Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кемеровской области
от 2 марта 2000 г. N 15-ОЗ
Областная программа
"Энергосбережение на территории
Кемеровской области до 2005 года"
14 февраля 2005 г.
Законом Кемеровской области от 14 февраля 2005 г. N 21-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт областной программы
Наименование Программы |
областная программа "Энергосбережение на территории Кемеровской области до 2005 года". |
Основание для разработки Программы |
Закон Кемеровской области от 14.01.99 N 9-ОЗ "Об энергосбережении на территории Кемеровской области". |
Заказчик Программы |
региональная энергетическая комиссия (далее - РЭК) Кемеровской области. |
Основные разработчики Программы |
временный творческий коллектив при участии исполнительной дирекции региональной энергетической комиссии. |
Цели и задачи Программы, основные целевые показатели |
создание базы для перевода экономики области на энергосберегающий путь развития; создание нормативной правовой и научно-технической базы для сокращения расходов топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР); снижение нагрузки на бюджет как за счет реализации специальных мероприятий, направленных на снижение оплаты за расходуемое топливо объектами бюджетной сферы, так и на основе проведения их энергетических обследований (энергоаудита); повышение эффективности использования энергоресурсов; введение системы учета и контроля за расходованием ТЭР в жилищно-коммунальном комплексе; развитие и внедрение новых и новейших энерготехнологий, привлечение нетрадиционных источников энергии. |
Сроки реализации Программы |
1-й этап - 1999 - 2000 г. г. 2-й этап - 2001 - 2005 г. г. |
Перечень основных мероприятий и подпрограмм |
Первоочередные мероприятия: создание нормативной правовой базы энергосбережения; оснащение муниципального жилья и объектов бюджетной сферы приборами учета и контроля потребления ТЭР; использование метана дегазации шахт в качестве энергоносителя; создание малых электростанций на базе котельных; перевод автомобилей бюджетной сферы на сжиженный газ; энергосбережение в строительстве; водогрейные котлы без водоподготовки. |
|
Организационные мероприятия: организация энергоаудита энергоемких и бюджетных предприятий и организаций; разработка энергетической политики Кемеровской области до 2010 года; создание информационной инфраструктуры энергосбережения (издание сборника "Энергосбережение в Кузбассе" и другие); мероприятия по сертификации оборудования и продукции. |
|
Инвестиционные мероприятия: мероприятия по энергосбережению в различных сферах народного хозяйства области, осуществляемые при наличии инвестиций заинтересованных юридических и физических лиц. |
Использование Программы, подпрограмм и основных мероприятий |
Администрация Кемеровской области; региональная энергетическая комиссия; НП "Кузбассэлектро"; управление "Кузбассгосэнергонадзор". |
Объемы и источники финансирования, тыс. руб. |
всего 301712 в 1999-2005 г., из них: бюджет - 44 426; ЦСЭС - 257 286; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
ожидаемый экономический эффект - 808 млн. рублей; снижение потребления электроэнергии на 18 процентов; снижение потребления тепловой энергии на 15 процентов; снижение нагрузки на бюджет за счет уменьшения платы на ТЭР на объектах бюджетной сферы не менее чем на 20 процентов; организация новых рабочих мест; формирование общественного сознания в области энергосбережения. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль и координацию работ по выполнению Программы осуществляют: координационный совет по энергосбережению Кемеровской области; региональная энергетическая комиссия; текущее управление - орган, определяемый Администрацией Кемеровской области. |
Введение
Необходимость разработки и реализации Кемеровской областной программы "Энергосбережения на территории Кемеровской области до 2005 года" (далее - Программа) обусловлена следующими причинами:
- постоянно возрастающими удельными показателями потребления энергоресурсов на производство единицы продукции;
- низким уровнем использования топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и общей культуры энергопотребления;
- ростом затрат на производство энергоресурсов из-за ухудшения природных условий при их добыче и транспортировании;
- ухудшающейся экологической обстановкой при использовании ТЭР;
- вступлением в силу федеральной нормативно-правовой базы по энергосбережению, требующей принятия действенных мер по повышению эффективности использования ТЭР во всех отраслях народного хозяйства и создания экономических и правовых условий на региональном уровне, а именно:
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.95 N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года";
- постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства РФ N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" следует читать как "от 2 ноября 1995 г."
- Федерального закона от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении";
- Закона Кемеровской области от 14.01.99 N 9-ОЗ "Об энергосбережении на территории Кемеровской области";
- федеральной целевой программы "Энергосбережение России 1998 - 2005 г. г.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80.
Общей целью разработки и реализации Программы является перевод экономики Кемеровской области на энергосберегающий путь развития на основе создания организационных, экономических, научно - технических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов, снижение удельного уровня их потребления и повышение энергетической безопасности области за счет вовлечения неиспользуемых источников энергии.
Выполнение мероприятий, включенных в Программу, позволит получить новые результаты в производственной, экономической, социальной, политической и частично в экологической сферах.
В производственной сфере:
- повысить эффективность использования энергоресурсов и видов энергии при изготовлении продукции (снизить удельные показатели энергопотребления);
- улучшить контроль и учет за расходованием энергоресурсов;
- создать условия для ускорения технического прогресса в ведущих отраслях промышленности, разработки и освоения новых технологических процессов и конкурентоспособных видов продукции;
- снизить потери при производстве, транспортировании и использовании энергоресурсов;
- улучшить метрологический контроль, надзор и мониторинг за расходом энергоресурсов.
В экономической сфере:
- обеспечить развитие ведущих отраслей народного хозяйства на основе новых технологий и технических решений;
- увеличить приток финансовых ресурсов из других регионов за счет роста продаж энергоресурсов, видов энергии и другой продукции;
- расширить налогооблагаемую базу и увеличить поступление финансовых средств в бюджеты области и органов самоуправления;
- снизить нагрузку на бюджет в части приобретения энергоресурсов для предприятий и объектов бюджетной сферы.
В социальной сфере:
- создать новые рабочие места и повысить занятость населения;
- повысить уровень жизни населения за счет снижения затрат на все виды потребляемой энергии;
- улучшить условия труда;
- сформировать общественное сознание, ориентированное на энергосбережение.
В экологической сфере:
- сократить вредные выбросы в окружающую среду;
- привести качество воздуха, воды и почвы в соответствие с действующими в России экологическими стандартами и правилами;
- повысить эффективность использования недр.
В политической сфере:
- способствовать повышению политической стабильности в области;
- обеспечить выполнение части гражданских прав жителей Кузбасса.
1. Исходные данные для разработки программы
1.1. Состояние и энергоэффективность хозяйственного комплекса
Кемеровской области
Кемеровская область является индустриально развитым регионом, состояние экономики которого в значительной степени влияет на экономику всей России. Здесь сосредоточено 40 процентов всех запасов каменного угля и до 80 процентов углей коксующихся марок, производится около 20 процентов всего отечественного черного металла, много другой продукции.
В 1998 году в области действовало 4713 предприятий разных форм собственности и разнообразных организационно-правовых форм. Топливно - энергетический комплекс области состоит из 48 шахт и 25 разрезов по добыче угля, 8 ГРЭС и ТЭЦ, 2 блок - станций общей мощностью 4866 МВт, 1384 котельных общей тепловой мощностью 17610 Гкал/ч, из которых 1164 коммунального назначения.
Топливно-энергетический баланс Кузбасса в приходной части складывается из следующих статей:
Уголь - 44,2 процента
природный газ - 6,0 процента
Тепло - 12, 7 процента
продукты углепереработки - 19,6 процента
Электроэнергия - 14,8 процента
прочие ТЭР - 2,7 процента
Используемые в народном хозяйстве области ТЭР добываются или производятся на месте (92 процента) и только 8 процентов поступают из других регионов. Большой дефицит существует по электроэнергии - около 26 процентов, который восполняется поставками ее из Восточной Сибири.
Потребление электроэнергии по основным секторам экономики распределяется следующим образом: промышленность - 61 процента, сельское хозяйство - 3 процента, жилищно-коммунальное хозяйство - 8 процентов, транспорт и связь - 3 процента, строительство - 2 процента, прочие отрасли народного хозяйства - 7 процентов, потери в сетях общего назначение - 5 процентов.
Потребление теплоэнергии распределяется так: промышленность - 35 процентов, жилищно-коммунальный комплекс - 51 процент, коммунальные нужды предприятий - 14 процентов.
Наиболее энергоемкими из отраслей промышленности являются угольная промышленность (16,2 процента), черная металлургия (28,6 процента), цветная металлургия (19,4 процента), химия (8 процентов).
Уровень потребления ТЭР отдельными предприятиями сопоставим с потреблением целых отраслей.
За последние годы, начиная с 1991 года, когда в России разразился экономический кризис, постепенно возрастал удельный расход ТЭР на единицу продукции, что объективно вело к повышению ее себестоимости. Так, снижение выпуска продукции на 1 процент по сравнению с 1990 годом привело к повышению удельного расхода электроэнергии: в угольной промышленности - на 1,25 процента, при производстве электростали - на 0,22 процента, ферросплавов - на 1,1 процента, цемента - на 0,43 процента. Эти данные свидетельствуют о том, что стабилизацию работы промышленности можно рассматривать как важнейший резерв энергосбережения.
Другим важным резервом экономии ТЭР является снижение потерь в системах теплоснабжения городов, поскольку эта инфраструктура в Кузбассе - одна из развитых в стране из-за высокой степени урбанизации (до 87 процентов). Расчеты показали, что в целом по всем отраслям народного хозяйства годовой потенциал энергосбережения за счет стабилизации экономики может быть оценен: по электроэнергии - 870 млн. кВт/ч, по тепловой энергии - 1,7 млн Гкал, а в денежном выражении это составит 284 млн. рублей.
1.2. Цели и задачи Программы
Главная цель энергосбережения определена правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области и постановлениями Правительства. Она состоит в переводе, в конечном итоге, экономики Кемеровской области на энергосберегающий путь развития.
Достижение этой цели осуществляется при решении следующих основных задач:
- повышение эффективности использования энергоресурсов;
- рационализация режима потребления ТЭР;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет области и местных органов самоуправления за счет реализации мер, направленных на сокращение платежей за топливо, воду, тепловую и электрическую энергию объектов бюджетной сферы;
- создание конкурентной среды для вхождения новых производителей и поставщиков энергии на рынок энергоресурсов области;
- использование местных и нетрадиционных источников энергии;
- создание экономических, технических и организационных условий для проведения политики энергосбережения в области;
- пропаганда идей разумного и бережного использования энергии;
- создание новых рабочих мест при реализации мероприятий энергосбережения;
- уменьшение выбросов продуктов горения в атмосферу и оздоровление ее на этой основе;
- другие задачи энергосбережения.
В результате решения этих задач предполагается получить экономию на уровне:
по электроэнергии - 2,8 процента в год, что в сумме до 2005 года составит 18 процентов;
по теплоэнергии - 2,5 процента в год, или 15 процентов до 2005 года.
2. Основные положения и механизмы реализации программы
Законом Кемеровской области от 14 февраля 2005 г. N 21-ОЗ в пункт 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Направления и этапы реализации Программы
Основные направления Программы энергосбережения Кемеровской области состоят в следующем:
2.1.1. Создание нормативной правовой базы на основе конституционного определения энергосбережения как вопроса компетенции области. Это позволит создать систему областных законов и других нормативных правовых документов, обеспечивающих практическую деятельность по проблеме энергосбережения всех субъектов области и субъектов права.
2.1.2. Создание финансовых и экономических механизмов для поддержки и стимулирования процессов энергосбережения, в том числе финансового фонда, в виде целевых средств для реализации областной Программы (далее - целевые средства энергосбережения - ЦСЭС).
2.1.3. Поэтапное планирование и осуществление мероприятий по энергосбережению.
2.1.4. Разработка механизмов и структур управления энергосбережением и проведение организационных мероприятий для функционирования системы управления.
2.1.5. Информационное обеспечение процесса выполнения Программы энергосбережения в различных формах (издание бюллетеня "Энергосбережение в Кузбассе" и тому подобное) и формирование общественного сознания.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Кемеровской области на период 2000 - 2002 г. г. (приложение N 1) и федеральной программой "Энергосбережение России", предусматривающей два этапа ее реализации, областную Программу энергосбережения предполагается осуществлять также в два этапа:
1-й этап - 1999-2000 годы;
2-й этап - 2001-2005 годы.
На первом этапе создается нормативно-правовая база, формируется система управления процессом энергосбережения в области, включая целевые средства (ЦСЭС), организуется проведение энергоаудита и информационное обеспечение реализации Программы (издание сборника "Энергосбережение в Кузбассе", привлечение СМИ к освещению процесса энергосбережения и другие), а также начинается работа по реализации части мероприятий, приведенных в приложении N 2 .
На втором этапе продолжается реализация мероприятий, начатых ранее, а также предполагается выполнить мероприятия (приложение N 2), которые обеспечат получение существенного экономического, технического и социального эффектов.
Все мероприятия, включенные в Программу, разделены на три группы: первоочередные, организационные и инвестиционные.
К числу первоочередных отнесены мероприятия, выполнение которых либо уже начато и создан существенный задел, либо имеется разработанная техническая документация, либо они имеют важное значение для формирования бюджетов области и органов местного самоуправления. Они, как правило, характеризуются относительно небольшим сроком окупаемости и направлены в большей своей части на снижение нагрузки на бюджет.
Из разных источников на реализацию первоочередных мероприятий предполагается израсходовать до 2005 года 233015 тыс. рублей, из них из бюджета области 91625 тыс. рублей, или 39,3 процента.
К числу организационных отнесены мероприятия по проведению энергоаудита объектов бюджетной сферы и энергоемких предприятий, созданию информационной структуры, разработке подпрограммы "Энергетическая политика Кемеровской области", а также мероприятия по сертификации оборудования и продукции.
На эти цели предполагается выделить 1857 тыс. рублей, из них из бюджета - 125 тыс. рублей, или 6,7 процента.
К третьей группе отнесены инвестиционные мероприятия с общими предполагаемыми затратами 66840 тыс. рублей, из них из бюджета 100 тыс. рублей, или 0,15 процента (без учета подпрограммы энергосбережения в угольной промышленности и энергетике). Реализация этих мероприятий зависит от наличия инвестиций и заинтересованности в них как областной Администрации и органов местного самоуправления, так и юридических и физических лиц.
Всего из различных источников финансирования за период 1999 - 2005 г. г. предполагается освоить 301712 тыс. рублей, из них из бюджета 91850 тыс. рублей, или 30 процентов, из централизованных средств энергосбережения - 153200 тыс. рублей, или 51 процент, из других источников - 56662 тыс. рублей, или 19 процентов.
На первом этапе реализации Программы (1999 - 2000 г. г.) основной экономический эффект предполагается получит за счет снижения удельных расходов ТЭР на производство продукции на основе продолжающегося процесса стабилизации экономики области и роста объемов производства.
Общий экономический эффект в результате осуществления Программы до 2005 года составит 808 млн. рублей, экономическая эффективность - 2,67 рубля на один вложенный рубль.
2.2. Научно-техническая деятельность
Основная задача по научно-технической деятельности состоит в создании условий как для широкого применения на практике уже имеющихся разработок по проблемам энергосбережения и способных принести существенную экономию ТЭР в различных отраслях народного хозяйства, так и в стимулировании разработок принципиально новых технологий и средств, составляющих основу прогресса в конкретных областях науки и техники.
Для решения этой задачи необходимо создать банк данных имеющихся и перспективных разработок по энергосбережению. На основе поставленной задачи были сформулированы принципы, использованные при разработке мероприятий Программы:
- применение принципиально новых средств и технологий;
- повышение производительности оборудования за счет модернизации и замены выбывающих мощностей агрегатами нового поколения;
- применение для энергосбережения отдаленных поселков (особенно Горной Шории) газогенераторов, работающих на древесном топливе;
- введение прогрессивных технических нормативов и средств контроля за их использованием (установка тепло- и водосчетчиков, систем централизованного учета и регулирования энергопотребления, освоение производства двухтарифных электросчетчиков, проведение энергоаудита зданий и сооружений тепловизорами, приборы учета горючего на автомобилях и других);
- рациональное размещение предприятий и компоновка оборудования для уменьшения потерь транспортировке энергоносителей (совершенствование системы теплоснабжения городов);
- использование новых материалов и конструкций, снижающих потери тепла (производство элементов теплоизоляции труб и отходов производства ферросилиция, новые конструкции окон и дверей строящихся зданий и другие).
При содействии органов власти предполагается наладить обмен технической информацией через структуру Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашений" с привлечением ведущих научных учреждений Сибири и Сибирского отделения Российской академии наук.
В подпрограмме "Учет и энергосбережение" предусмотрено создание демонстрационной зоны на примере жилых кварталов городов Юрги, Кемерова, Междуреченска.
2.3. Направления инвестиционной деятельности
Основной целью инвестиционной деятельности Кемеровской области в области энергосбережения является привлечение средств для реализации мероприятий Программы.
Для привлечения инвестиций по проектам энергосбережения создаются правовые и организационные условия для осуществления кредитной деятельности коммерческих банков и других организаций, а также для эмиссии ценных бумаг, проведения облигационных займов и других средств и механизмов привлечения средств.
Инвестиционная деятельность в области осуществляется на основе Закона Кемеровской области от 14.01.99 N 9-ОЗ "Об энергосбережении на территории Кемеровской области" и Закона Кемеровской области от 25.07.99 N 56-ОЗ "О привлечении инвестиций в экономику Кемеровской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Кемеровской области N 56-ОЗ "О привлечении инвестиций в экономику Кемеровской области" следует читать как "от 21 июля 1999г."
Отбор инвестиционных проектов осуществляется на конкурсной основе в соответствии специально разрабатываемым для этой цели и утверждаемым Администрацией области положением.
2.4. Нормативно-правовое обеспечение
Его целью является создание организационных, правовых и технических норм, обеспечивающих проведение мероприятий по энергосбережению.
Государственное регулирование органами власти Кемеровской области правовых отношений осуществляется на признании за областью конституционного права на законотворчество по энергосбережению как вопросу собственной компетенции.
Другие органы, участвующие в создании нормативной базы, такие как региональная энергетическая комиссия (РЭК), управление "Кузбассэнергонадзор" и другие принимают решения в пределах своих полномочий и по своим вопросам ведения.
2.5. Управление Программой
Управление областной Программой энергосбережения осуществляется из необходимости согласованных по энергосбережению в масштабах всей России. По этой причине структура управления принята в соответствии с рекомендациями федеральной программы "Энергосбережение России".
Схема управления утверждается Администрацией области и будет совершенствоваться в ходе выполнения Программы и формирования нормативной правовой базы.
Координацию работ по Программе осуществляет Администрация области через координационный совет по энергосбережению, а управление энергосбережением - орган, определяемый решением Администрации.
2.6. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
Намечаемые мероприятия и проекты обеспечиваются финансированием с использованием следующих источников:
средств федерального бюджета;
средств областного бюджета;
средств российских и иностранных инвесторов;
областных целевых средств энергосбережения (ЦСЭС);
собственных средств предприятий;
средств муниципальных бюджетов;
других источников, не противоречащих законодательству.
Средства федерального и областного бюджетов, передаваемые для реализации Программы, как целевые средства энергосбережения, являются государственной поддержкой.
Операции с бюджетными средствами регулируются бюджетным законодательством федерального и областного уровня.
Кроме государственной поддержки участников Программы # реализуются различные экономические и финансовые механизмы, в том числе:
тарифное и ценовое регулирование с дифференцированием тарифов;
стимулирование работ по энергосбережению путем предоставления налоговых и иных льгот, предоставление гарантий под кредиты и займы и тому подобное;
рыночные механизмы (кредитование, финансовый лизинг и другие).
Действие этих механизмов регламентируется нормативными правовыми актами, принимаемыми компетентными органами.
2.7. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение учитывает все необходимые аспекты, виды, уровни и формы информации. Оно реализуется через инфраструктуру накопления, анализа и выдачи информации, а также через сборник "Энергосбережение в Кузбассе", выставки и тому подобное.
Ориентация населения в проблемах энергосбережения в быту и на производстве осуществляется путем публикации в средствах массовой информации материалов по проблемам энергосбережения. Намечено проведение циклов обучающих программ для населения. В учебных заведениях вводится преподавание дисциплин и курсов по энергосбережению.
Пропаганда идей энергосбережения реализуется через организацию конференций, семинаров, симпозиумов и других.
Информационное обеспечение входит в Программу как одна из подпрограмм с финансирование в объеме 570 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.