Закон Кемеровской области от 25 марта 2002 г. N 11-ОЗ
"Об утверждении Программы государственной поддержки малого
предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы"
(принят Советом народных депутатов Кемеровской области 27 февраля 2002 г. N 1387)
15 апреля 2003 г.
Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области малого предпринимательства и обеспечения благоприятных условий для его развития в Кемеровской области.
Губернатор
Кемеровской области |
А.М. Тулеев |
Законом Кемеровской области от 15 апреля 2003 г. N 22-ОЗ в настоящее приложение внесены изменения
Приложение к Закону Кемеровской
области "Об утверждении Программы
государственной поддержки малого
предпринимательства в Кемеровской
области на 2002-2004 годы"
от 27 февраля 2002 г. N 1387
Программа
государственной поддержки малого
предпринимательства в Кемеровской области
на 2002-2004 годы
15 апреля 2003 г.
Введение
Стабилизация и развитие экономики, решение проблемы занятости населения в области тесно связаны с развитием малого бизнеса.
Оказание всемерной поддержки развитию малого предпринимательства, формированию конкурентной среды рассматривается как одна из важнейших мер кардинального оздоровления экономики.
Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы разработана департаментом инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 09.12.97 N 39-03 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области", постановлением Администрации Кемеровской области от 04.10.2001 N 100 "О мерах по повышению эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области". Программа увязана с проектом Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы.
Настоящая Программа сформирована исходя из принципа преемственности с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-кредитной, информационной и иных форм поддержки малого предпринимательства.
Раздел 1. Паспорт Программы государственной поддержки малого
предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы
Наименование Программы |
Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы (далее - Программа) |
Наименование решения о разработке Программы |
Закон Кемеровской области от 09.12.97 N 39-03 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области", постановление Администрации Кемеровской области от 04.10.2001 N 100 "О мерах по повышению эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области". |
Государственный заказчик, директор Программы |
Администрация Кемеровской области, заместитель Губернатора области по экономике и финансам Ю.В. Ким |
Основные разработчики Программы |
Департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для интенсивного роста малого предпринимательства. Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем: совершенствование нормативной правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства; развитие системы финансовой, имущественной и организационной поддержки малого предпринимательства; совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства; формирование и повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем; развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах; создание новых рабочих мест; проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в области и на этой основе разработка мер государственной политики развития малого предпринимательства. Целевые показатели: обеспечение устойчивого роста численности малых предприятий с доведением их общего количества до 20 тысяч с суммарной численностью занятых около 170 тыс. человек, которые будут обеспечивать производство не менее 15 процентов регионального валового продукта. |
Сроки и этапы реализации |
2002-2004 годы |
Основные направления Программы |
Совершенствование нормативной правовой базы развития малого предпринимательства. Развитие финансово-кредитных механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства и повышение эффективности функционирования инфраструктуры его поддержки. Статистическое и аналитическое обеспечение малого предпринимательства. |
Исполнители программных мероприятий |
Департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области. Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области. Департамент молодежной политики Администрации Кемеровской области. Департамент экономического развития Администрации Кемеровской области. Департамент внешних экономических связей Администрации Кемеровской области. Главное финансовое управление Кемеровской области. Кемеровское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области. Кузбасское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Ассоциация кредитных союзов Кузбасса. Кузбасская торгово-промышленная палата. Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области. Кемеровский областной комитет государственной статистики. Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству. Муниципальные фонды поддержки и развития малого предпринимательства. Региональный маркетинговый центр. Управление компьютерных технологий Администрации Кемеровской области. Территориальное агентство в Кемеровской области Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Администрации городов и районов. |
Объемы и источники финансирования |
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы определяется в объеме 380,3 млн. рублей, из них: 2002 год - 105,13 млн. рублей, в том числе: субсидии областного бюджета- 3,0; кредит областного бюджета - 10,0; средства государственного фонда поддержки малого предпринимательства - 3,8; средства муниципальных фондов поддержки предпринимательства - 36,3; средства федерального бюджета - 20,83; средства муниципальных бюджетов - 4,2; привлеченные средства - 27,0; 2003 год - 126,08 млн. рублей, в том числе: субсидии областного бюджета- 2,0; субвенции областного бюджета - 20,0; гарантии областного бюджета - 20,0; средства государственного фонда поддержки малого предпринимательства - 3,8; средства муниципальных фондов поддержки предпринимательства - 36,3; средства федерального бюджета - 2,73; средства муниципальных бюджетов - 4,25; привлеченные средства - 37,0; 2004 год - 149,09 млн. рублей, в том числе: субсидии областного бюджета- 5,06; субвенции областного бюджета - 40,0; гарантии областного бюджета - 20,0; средства государственного фонда поддержки малого предпринимательства - 3,8; средства муниципальных фондов поддержки предпринимательства - 36,3; средства федерального бюджета - 2,73; средства муниципальных бюджетов - 4,2; привлеченные средства - 37,0. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
К концу 2004 года в рамках выполнения мероприятий Программы предполагается: создать более 6000 рабочих мест, в том числе: 2002-й - 1860 рабочих мест; 2003-й - 1980 рабочих мест; 2004-й - 2240 рабочих мест; увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий сферы малого предпринимательства до 20 процентов (2002-й - 15 процентов; 2003-й - 17 процентов; 2004-й - 20 процентов); увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 15 процентов (2002-й - 11 процентов; 2003-й - 13 процентов; 2004-й - 15 процентов). обеспечить трансформацию сфер деятельности в сторону увеличения производства товаров и оказания услуг населению. |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области. Совет народных депутатов Кемеровской области. Контрольно-счетная палата Кемеровской области. |
Раздел 2. Анализ исходного состояния проблемы
Малое предпринимательство играет все возрастающую роль в экономике области, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности.
На территории Кемеровской области в 2000 году действуют более 11 тысяч малых предприятий. По сравнению с 1999 годом их количество увеличилось на 17 процентов.
За 2000 год малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на 8,7 млрд. рублей (8,5 процента областного объема продукции), из них строительными предприятиями - 31 процент, промышленными - 29 процентов, предприятиями торговли и общественного питания - 28 процентов.
На развитие экономики и социальной сферы малыми предприятиями направлено 655 млн. рублей инвестиций (4 процента инвестиций в основной капитал по области). 34 процента инвестиций освоено строительными предприятиями, 23 процента - предприятиями торговли и общественного питания.
В видовой структуре инвестиций более половины затрат приходится на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря.
Средняя численность работающих на малых предприятиях составляет 101 тыс. человек (8 процентов занятых на предприятиях всех отраслей экономики области), половина из которых занята в промышленности и строительстве. По сравнению с предыдущим годом численность увеличилась на 5 процентов.
Кроме этого, еще около 63000 человек работают как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Малые предприятия вносят заметный вклад в пополнение бюджетов всех уровней.
За 2000 год доля малых предприятий в общем объеме налоговых поступлений составила 11 процентов (за 1999 год - 10,3 процента). Наблюдается рост поступлений налоговых сборов от предпринимателей, работающих по единому налогу на вмененный доход, в первом квартале 2001 года на 37 процентов в сравнении с соответствующим периодом 2000 года (92 млн. рублей - в первом квартале 2000 года, 126 млн. рублей - в первом квартале 2001 года).
Производство отдельных видов продукции малыми предприятиями составляет значительную долю в общем объеме по области. Так, на выпуск безалкогольных напитков приходится 93 процента, минеральной воды - 82 процента, масла животного - 30 процентов, цельномолочной продукции - 24 процента, хлеба - 8,7 процента.
По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между городами и районами области, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики городов и районов используется крайне неравномерно. Основная часть малых предприятий сконцентрирована в городах Кемерово и Новокузнецке (более 50 процентов).
Основным относительным показателем, характеризующим уровень территориального распространения и развития предпринимательства, является количество малых предприятий на 1000 жителей. Наиболее высокий удельный показатель (выше среднеобластного уровня - 4 малых предприятия на 1000 жителей) отмечен в городах Кемерово (6), Новокузнецке (5), Прокопьевске, Киселевске, Междуреченске и Ленинске-Кузнецком (по 4).
Чрезвычайно низкое значение данного показателя в сельских районах.
Если рассматривать города и районы по доле налоговых поступлений в местные бюджеты от субъектов малого предпринимательства, то наибольшую долю имеют Кемерово - 24 процента, Новокузнецк - 20 процентов, Прокопьевск - 16 процентов, Киселевск - 12 процентов.
Если сравнивать показатели деятельности малого предпринимательства Кемеровской области с показателями регионов, можно сделать вывод о том, что Кемеровская область занимает позиции во второй десятке регионов с наиболее развитым малым бизнесом, а по Сибирскому федеральному округу находится в группе лидеров.
В частности, по количеству малых предприятий Кемеровская область занимает 17-е место в России, а по Сибирскому федеральному округу - 4-е.
По среднесписочной численности работников соответственно - 18-е и 4-е места.
21-е место в России занимает по объему производства и 3-е место среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ.
По показателю "инвестиции в основной капитал" находится на 14-й позиции в России и 3-й - по Сибирскому федеральному округу.
В текущем году сохраняется положительная тенденция развития малого предпринимательства.
Так, в первом полугодии 2001 года доля налоговых поступлений от малого бизнеса увеличилась до 13 процентов.
Увеличилось на 19 процентов количество малых предприятий и достигло 13,9 тысячи. На 11 процентов увеличилось число работающих на малых предприятиях, сегодня их в области - 113 тысяч.
В 2001 году наблюдается рост инвестиционной активности малых предприятий. Удельный вес предприятий малого бизнеса в общем объеме инвестиций составляет более 6 процентов (в 2000 году - 4 процента).
В области создана основа системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, включающая в себя:
департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области;
комиссию по вопросам предпринимательства и потребительского рынка Совета народных депутатов Кемеровской области;
областную межведомственную комиссию по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства;
общественно-экспертный совет по малому предпринимательству Кемеровской области;
государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области;
муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства в 15 городах и районах области;
агентства развития и поддержки предпринимательства;
Кузбасскую торгово-промышленную палату и ее филиалы в 6 городах области;
информационно-аналитические центры;
учебно-деловые центры;
бизнес-инкубаторы.
Важным элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые занимаются микрокредитованием как начинающих, так и уже работающих предпринимателей, а также обучением, бизнес-планированием, оказанием консультационных и других услуг.
Опыт работы показывает, что микрокредитование, обеспечивающее доступ потенциальных предпринимателей, собирающихся начать свой бизнес, но не имеющих возможности получить в банках обычные кредиты, является перспективной и эффективной формой поддержки и развития малого бизнеса.
В городах и районах области на базе различных структур по поддержке предпринимательства организованы консультации по разработке бизнес-планов и нормативным правовым вопросам деятельности субъектов малого бизнеса, отработана система принятия решений по инвестициям в конкретные проекты.
В области приняты законы, направленные на поддержку предпринимательства:
Закон Кемеровской области от 09.12.97 N 39-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области";
Закон Кемеровской области от 20.07.98 N 38-ОЗ "О привлечении кредитов Администрацией области, о предоставлении бюджетных кредитов, государственных гарантий юридическим лицам в Кемеровской области";
Закон Кемеровской области от 28.11.2002 N 97-ОЗ "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Кемеровской области";".
Закон Кемеровской области от 21.07.99 N 56-ОЗ "О привлечении инвестиций в экономику Кемеровской области";
Закон Кемеровской области от 19.11.2001 N 105-ОЗ "Об установлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в Кемеровской области".
Несмотря на положительную динамику показателей, потенциал малого предпринимательства недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики: число малых предприятий существенно ниже уровня, который требуется для включения механизма рыночной саморегуляции, обеспечения устойчивости и необратимости позитивных изменений.
Об этом свидетельствует и принятый в мировой практике показатель уровня развития предпринимательства - число малых предприятий на 1000 жителей. Так, в странах ЕС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий. В Кемеровской области на 1000 жителей приходится немногим более 4 малых предприятий.
Недостаточно влияние малого предпринимательства и на формирование рациональной отраслевой структуры области, хотя она и соответствует структуре этой сферы экономики в целом по России. В Кемеровской области малые предприятия сконцентрированы в основном в 3 отраслях: торговле и общественном питании (41 процент), строительстве (15 процентов), промышленности (13 процентов). В странах ЕС малое предпринимательство играет ключевую роль в оптовой и розничной торговле, пищевой промышленности и строительстве.
Малое предпринимательство не смогло в достаточной мере решить вопросы занятости трудоспособного и частично потерявшего трудоспособность населения.
Все это свидетельствует о необходимости значительного увеличения потенциала малого предпринимательства и изменения его отраслевой структуры в Кемеровской области.
Поэтому вопросы развития и поддержки малого предпринимательства продолжают оставаться одной из приоритетных задач Администрации Кемеровской области и в ближайшее время необходимо осуществить ряд первоочередных мер в отношении малого бизнеса в рамках Программы для обеспечения устойчивого роста малых предприятий, повышения эффективности их деятельности и увеличения численности занятых в малом бизнесе.
Основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, среди которых наиболее острыми являются как недостаток собственных финансовых средств, так и административные барьеры, представляющие собой отдельный блок проблем организационного характера.
Не менее сложными являются трудности имущественного обеспечения, нестабильность бюджетной поддержки для финансирования предпринимательских проектов, неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, системы гарантий для кредитования малого предпринимательства, механизмов самофинансирования, ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризуемых предприятий, неразвитость и нестабильность законодательства, в том числе налогового, и ряд других.
Для успешного преодоления данных проблем необходимо программными методами реализовать комплекс мер экономического и организационного характера.
Раздел 3. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для интенсивного роста малого предпринимательства.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
совершенствование нормативной правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства;
развитие системы финансовой, имущественной и организационной поддержки малого предпринимательства;
совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;
формирование и повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;
создание новых рабочих мест;
проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в области и на этой основе разработка мер государственной политики развития малого предпринимательства.
Задачи решаются по следующим направлениям:
Совершенствование нормативной правовой базы развития малого предпринимательства.
Развитие финансово-кредитных механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства и повышение эффективности функционирования инфраструктуры его поддержки.
Статистическое и аналитическое обеспечение малого предпринимательства.
Раздел 4. Перечень мероприятий, направленных на реализацию Программы
4.1. Совершенствование нормативной правовой базы развития малого предпринимательства
N п/п |
Наименование мероприятий |
Результативность выполнения мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
Источники финансирования |
Стоимость (млн рублей) по годам |
||
2002 |
2003 |
2004 |
||||||
4.1.1. |
Анализ уровня законодательного обеспечения развития малого предпринимательства Кемеровской области. Подготовка предложений по совершенствованию законодательного обеспечения |
Совершенство вание законодатель ного обеспечения |
2002-2004гг. |
ДИППП совместно с: КТПП, КТУ МАП России, ОЭС (по согласованию) |
В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. |
Анализ нормативных актов Кемеровской области, затрагивающих интересы малого предпринимательства на соответствие их федеральному законодательству и наличие административных барьеров для входа в рынок |
Уточнение и совершенство вание законодатель ной базы |
2002-2004гг. |
ДИППП совместно с: КТПП, КТУ МАП России (по согласованию) |
В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.3. |
Анализ эффективности реализации и совершенствования Закона Кемеровской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на " территории Кемеровской области |
Уточнение и совершенство вание законодатель ной базы |
2002-2004гг. |
ДИППП совместно с: КТПП, КТУ МАП России, ОЭС (по согласованию) |
В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.4. |
Разработка проектов законов Кемеровской области: |
|
|
ДИППП совместно с: КТПП, КАПБ, АКСК, ОЭС, субъекты инфраструкту ры поддержки малого предпринима тельства (по согласованию) |
В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность |
- |
- |
- |
|
- об инновационной деятельности в Кемеровской области |
Создание условий для расширенного производства наукоемкой конкурентоспо собной продукции |
2002г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о потребительских обществах взаимного кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства |
Формирование правовой базы малого предпринимате льства, обеспечение условий микрокредито вания субъектов малого предпринимате льства, расширение кредитной базы за счет привлечения частных финансовых ресурсов |
2002г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Кемеровской области" |
Совершенствование правовой базы малого предпринимате льства |
2002-2004гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области" |
Создание правовой базы поддержки и защиты прав предпринимате лей |
2002-2003гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.5. |
Разработка проектов постановлений Администрации Кемеровской области: |
ДИППП, ДЭР совместно с: КОКГС, КАПБ (по согласованию) |
В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность |
- |
- |
- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о комплексе мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в сфере материального производства и содействия их инновационной деятельности |
Поддержка местного товаропроизво дителя |
2003г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о взаимодействии государственных и муниципальных органов власти по развитию малого предпринимательства в Кемеровской области |
Улучшение координации деятельности областных и муниципальных структур, занимающихся поддержкой малого предпринимате льства |
2002-2003гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- об участии субъектов малого предпринимательства Кемеровской области в поставках продукции для государственных (муниципальных) нужд |
Обеспечение правовых и организацион ных принципов участия малых предприятий в системе государствен ных и муниципальных закупок |
2002г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о проведении на территории Кемеровской области статистического обследования малых предприятий по итогам работы за 2001 год. |
Информационное обеспечение |
2002г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о проведении статистических обследований индивидуальных предпринимателей |
Информационное обеспечение |
2003г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о целевом фонде нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства |
Учет имущества и контроль за эффективностью его использования |
2002г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о порядке передачи неиспользуемых производственных площадей и оборудования, находящихся в государственной собственности, малым предприятиям |
Разработка процедуры передачи |
2002г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о реестре субъектов малого предпринимательства из числа студентов и молодежи |
Создание базы данных |
2002г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- о порядке возмещения доли расходов субъектов малого предпринимательства связанных с уплатой процентов за пользование кредитом |
Предоставление субсидий |
2002г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.6. |
Разработка предложений об упрощении процедуры получения лицензии на обучение основам бизнеса в малых городах и районах области |
Совершенство вание правовой базы малого предпринимате льства |
2002г. |
ДИППП, государственная лицензионно-а ттестационная служба Кемеровской области совместно с: КТПП (по согласованию) |
В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.7. |
Участие в разработке федеральных нормативных правовых актов по вопросам малого предпринимательства |
Формирование нормативной правовой базы малого предпринимате льства |
2002-2004гг. |
ДИППП |
В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.8. |
Обеспечение деятельности областной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства |
Выявление проблем, препятствующих развитию малого предпринимате льства, и выработка рекомендаций по устранению административ ных барьеров |
2002-2004гг. |
ДИППП |
В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная
поддержка субъектов малого предпринимательства
4.3. Развитие малого предпринимательства и повышение эффективности
функционирования инфраструктуры его поддержки
4.4. Статистическое и аналитическое обеспечение малого предпринимательства
Раздел 5. Механизм осуществления Программы
Система программных мероприятий представлена четырьмя направлениями. Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи.
1. Совершенствование нормативной правовой базы развития малого предпринимательства
Направление содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства области, и анализу регионального законодательства.
2. Развитие финансово-кредитных механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства
Инвестиционная активность субъектов малого предпринимательства является важным фактором социально-экономического развития Кемеровской области и непосредственно решает проблемы повышения уровня жизни населения и развития производственного потенциала.
Финансирование наиболее эффективных и социально значимых инвестиционных программ и проектов предполагается осуществлять из средств областного бюджета в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса в целях реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области, утвержденным распоряжением Администрации Кемеровской области от 18.10.2002 N 704-р "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса в целях реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области".;
"Субъектам малого предпринимательства при получении кредитов предусматривается предоставление субсидий в объеме средств, утвержденных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Субсидии предназначаются для компенсации 0,5-процентной ставки за пользование кредитом, установленной договором, но не более 0,5 учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент фактической уплаты процентов за пользование кредитом. Предоставление субсидий должно осуществляться в соответствии с порядком, утвержденным Администрацией Кемеровской области.
Субъектам малого предпринимательства при получении кредитов в коммерческих банках предусматривается предоставление субсидий в объеме средств, утвержденных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Субсидии предназначаются для компенсации половины расходов, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами банков. Предоставление субсидий должно осуществляться согласно графикам выплат процентов по кредитам субъектами малого предпринимательства и в соответствии с порядком, утвержденным Администрацией Кемеровской области.
Важнейшим условием конкурсного отбора проектов, подлежащих финансированию, наряду с возвратностью средств является соответствие проекта приоритетным направлениям инвестиционной деятельности малого предпринимательства.
К числу приоритетных направлений финансирования и обеспечения кредитными ресурсами субъектов малого предпринимательства относятся:
Повышение доходности бюджетов всех уровней на территории Кемеровской области.
Поддержка малого инновационного предпринимательства.
Поддержка предпринимательства в сфере производства товаров народного потребления и оказания услуг.
Расширение хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса с созданием новых рабочих мест.
Важнейшая роль в реализации этого направления отводится муниципальным фондам поддержки предпринимательства, которые должны обеспечить эффективное осуществление финансово-кредитных операций через механизм микрокредитования и способствовать облегчению доступа малых предприятий к банковским кредитам и другим специализированным видам финансовых услуг. С этой же целью предполагается внедрение кредитно-гарантийной программы.
Для ресурсного обеспечения малого предпринимательства за счет внебюджетных источников особо важное значение приобретает содействие со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области в создании кредитных кооперативов и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Общества взаимного кредитования предназначены для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.
В комплексе с другими мерами будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передача в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий, не завершенных строительством объектов производственного назначения и объектов инфраструктуры, создание малых предприятий на базе неликвидных основных фондов предприятий-банкротов.
3. Развитие малого предпринимательства и повышение эффективности функционирования инфраструктуры его поддержки
Направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности; обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В рамках направления будут реализованы мероприятия по созданию и поддержке WEB-сайта для малого бизнеса, развитию механизмов Интернет-торговли.
Предусматривается взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства, пропаганды цивилизованного ведения бизнеса, формирования положительного имиджа предпринимателей и укрепления их социального статуса;
координация деятельности органов исполнительной власти, общественных формирований, заинтересованных организаций по вопросам поддержки предпринимательства.
Будут организованы обучение и переподготовка предпринимателей по различным аспектам организации и ведения своего дела, обучение активной части незанятого населения навыкам ведения собственного дела, повышение квалификации и обмен опытом для работников государственной власти, администраций муниципальных образований и структур поддержки малого предпринимательства, проведение семинаров, бизнес-встреч по вопросам малого предпринимательства, участие в российских и международных конференциях, съездах и других мероприятиях.
Программой предусматривается создание инновационно-технологического центра с целью продвижения продукции инновационных малых предприятий.
Будет оказываться содействие в организации профессиональных гильдий, партнерств, общественных объединений малого бизнеса, развитию молодежного предпринимательства.
Для продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на региональный, межрегиональный рынок будет оказываться содействие выставочно-ярмарочной деятельности.
4. Статистическое и аналитическое обеспечение малого предпринимательства
В рамках направления предполагается реализация мероприятий по статистическому и социологическому обследованию различных категорий субъектов малого предпринимательства и анализ на этой основе уровня развития предпринимательства в целом по области и в отдельных городах и районах, а также прогнозирование экономического развития малого предпринимательства.
Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Кроме того, предусматривается привлечь средства государственной поддержки угольной отрасли и средства федерального бюджета, направляемые на реализацию мероприятий по увеличению занятости населения (далее - средства федерального бюджета), собственные средства государственного фонда поддержки малого предпринимательства Кемеровской области, собственные средства муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и привлеченные средства (предпринимателей, банков, кредитных потребительских кооперативов). Данные средства носят расчетный характер и будут уточнены при принятии соответствующих бюджетов.
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы определяется в объеме 380,3 млн. рублей, в том числе по источникам и по годам (в млн. рублей):
|
Итого стоимость, млн. руб. |
В том числе по годам: |
||
2002 |
2003 |
2004 |
||
Всего, млн. рублей, |
380,3 |
105,13 |
126,08 |
149,09 |
в том числе : |
|
|
|
|
субсидии областного бюджета |
10,06 |
3,0 |
2,0 |
5,06 |
кредиты областного бюджета |
10,0 |
10,0 |
- |
- |
субвенции областного бюджета |
60,0 |
- |
20,0 |
40,0 |
гарантии областного бюджета |
40,0 |
- |
20,0 |
20,0 |
средства государственного фонда поддержки малого предпринимательства Кемеровской области |
11,4 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
средства муниципальных фондов поддержки предпринимательства |
108,9 |
36,3 |
36,3 |
36,3 |
средства федерального бюджета |
26,29 |
20,83 |
2,73 |
2,73 |
средства муниципальных бюджетов |
12,65 |
4,2 |
4,25 |
4,2 |
привлеченные средства |
101,0 |
27,0 |
37,0 |
37,0 |
Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области является получателем субсидий и субвенций областного бюджета.
Приоритетными направлениями расходования средств на реализацию Программы являются формирование инфраструктуры поддержки малых предприятий, развитие системы микрокредитования, создание механизмов гарантий в малом бизнесе, поддержка и развитие эффективных производств, обеспечивающих создание новых рабочих мест и насыщение товарного рынка продукцией местных производителей, развитие предпринимательства в экономически депрессивных регионах области.
Кроме того, реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях привлечения средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.
Основой ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации программ поддержки предпринимательства должно стать выделение по стабильным нормативам средств регионального и местных бюджетов. При этом средства из областного бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для области направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов, преимущественно в форме гарантий. Важнейшим условием конкурсного отбора проектов, подлежащих финансированию, наряду с возвратностью средств является вклад в проект собственных средств предпринимателей в размере не менее 30 процентов от общей стоимости инвестиционного проекта, а для проектов в области производства экспортной продукции - 10 процентов.
Объемы финансирования за счет областного и местных бюджетов на 2002-2004 годы будут уточняться в процессе разработки областного и местных бюджетов на соответствующий год.
Раздел 7. Координация программных мероприятий
Государственным заказчиком Программы является Администрация Кемеровской области в лице департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области.
Программа реализуется в тесном взаимодействии с федеральными, областными органами государственной власти и органами местного самоуправления при их активном участии и при участии предпринимательских структур и их общественных объединений.
Координация деятельности органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления, предприятий и организаций, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляется департаментом инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области, который определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию Программы.
Контроль за ходом выполнения данной Программы осуществляет департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области, направляя ежеквартально информацию о ходе выполнения Программы Губернатору Кемеровской области, Совету народных депутатов Кемеровской области, а также департаменту экономического развития Администрации Кемеровской области.
Раздел 8. Оценка эффективности осуществления Программы
К концу 2004 года в рамках выполнения мероприятий Программы предполагается:
создать более 6000 рабочих мест, в том числе: 2002 год - 1860 рабочих мест; 2003 год - 1980 рабочих мест; 2004 год - 2240 рабочих мест;
увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий сферы малого предпринимательства до 20 процентов (2002 год - 15 процентов; 2003 год - 17 процентов; 2004 год - 20 процентов);
увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 15 процентов (2002 год - 11 процентов; 2003 год - 13 процентов; 2004 год - 15 процентов);
обеспечить трансформацию сфер деятельности в сторону увеличения производства товаров и оказания услуг населению.
Список сокращений (аббревиатур), встречающихся
в тексте Программы
АКО - Администрация Кемеровской области
АКСК - Ассоциация кредитных союзов Кузбасса
ГФПМП - государственный фонд поддержки малого
предпринимательства Кемеровской области
ГФУ - главное финансовое управление Кемеровской области
ДИППП - департамент инвестиционной политики и поддержки
предпринимательства Администрации Кемеровской области
ДВЭС - департамент внешних экономических связей
Администрации Кемеровской области
ДМП - департамент молодежной политики Администрации
Кемеровской области
ДЭР - департамент экономического развития Администрации
Кемеровской области
ДФГСЗН - департамент Федеральной государственной службы
занятости населения по Кемеровской области
ДНВШ - департамент науки и высшей школы Кемеровской
области
КУГИ - комитет по управлению государственным имуществом
Кемеровской области
КОКГС - Кемеровский областной комитет государственной
статистики
КАПБ - Кузбасское региональное агентство поддержки малого
и среднего бизнеса
КТПП - Кузбасская торгово-промышленная палата
КТУ МАП России - Кемеровское территориальное управление Министерства
Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства
МФПМП - муниципальный фонд поддержки малого
предпринимательства
ОЭС - общественно-экспертный совет по малому
предпринимательству
УКТ АКО - управление компьютерных технологий Администрации
Кемеровской области
РМЦ - региональный маркетинговый центр
ФСДН - территориальное агентство в Кемеровской области
Федеральной службы по делам о несосотоятельности и
финансовому оздоровлению
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кемеровской области от 25 марта 2002 г. N 11-ОЗ "Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 27 февраля 2002 г. N 1387)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Кузбасс" N 63, 10 апреля 2003 г., в сборнике "Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области" N 2, февраль 2002 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Кемеровской области от 15 апреля 2003 г. N 22-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона