.2. За ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" в проекте контракта установлены штрафные санкции для поставщика не в соответствии с пунктом 4 Правил, что является нарушением части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
- Согласно пункта 6 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, заказчиком - ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" в проекте государственного контракта не предусмотрены размеры штрафных санкций в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил, что также является нарушением части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
- В соответствии с пунктом 9 Правил, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" в проекте государственного контракта предусмотрено следующее:
7.2.3. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту (за исключением просрочки исполнения обязательств) установлен в проекте контракта не в соответствии с пунктом 9 Правил, что со стороны ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" является нарушением части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
- Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Однако в проекте контракта ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" указаны условия, не соответствующее положениям действующего законодательства, а именно:
7.2.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
7.3.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, и определяется по формуле, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, вступившего в силу 09.09.2017 года. Следовательно, ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" не соблюдены положения части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
- Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В соответствии с пунктом 12 Правил общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Однако в проекте государственного контракта ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" отсутствуют положения о максимальной сумме начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и максимальной сумме сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, заказчиком - ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" нарушены части 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех выявленных нарушений, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение таких нарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта части 8 статьи 30, частей 4, 5, 7, 8 и пункта 2 части 13 статьи 34, части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 129/КС "ТрейдАгро" на действия государственных заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (Соки) (закупка N 0380200000118005262) обоснованной в части установлении в проекте контракта заказчиков: ГБПОУ РХ "ПУ N 13", ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ", ГБУЗ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" ненадлежащих сроков оплаты контракта за поставку товара.
2. Признать:
Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Боградская санаторная школа-интернат" нарушившим часть 8 статьи 30, части 5, 7, 8 и пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
Государственных заказчиков - ГБПОУ РХ "ПУ N 13", ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ" нарушившими часть 8 статьи 30, части 7, 8 и пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
Государственных заказчиков - ГБУЗ РХ "Саяногорская межрайонная больница", ГБУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер", ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка", ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница", ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница", ГКУ РХ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", ГБУЗ РХ "Черногорский межрайонный родильный дом", ГБУЗ РХ "Усть-Абаканская РБ", ГБУЗ РХ "Республиканский клинический перинатальный центр", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная детская больница", ГБУЗ РХ "Республиканская детская клиническая больница", ГБУЗ РХ "Сорская городская больница", ГБОУ РХ "Черногорская школа-интернат", ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница", ГБУЗ РХ "Саяногорская МБ рп Майна" нарушившими часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Государственных заказчиков - ГБУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница", ГБУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер", ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка", ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница", ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница", ГКУ РХ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних",ГБУЗ РХ "Черногорский межрайонный родильный дом", ГБУЗ РХ "Усть-Абаканская РБ", ГБУЗ РХ "Республиканский клинический перинатальный центр", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная детская больница", ГБУЗ РХ "Республиканская детская клиническая больница", ГБУЗ РХ "Сорская городская больница", ГБОУ РХ "Черногорская школа-интернат", ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница", ГБУ РХ "Теремок", ГБУЗ РХ "РКПД", ГБУЗ РХ "РКПБ", ГБУЗ РХ "Ширинская МБ", ГБУ РХ "Абазинский детский дом", ГБУЗ РХ "Белоярская районная больница", ГБУЗ РХ "Боградская районная больница" нарушившими часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
Государственных заказчиков - ГБУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница", ГБУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер", ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка", ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница", ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница", ГКУ РХ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", ГБУЗ РХ "Черногорский межрайонный родильный дом", ГБУЗ РХ "Усть-Абаканская РБ", ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я.Ремишевской", ГБУЗ РХ "Саяногорская МБ рп Майна" нарушившими пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
3. Государственным заказчикам - ГБУЗ РХ "Боградская санаторная школа-интернат", ГБПОУ РХ "ПУ N 13", ГБУЗ РХ "Абазинская ГБ", ГБУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница", ГБУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер", ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка", ГБУЗ РХ "Таштыпская районная больница", ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница", ГКУ РХ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", ГБУЗ РХ "Черногорский межрайонный родильный дом", ГБУЗ РХ "Усть-Абаканская РБ", ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я.Ремишевской", ГБУЗ РХ "Саяногорская МБ рп Майна", ГБУЗ РХ "Республиканский клинический перинатальный центр", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная детская больница", ГБУЗ РХ "Республиканская детская клиническая больница", ГБУЗ РХ "Сорская городская больница", ГБОУ РХ "Черногорская школа-интернат", ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница", ГБУ РХ "Теремок", ГБУЗ РХ "РКПД", ГБУЗ РХ "РКПБ", ГБУЗ РХ "Ширинская МБ", ГБУ РХ "Абазинский детский дом", ГБУЗ РХ "Белоярская районная больница", ГБУЗ РХ "Боградская районная больница", ГБУЗ РХ "Саяногорская межрайонная больница" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 26 октября 2018 г. N 129КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2018