Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России) рассмотрев жалобу ООО "Контракт",
в присутствии:
от Заявителя: представитель не явился;
от Заказчика: Безгин А.Е. - представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на действия Заказчика - КГБЗ "Владивостокская поликлиника N6", при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений для нужд КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N6" (извещение N 0320300089418000063) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение норм Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- установлена дата окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- описание объекта закупки не соответствует требования Закона N 44-ФЗ;
- в проекте контракта не указан идентификационный код закупки соответствующий извещению о проведении аукциона;
- указан срок оплаты товара с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- установлены требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- не установил срок приемки работ в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ;
- установлены размеры штрафов с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- проект контракта не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, т.к. заказчик неправомерно устанавливает причину увеличения сроков исполнения обязательств.
Также заявитель считает, что заказчик допустил нарушение Закона N 44-ФЗ, т.к. сократил срок подачи заявок на участие в аукционе.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссия Приморского УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, установила, что Заказчик указал в документации информацию о дате окончания срока предоставления Участниками разъяснений положений документации с нарушением Закона N 44-ФЗ, чем допустил нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностями заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Документация об аукционе не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. документация об аукционе содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае нарушены требования части 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ, так как в проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 3.5 Оплата осуществляется в рублях РФ путем ежемесячного безналичного перечисления стоимости оказанных услуг в соответствии с выставленным Исполнителем счетом (счетом-фактурой) и актом оказанных услуг, на расчетный счет Исполнителя в течение 30 календарных дней с даты подписания акта оказанных услуг сторонами. Аванс не предусмотрен.
Тем самым, в нарушение части 13 статьи 34 и части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ проект контракта не содержит условие об оплате заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Проект контракта в нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ не содержит вышеуказанные сведения.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В нарушение части 13 статьи 34 Закона N 44- ФЗ проект контракта не содержит информацию о сроке оформления результатов приемки поставленного товара.
Частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вместе с тем, в проекте контракта размер штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащего исполнения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, установлен не в соответствии с Постановлением от 30.08.2017 N 1042.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего в соответствии с Постановлением размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размер штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, нарушены требования части 5 и части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные нарушения Закона N 44-ФЗ предусмотрены частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проектом контракта установлено, что срок исполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени, в течении которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия вызванные этими обстоятельствами.
Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Таким образом, срок выполнения работ, предусмотренных контрактом, определен, является неизменным. Однако в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, приостанавливается на период продолжительности таких обстоятельств, так как выполнение работ в такой период времени невозможно.
Выполнение работ, предусмотренных проектом контракта, в период действия обстоятельств непреодолимой силы, не представляется возможным и не соответствует целям заключения контракта, противоречит интересам заказчикам.
Включение вышеуказанного условия не влечет изменение существенных условий контракта, и, соответственно не нарушается требований Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 63 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей.
Извещение о проведении аукциона размещено 29.08.2018.
При этом срок окончания подачи заявок на участие в аукционе -13.09.2018.
Следовательно, заказчик, разместив извещение о проведении электронного аукциона менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, допустил нарушение части 2 статьи 63 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные нарушения Закона N 44-ФЗ предусмотрены частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика - КГБЗ "Владивостокская поликлиника N6", при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений для нужд КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N6" (извещение N 0320300089418000063) обоснованной в части.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т.к. указал в документации информацию о дате окончания срока предоставления Участниками разъяснений положений документации не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. документация об аукционе содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ;
- части 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ, т.к. в проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки;
- части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, т. к. установил срок оплаты выполненных работ не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
- пункта 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т.к. проект контракта не содержит сведения предусмотренные указанным пунктом.
- части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т. к. проект контракта содержит противоречивую информацию о сроке оформления результатов приемки поставленного товара;
- части 5 и части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т. к. установлен размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом не в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
- части 3 статьи 63 Закона N 44-ФЗ, т. к. разместил извещение о проведении электронного аукциона менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19 сентября 2018 г. N 756/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2018