На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Епифанова М.А. (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги А-350 Чита -Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой на участке км 85+000 - км 105+000, Забайкальский край (номер извещения 0391100002019000033) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.02.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 122 467 570 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.03.2019;
5) источник финансирования - федеральный дорожный фонд, Бюджетная классификация - 108 0409 242 01 92058 243;
6) на участие в закупке подана одна заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
7) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, вводящая участников закупки в заблуждение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Инструкция содержит, в том числе, следующие положения: "В приложение N 4 к документации об аукционе, показатели, отмеченные знаком "*", определяются расчетным путем по формулам, ссылки на которые приведены в обосновании к каждому разделу Требований. При выполнении расчетов и заполнении заявки участником допускается округление значений до сотых долей. Допустимая погрешность показателей может составлять _ 1%.
При формировании первой части заявки участником, значения показателей материала, требования к которым в приложении N 4 к аукционной документации отмечены знаком "1", должны соответствовать другим показателям материала, указанных участником закупки в заявке, при этом участник должен руководствоваться нормативно - технической документацией, указанной в обосновании приложения N 4 к документации об аукционе".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Инструкция, установленная в документации об Аукционе, содержит положения, вводящие потенциальных участников закупки в заблуждение, и не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, Заказчиком в составе письменных возражений не представлено документов и сведений, позволяющих определить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе с учетом вышеуказанных положений Инструкции.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "По гранулометрическому составу крупнообломочные грунты и пески: содержание частиц % по массе: "Крупнообломочные: - галечниковый (при неокатанных гранях - щебенистый) >50; - гравийный (при неокатанных гранях - дресвяный) >50. Пески: - гравелистый >25, - крупный >50, - средней крупности >50 - мелкий >75
- пылеватый >75; Разновидность глинистых грунтов Содержание частиц размером более 2 мм, % по массе: Супесь, суглинок, глина с галькой (щебнем), с гравием (дресвой) или с ракушкой От 15 до 25 включ. Супесь, суглинок, глина галечниковые (щебенистые), гравелистые (дресвяные) или ракушечные Св. 25 до 50 включ; Прочность на сжатие цемента в возрасте 28 сут, МПа, не менее 32,5, Прочность на растяжение при изгибе в возрасте 28 сут, МПа, не менее 5,5, Начало схватывания, мин, не ранее 45, Равномерность изменения объема (расширение), мм, не более 10; Цементно-грунтовая смесь: Предел прочности на сжатие укрепленного грунта, МПа (кгс/см ), не менее 2,0 (20), Предел прочности цемента при изгибе в возрасте 281, сут, МПа (кгс/см2), не менее 4,4 (45), Предел прочности цемента при сжатии в возрасте 281, сут, МПа (кгс/см2), не менее 29,4 (300), Содержание зерен крупностью св. 10 мм, % по массе, не должно превышать 5, Содержание зерен крупностью св. 5 мм, % по массе, не должно превышать 20, Содержание зерен крупностью менее 0,161 мм, % по массе, не должно превышать 20, Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не должно превышать 5, Содержание глины в комках, % по массе, не должно превышать 0,5; Смеси растворные и растворы: Расслаиваемость свежеприготовленных смесей, %, не должна превышать 10, Влажность сухих растворных смесей, % по массе, не должна превышать 0,1, Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более, мм 2,5; Предел прочности цемента при изгибе в возрасте 281 сут, МПа (кгс/см2), не менее 4,4 (45), Предел прочности цемента при сжатии в возрасте 281 сут, МПа (кгс/см2), не менее 29,4 (300), Начало схватывания цемента должно наступать, не ранее, мин 45, Тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой 008 проходило не менее % массы просеиваемой пробы 85".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подана 1 заявка, которая признана Аукционной комиссией соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.02.2019.
Вместе с тем, пунктом 1 документации об Аукционе установлено, что "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, с 1.01.2019 г. зарегистрированными в ЕИС и получившими аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке) www.roseltorg.ru".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя).
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе пеню за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.03.2019 N 19/44/99/96 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2019 г. N 19/44/99/96
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2019