Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кемеровской области
от 22 апреля 2002 г. N 21-ОЗ
Региональная целевая программа "Экология и природные ресурсы
Кемеровской области" на 2002-2004 годы
Паспорт региональной целевой программы "экология и природные ресурсы
Кемеровской области" на 2002-2004 годы
Наименование Программы |
Региональная целевая программа "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2002-2004 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Программа разработана на основании распоряжения Администрации Кемеровской области от 16.10.2001 N 806-р |
|
В Программе учитываются основные требования Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" |
Государственный заказчик, директор Программы |
Администрация Кемеровской области, первый заместитель Губернатора Кемеровской области |
Основные разработчики |
Департамент рационального природопользования и природоохранной деятельности Кемеровской области, комитет природных ресурсов по Кемеровской области |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики области |
Сроки реализации Программы |
Программа предусматривает реализацию первоочередных мероприятий на 2002-2004 годы |
Перечень подпрограмм |
"Минерально-сырьевые ресурсы", в том числе |
"Метан Кузбасса"; | |
"Обеспечение экологической безопасности"; | |
"Рациональное использование, восстановление и охрана водных объектов" (за счет части средств от платы за пользование водными объектами) | |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Государственное учреждение "Областной комитет природных ресурсов", предприятия, организации, научные и проектные учреждения Кемеровской области |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- Повышение обеспеченности экономики области минерально-сырьевыми ресурсами; |
- улучшение экологической обстановки за счет снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов неочищенных стоков в водные объекты; | |
- обустройство водоохранных зон водных объектов; | |
- предотвращение затопления и разрушения берегов рек; | |
- повышение надежности гидротехнических сооружений; | |
- водоохранные и водохозяйственные мероприятия | |
Объемы и источники финансирования по этапам |
- Общий объем финансирования на 2002-2004 гг. - 2291,56 млн. руб., в том числе на 2002 год - 622,57 млн. руб.; на 2003 год - 765,27 млн. руб; на 2004 год - 903,72 млн. руб. |
Средства областного бюджета 2002 года - в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - 400,0 млн. руб., части платы за пользование водными объектами - 81,7 млн. руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 140,87 млн. руб. | |
Система организации и контроля за выполнением Программы |
Организация выполнения программных мероприятий возлагается на департамент рационального природопользования и природоохранной деятельности Кемеровской области, который подготавливает материалы к организации тендеров для отбора исполнителей мероприятий, производит уточнение объемов работ, обеспечение составления сметы расходов |
Обеспечение финансирования мероприятий |
Финансирование мероприятий производится из областного бюджета за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, части платы за пользование водными объектами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Выделение средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. |
Введение
Региональная целевая программа "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2002-2004 годы (далее - Программа) направлена на сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Кемеровской области (далее - область) в условиях динамического развития, а также решение приоритетных экологических проблем с целью снижения негативного техногенного воздействия на природную среду и здоровье населения области.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться за счет целевых средств областного бюджета, поступающих в его доходную часть в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, части платы за пользование водными объектами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В областном бюджете на очередной год с учетом фактической инфляции, изменения ставок платы и фактического освоения средств по подпрограммам будет предусматриваться объем финансирования мероприятий Программы по подпрограммам, который будет ежегодно корректироваться, исходя из реальной ситуации.
Формирование инвестиционных проектов Программы осуществлялось совместно с департаментами по развитию жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, промышленности, управлениями строительства, транспорта и связи Администрации Кемеровской области. Учтены предложения комитета природных ресурсов по Кемеровской области, Центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Кемеровской области и других специально уполномоченных органов природно-ресурсного блока.
Анализ исходного состояния проблем. Состояние минерально-сырьевой базы
В основе экономики области лежит следующая ресурсная база: минеральные, водные, земельные, трудовые и финансовые ресурсы. Для Кемеровской области, промышленность которой во многом основана на производстве и потреблении минеральных ресурсов, состояние их имеет ключевое значение. За пределы области вывозятся уголь, алюминиевое сырье, для дальнейшей переработки - свинцово-цинковые концентраты, золото. На предприятия области завозится более 50 видов минерального сырья, хотя почти все потребляемое в области сырье имеется в недрах.
На территории области детально разведано и учтено Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации около 500 месторождений различных полезных ископаемых. Среди них имеются месторождения и проявления полезных ископаемых, дефицитных для России. Это уран, хром, титан, марганец, фосфориты, тальковые руды.
Так как наш регион сырьевой, основная налогооблагаемая база - это горнодобывающие предприятия области. Перспективы развития горно-добывающих предприятий прямо зависят от проведения геолого-разведочных работ. Однако минерально-сырьевая база области в последние годы оказалась в сложном положении в связи с недостаточностью финансирования геолого-разведочных работ. И как следствие, в недалеком будущем горно-добывающие предприятия могут оказаться на "голодном пайке". В то же время заинтересованность горно-добывающих предприятий в проведении геолого-разведочных работ проявляется лишь в тех случаях, когда имеется какая-либо информация о месторождении.
Правовой основой формирования подпрограммы геологического изучения недр "Минерально-сырьевые ресурсы" является Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.11.2000 N АН-61/6314 "О Положении о государственной программе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории субъекта Российской Федерации".
Введение с 2002 года нового законодательства по недропользованию в части отмены отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с горно-добывающих предприятий меняет систему финансирования геолого-разведочных работ на территории области. С 1 января 2002 г. после вступления в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" исчезает целевой источник финансирования подпрограммы геологического изучения недр.
Отмена с 2002 года целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, который являлся источником по формированию и использованию средств, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы области, также меняет порядок формирования подпрограммы геологического изучения недр.
Подпрограмма геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы "Минеральные - сырьевые ресурсы" на 2002 год сформирована по принципу концентрации бюджетных средств на объектах и мероприятиях, имеющих стратегическое значение для области, и является документом по регулированию работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы области, направленным на качественное улучшение ресурсов важнейших видов полезных ископаемых. Общая сумма финансирования в 2002 году по подпрограмме составляет 140 868,00 тыс. рублей.
Подпрограмма состоит из следующих разделов:
А. Работы долговременного характера - уголь, нефть и газ, черные, цветные, легирующие и редкие металлы, благородные металлы, неметаллы, научное обеспечение геологических работ.
Б. Оптимизация золотодобычи в Тисульском и Чебулинском районах.
В. Опытно-промышленная установка по добыче золота методом кучного выщелачивания.
Г. Метан Кузбасса.
Уголь. Кузбасс является уникальным угольным бассейном. По марочному составу в его пределах имеется весь известный спектр углей - от бурых до антрацитов. Общие ресурсы углей в Кузбассе оцениваются около 600 млрд. тонн. По результатам разведочных работ, на 1 января 2000 г. на государственном балансе числится 57,0 млрд. тонн углей, разведанных по промышленным категориям.
Формально обеспеченность запасами угля действующих и проектируемых предприятий более чем достаточна. Однако значительная часть указанных запасов по ряду причин в настоящее время к отработке нерентабельна. Особенно это касается коксующихся углей. В связи с реструктуризацией угольной отрасли за короткий период было закрыто 35 угольных предприятий, в том числе добывающих коксующиеся угли - 29.
Важным фактором, обеспечивающим долговременное развитие отрасли, является сбалансированность объемов добычи, промышленных и балансовых запасов. Дисбаланс этих показателей неизбежно ведет к необходимости корректировки стратегии развития области.
Нефть и газ. По совокупности геологических данных, Кузбасс по типу нефтегазоносных бассейнов отнесен к рифтовым бассейнам. Он имеет все признаки присутствия углеводородного сырья.
В результате проведенных геофизических работ и обработки полученных материалов в пределах Кузнецкой котловины выделено несколько перспективных площадей на обнаружение нефтегазовых ловушек. В 2002 - 2005 годах планируется продолжить работы по проведению глубокого структурного бурения в зоне Салаирского надвига, также планируется начать работы по добыче метана из угленосных пластов. Объективными предпосылками широкомасштабной промысловой добычи местного газа в Кузбассе является наличие эффективных технологий извлечения метана из угольных пластов и огромные его ресурсы в недрах угольного бассейна (13 трлн. куб. м).
Черные металлы. На территории области расположено около двух третей всех разведанных запасов марганцевых руд России, большая часть которых расположена на Усинском месторождении. До недавнего времени продукты переработки марганцевых руд поступали на заводы области из ближнего зарубежья, поэтому остро стоит вопрос обеспечения промышленности области местным сырьем. По материалам полевых геолого-съемочных и поисковых работ в юго-западной части Горной Шории выделен марганцеворудный район. В пределах данного района известно около 200 рудопроявлений и проявлений марганцевых руд. Прогнозные запасы насчитываются в пределах 120 млн. тонн окисленных руд. В условиях дефицита марганцевого сырья в Кузбассе и в России целесообразность и необходимость вовлечения в освоение новых перспективных марганцевых месторождений являются обоснованными.
Золото. В последние годы складывается крайне сложная обстановка в золотодобывающей отрасли. В связи с децентрализацией отрасли, ее приватизацией были остановлены шахты и рудники, которые отрабатывали рудные месторождения золота, ликвидировался ряд предприятий по добыче россыпного золота. По россыпному золоту обеспеченность запасами действующих предприятий составляет около 5 лет. В то же время подготовленные запасы россыпного золота в объеме 10 тонн оказались на территории государственного заказника "Кузнецкий Алатау".
Кроме того, в подпрограмме "Минерально-сырьевые ресурсы" введен раздел Б "Оптимизация золотодобычи в Тисульском и Чебулинском районах" на основании решений коллегии Администрации Кемеровской области.
Раздел В "Опытно-промышленная установка по добыче золота методом кучного выщелачивания" предусматривает отработку технологии обогащения золота методом кучного выщелачивания на Кундатском месторождении и изучение возможности применения метода на других золоторудных месторождениях области.
Неметаллы. Подпрограммой предусматривается изучение беложгущегося глинистого сырья, проявление черных известняков, оценка месторождений тремолитов, месторождение минеральных вод.
Научно-исследовательские работы. Данные виды работ включают мероприятия, которые являются неотъемлемой частью геолого-разведочных работ. Их результаты могут иметь значение как для выполнения конкретных геологических заданий, так и для завершения полного цикла работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит увеличить поисково-разведочные работы, что обеспечит необходимый уровень прироста полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом и добычей полезных ископаемых. При вовлечении в отработку новых выявленных и оцененных месторождений полезных ископаемых увеличится доходная часть бюджета.
Экологическая ситуация по состоянию на 2001 год в области остается сложной. Активизация деятельности промышленных предприятий в 1999-2000 годах, рост регионального валового объема выпуска продукции в среднем на 20% в 1999 году, на 8,7% в 2000 году сопровождаются существенным увеличением антропогенного воздействия на окружающую среду. По элементам природной среды это представлено нижеследующим образом.
Атмосферный воздух. Проблема загрязнения атмосферного воздуха - одна из наиболее острых экологических проблем области. Суммарная масса выбросов загрязняющих веществ за 2000 год от стационарных источников (общее количество их - 17 490, из них 13 510 организованных от 1 509 предприятий, стоящих на учете) составляет 1 206,676 тыс. тонн при лимите выбросов 1 102,061 тыс. тонн.
По отношению к предыдущему году увеличение в целом составляет 122,369 тыс. тонн. Основное увеличение выбросов дают топливная промышленность (на 94,358 тыс. тонн) в связи с уточнением источников выброса метана, металлургия (на 14,880 тыс. тонн) за счет увеличения выпуска продукции, энергетика и жилищно-коммунальный сектор (на 0,902 тыс. тонн) за счет увеличения количества сожженного топлива.
В территориальном разрезе к городам с наибольшим загрязнением, характеризующимся как высокое, при ранжировании в доле от валового выброса области относятся: Новокузнецк (43,7%), Белово (7,3%), Ленинск-Кузнецкий (5,7%), Кемерово (5,6%), Мыски (5,6%), Междуреченск (4,6%).
В отраслевом разрезе к основным загрязнителям относятся выбросы металлургии (36,2 %), топливной промышленности (27,2 %), автотранспорта (18,5%), энергетики (17,2 %). Высокий уровень выбросов в атмосферу взвешенных веществ сохраняется от предприятий жилищно-коммунального хозяйства в городах Междуреченске, Осинники, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевске, Киселевске.
В структуре выбросов загрязняющих веществ преобладают оксид углерода (36,2 %), углеводороды (22,2 %), диоксид серы (11,4 %), оксид азота (8,3 %), относящиеся к газообразным веществам.
Выбросы от передвижных источников составляют 274,266 тыс. тонн, в том числе от автомобильного транспорта - 246,237 тыс. тонн, железнодорожного транспорта - 27,376 тонны, воздушного транспорта - 0,653 тонны. Основная доля в выбросах от передвижных источников представлена автомобильным транспортом (89,8%).
По данным УГИБДД УВД Кемеровской области, абсолютный рост автотранспорта составляет по отношению к 1999 году 3,1% (13347 ед.). Увеличение объема выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составляет 6,6 тыс. тонн (2,8%), представленное в большей доле городами Кемерово, Анжеро-Судженском, Междуреченском, Кемеровским районом.
В личном пользовании находится 82,7% от общего количества транспортных единиц. Доля автомобилей с дизельными двигателями составляет 13,2%, автомобилей с бензиновым двигателем - 86,8%.
В атмосферу поступает свыше 200 различных веществ, которые в большинстве своем являются высокотоксичными и канцерогенными (3,4 бенз(а)пирен, различные соединения металлов, кремния, цианиды, фториды, широкий спектр углеводородов, включая летучие органические соединения).
К причинам сохранения высокого уровня выбросов вредных веществ в атмосферу относятся: рост физического износа основных фондов промышленных предприятий, изношенность (и отсутствие) газоочистного оборудования на котельных, нарушение технологии в топливно-энергетическом, жилищно-коммунальном комплексах. Только в жилищно-коммунальном хозяйстве области насчитывается 1406 котельных с различным уровнем механизации, морального и физического износа, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Все это наряду с часто повторяющимися неблагоприятными для рассеивания метеорологическими условиями обуславливает высокий уровень загрязнения воздуха в приземном слое городов и районов.
Основным методом решения данной проблемы является оптимизация системы теплоснабжения. При этом за счет закрытия нескольких котельных, являющихся наиболее интенсивными источниками загрязнения атмосферного воздуха, тепловые нагрузки переключаются на одну модернизованную котельную, что позволяет увеличить эффективность сгорания топлива, значительно сократить выбросы в атмосферу, механизировать углеподачу, золоудаление. За счет использования температуры отходящих дымовых газов увеличивается производительность котельных, а экономия топлива составляет от 5 до 10 процентов.
Другим направлением снижения выбросов в атмосферу является переход на водоугольное топливо - один из основных источников энергии на ближайшее будущее. Состоит оно из 60% мелкой угольной фракции (в том числе отходов углей), на 1% из присадки-пластификатора, а остальное - вода (могут использоваться технические стоки). Перевод малых котельных на новый вид топлива даст не только значительную экономию средств, возможность использовать угольные отходы, но и сокращает выбросы в атмосферу.
Программой предусмотрены мероприятия по переводу коммунальных котельных на водоугольное топливо, переводу автотранспорта на газ.
Водные ресурсы. Большая часть промышленного потенциала (60%) и населения (65%) области сосредоточена в бассейне реки Томь - основном источнике водоснабжения и главном водоприемнике сточных вод. Среди рек России с наибольшими экологическими проблемами река Томь оценивается как "сильно загрязненная".
Наиболее водоемкими отраслями народного хозяйства в области являются энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, черная и цветная металлургия. Доля водопотребления из бассейна реки Томи в общем объеме водопотребления по области составляет 77%.
Общий объем водоотведения за 2000 год составляет 2 202,2 млн. куб.м, в котором доля загрязненных стоков составляет 36,3%, объем стоков нормативно-чистых, без очистки, представленный в основном стоками энергетического комплекса, - 62%. По отношению к 1999 году отмечается снижение объема водоотведения сточных вод на 6,815 млн. куб.м.
Масса сброса загрязняющих веществ в водные объекты за 2000 год составляет 499 171,6 тонны, что на 10 337,6 тонны меньше уровня 1999 года. В доле загрязняющих веществ преобладающими являются нитраты, азот аммонийный, фосфор общий, фтор.
Снижение отведения сточных вод и загрязняющих веществ связано с сокращением водопритока шахтно-рудничных вод на предприятиях угледобывающей промышленности городов Березовский, Ленинск-Кузнецкий, Анжеро-Судженска, Новокузнецка и других, а также временным отсутствием сбросов шахтно-рудничных вод ряда ликвидированных предприятий угледобывающей промышленности в городах Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Кемерово.
К наибольшим загрязнителям относятся предприятия: ЗАО "Водоканал", ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", г. Новокузнецк; МП "Управление водно-канализационного хозяйства", ОАО "Шахта им. Кирова", г. Ленинск-Кузнецкий; ОАО "Кемвод", ОАО "Азот", г.Кемерово.
Забор воды на нужды жилищно-коммунального хозяйства в целом по области составляет свыше 810 млн. куб.м в год (свыше 35 % от общего водопотребления), доля использования поверхностных вод - 40%. При этом качество питьевой воды во многих населенных пунктах не отвечает санитарно- гигиеническим нормам.
Объем отводимых стоков жилищно-коммунального хозяйства составляет свыше 350 млн. куб. м (около 16 % от общего объема водоотведения), доля объема нормативно-очищенных сточных вод жилищно-коммунального хозяйства в общем объеме нормативно-очищенных отводимых стоков - 11%, неочищенных сточных вод и недостаточно очищенных - соответственно 36% и 53%.
В области имеется 55 коммунальных сооружений по очистке сточных вод мощностью 1273 тыс. куб. м в сутки, протяженность канализационных сетей составляет 3089,7 километра. Ежесуточно по ним проходит 1272,9 тыс. куб. м жидких стоков. Удельный вес сточных вод, пропускаемых через очистные сооружения, к общему объему сточных вод составляет по области 91,4%. Однако существующие технологии очистки сточных вод на действующих сооружениях не обеспечивают их очистку до требуемых нормативов. Необходимо внедрение новых технологий с применением систем доочистки. Очистные сооружения в городах Белово, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченске, Осинники, Прокопьевске, Киселевске, Топки работают со значительной нагрузкой. Практически во всех рабочих поселках и сельских населенных пунктах отсутствуют очистные сооружения, а существующие технологии на действующих сооружениях не обеспечивают очистку сточных вод до требуемых нормативов. Например, в Новокузнецком районе сложилась крайне неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды с высоким бактериальным загрязнением (коли-индекс 230000 при норме 1000) сбрасываются на территорию села Сосновка и территорию зоны санитарной охраны 2-го пояса водозабора города Новокузнецка. Это является нарушением требований СанПиН 4630-88 "Охрана поверхностных вод от загрязнения" и СанПиН 12.1.4.027-95 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения".
В рабочем поселке Трудармейский Прокопьевского района стоки сбрасываются в канализационный коллектор птицефабрики "Горнячка", которая должна через станцию перекачки сбрасывать их в очистные сооружения рабочего поселка Краснобродский. Напорный коллектор более 20 лет не работает, и все стоки сбрасываются в лог, тем самым нанося вред окружающей природной среде, загрязняя поверхностные и подземные воды.
Отставание строительства очистных сооружений канализации от развития систем водоснабжения привело к тому, что в настоящее время объем подаваемой в сеть воды превышает пропускную способность очистных сооружений канализации на 500 тыс. куб. м в сутки. По этой причине в водоемы области сбрасывается до 8% неочищенных, 70% недостаточно очищенных и только 22% нормативно-очищенных стоков.
Сброс в поверхностные водоемы неочищенных и недостаточно очищенных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод привел к тому, что вода в большинстве створов водозаборов непригодна в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения. Особенно большое загрязнение имеет река Томь - главная водная артерия Кузбасса, основной источник водоснабжения и в то же время приемник сточных вод.
Одна из проблем по очистке сточных вод - огромные площади, занимаемые иловыми картами, которые создают опасность загрязнения окружающей среды и в большинстве своем перегружены. В целях решения этого вопроса необходимо внедрение на очистных сооружениях технологий обезвоживания осадка. Нарушение земель, отходы производства и потребления. В области ежегодно образуется в среднем около 45 млн. тонн отходов производства 1 - 4-го классов токсичности и свыше 400 - 500 млн. тонн нетоксичных отходов, представленных в большей степени вскрышными породами. Образование твердых бытовых отходов (отходы потребления) составляет ежегодно свыше 1,5 млн. куб. м.
Так как компоненты отходов потребления (макулатура, стекло, полимеры, металлолом) относятся к вторичным ресурсам, то организация сортировки отходов потребления позволит увеличить процент их использования до 80-85 процентов.
Переработка отходов производства при наличии технологий остается на низком уровне. При ежегодном образовании, например, таких отходов, как отработанные шины, в количестве свыше 15 тыс. тонн (10,7 тыс. куб. м), илового осадка очистных сооружений сточных вод, в количестве 30,5 тыс. тонн (23,4 тыс. куб. м), в области не ведется их утилизация.
Техногенные нарушения, связанные с добычей полезных ископаемых, привели к наиболее сильным и необратимым изменениям геологической среды в Кузбассе и представлены отвалами вскрышных пород, отходов углеобогащения, терриконами, карьерными полями, отстойниками и неравномерными просадками земной поверхности. Всего в области нарушено свыше около 100 тыс. га земель, рекультивировано за все годы менее 20,0 тыс. га.
Состояние биологических ресурсов. Загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почв не могло не сказаться на состоянии биологических ресурсов Кемеровской области. Многие виды животных и растений, ранее обычных для нашего региона, перешли в разряд редких и исчезающих. В Красную книгу Кемеровской области вошли 124 вида животных и 152 вида растений и грибов.
Сохранение биологического разнообразия является одним из приоритетных направлений природоохранной политики области, а главный путь к достижению разнообразия видов и сохранению генофонда - это развитие системы особо охраняемых природных территорий (далее -ООПТ). Сегодня ООПТ занимают около 15 % территории области, из них около 7 % - областного значения (зоологические заказники). Однако часто эти территории обозначены только на карте и не выполняют возложенных на них задач. Уровень финансирования ООПТ не позволяет полностью укомплектовать их квалифицированными кадрами, обеспечить надлежащую охрану, провести необходимые научные исследования.
В области выявлено более 100 единичных уникальных объектов, которым следует придать соответствующий статус памятника природы и взять их под охрану.
Рациональное использование, восстановление и охрана водных объектов
Ситуация с гидротехническими сооружениями (далее - ГТС), число которых в области насчитывает свыше 3 тысяч, критическая. Многие из них находятся в аварийном состоянии, что не позволяет обеспечить безопасную их эксплуатацию, особенно в период прохождения паводков. Необходимо выявление бесхозных аварийных ГТС с последующей их ликвидацией, для чего требуется продолжение проведения инвентаризации всех ГТС.
Водные объекты на большем протяжении требуют обустройства водоохранных зон, необходимо обустройство зон санитарной охраны головных водозаборов.
Размыв берегов рек Томь, Урюп, Кондома, Кия представляет угрозу жизнедеятельности целых районов, поселков и населенных пунктов. Существующие темпы проведения берегоукрепительных работ являются неудовлетворительными.
Сложившаяся ситуация с водоснабжением и канализованием, улучшением состояния водных объектов может быть решена только при реализации комплекса мероприятий в составе региональной целевой программы за счет части средств от платы за пользование водными объектами.
Обеспечение населения качественной питьевой водой - одна из важнейших задач жизнеобеспечения населения Кузбасса. От ее качества зависит состояние здоровья людей, уровень санитарно-эпидемиологического благополучия, степень комфортности и, следовательно, социальная стабильность в обществе.
Общая ситуация, сложившаяся в последние годы в городах и поселках области и в первую очередь в угольных регионах, требует пересмотра основных вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности человека в бытовых условиях.
В большинстве населенных пунктов отсутствуют единые системы водоснабжения с полным комплексом водоочистных сооружений. Водоснабжение поселков осуществляется из артезианских скважин, малых рек, озер, прудов. Эти системы имеют производительность от 10 до 50 куб.м/час и в подавляющем большинстве не имеют установок водоподготовки.
Состояние водоохранных зон большинства водных объектов, используемых для водоснабжения, является неудовлетворительным. Отсутствуют проекты обустройства водоохранных зон, не установлены и не закреплены их границы.
По результатам лабораторного контроля в створах открытых хозяйственно-питьевых водозаборов, более 20% проб не отвечают гигиеническим нормам по микробиологическим показателям и более 37% проб - по санитарно-химическим. Причина высокого загрязнения - сброс в водоемы неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод из-за перегруженности очистных сооружений канализации и коллекторов, а также несовершенной схемы очистки.
Вышеизложенное позволяет интегрально выделить наиболее значимые экологические проблемы, решение которых является приоритетным на 2002-2004 годы:
недостаток перспективных площадей месторождений полезных ископаемых с оцененными прогнозными запасами, которые могут выставляться в дальнейшем на конкурсы для эксплуатационной разведки и добычи минерально-сырьевых ресурсов;
неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Кузбасса, за счет выбросов предприятий черной, цветной металлургии и жилищно-коммунального хозяйства и автомобильного транспорта;
неудовлетворительное состояние в сфере обращения с отходами потребления и производства;
неудовлетворительное состояние водных объектов-источников питьевого водоснабжения;
неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений на водных объектах.
Цели и задачи программы
Целью Программы, исходя из учета сложившейся ситуации, является повышение обеспеченности экономики области минерально-сырьевыми ресурсами в условиях экономического роста и снижение техногенной нагрузки на окружающую природную среду.
Выбор приоритетных направлений решения проблем проведен с ориентацией на:
повышение обеспеченности экономики области минерально-сырьевыми ресурсами;
поэтапное завершение строящихся природоохранных объектов;
включение объектов, в том числе переходящих, с интенсивной динамикой освоения средств и планируемой их реализацией не более чем в трехлетний период;
решение неотложных задач в сфере обращения с отходами, в первую очередь - с отходами потребления;
обустройство водоохранных зон рек;
повышение безопасности гидротехнических сооружений, берегоукрепление и расчистка русел рек;
мероприятия по улучшению экологической обстановки Беловского водохранилища;
обустройство зон санитарной охраны головных хозяйственно-питьевых водозаборов;
лесовосстановительные работы в городских лесах;
сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий областного значения;
создание и функционирование территориальной системы экологического мониторинга;
развитие экологического образования, распространение достоверной экологической информации средствами массовой информации, развитие общественных экологических движений.
Задачи, подлежащие решению для достижения указанных целей, включают:
интенсификацию геолого-разведочных работ на перспективных к промышленному освоению площадях;
внедрение современных методов разведки и добычи полезных ископаемых;
завершение строительства и реконструкции очистных сооружений населенных пунктов и промышленных предприятий в верхнем течении реки Томь (третья очередь очистных сооружений канализации города Междуреченска, строительство второй очереди очистных сооружений канализации города Новокузнецка, реконструкция очистных сооружений Чистогорского свинокомплекса и канализации города Ленинск-Кузнецкий, строительство очистных сооружений аэропорта в городе Кемерово), а также в городах Топки, Киселевске и других населенных пунктах области;
расширение сети установок локальной доочистки питьевой воды коллективного пользования;
разработка и изготовление пилотной установки автоматизированного мусоросортировочного комплекса по переработке твердых бытовых отходов мощностью 627,5 тыс. куб. м в год на существующей базе машиностроительных предприятий области;
внедрение технологии обработки и утилизации осадка сточных вод на ОАО "Кемвод" мощностью 376,5 тыс. куб. м./год;
внедрение технологии по утилизации отработанных шин на базе ФГУП ПО "Прогресс" мощностью 15 тыс. тонн в год (10,7 тыс. куб. м в год);
создание цехов и установок общей мощностью 1600 тыс. тонн/год по экологически безопасному использованию отходов обогащения углей, в том числе в 2002 году - 460 тыс. тонн в год;
модернизация и установка пылегазоочистного оборудования на котельных;
перевод автотранспорта на газомоторное топливо.
Перечень подпрограмм и работ по реализации программы
Программные мероприятия определены с учетом сложившейся эколого-социально-экономической ситуации на территориях муниципальных образований в рамках предоставленных программ городов и районов, а также остротой тех или иных проблем в целом для области.
По комплексному охвату решаемых задач Программа состоит из 3 подпрограмм.
При включении мероприятий в состав подпрограмм учитывались сведения о месте и сроках проведения мероприятия, заказчике, ожидаемых результатах, финансовом обеспечении каждого мероприятия, наличии проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы, готовность органов местного самоуправления оказать финансовую и организационную поддержку реализации проекта.
Мероприятия приведены в Перечне мероприятий региональной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2002-2004 годы и с учетом решаемых задач в подпрограммах соответственно в приложениях N 1-6.
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы обеспечивается за счет целевых средств областного бюджета в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, части платы за пользование водными объектами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Размеры прогнозных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов на 2002 год для муниципальных образований сформированы исходя из принципа возмещения экономического ущерба от фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещенных отходов производства и потребления за 2000 год по результатам согласований государственной статистической отчетности.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов определена путем умножения ставок платы (базовый норматив платы в пределах установленных нормативов с коэффициентами экологической значимости по компонентам природной среды) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов на величину каждого вида загрязнения и суммирования полученных произведений. Общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду для области составляет 177,0 млн. рублей (81%) в ценах 2001 года.
Для перевода размеров платы в цены 2002 года использован коэффициент индексации 1,13 (увеличение на 13 %).
Прогнозные платежи за негативное воздействие на окружающую среду на 2002 год с учетом изложенных принципов формирования составляют 200,0 млн. рублей в рамках процентной доли Кемеровской области (81%). В доходную часть бюджета также включено поступление задолженности за загрязнение окружающей среды в размере 200 млн рублей. Итого средства экологического фонда - 400 млн. рублей.
Прогнозная величина платы за пользование водными объектами в соответствии со ставками платы, установленными Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами", составляет 479,81 млн. рублей. На финансирование мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов в областном бюджете запланированы средства в размере 81,7 млн. рублей.
С целью сбалансированного обеспечения экономики области приростом запасов минеральных ресурсов Программой предусмотрены соответствующие мероприятия на сумму 140,87 млн. рублей.
Таким образом, прогнозная величина средств на финансирование Программы на 2002 год составляет 622,57 млн. рублей.
В целом для реализации мероприятий Программы на 2002-2004 годы требуется финансирование из областного бюджета - 2291,56 млн. рублей, в том числе на 2002 год - 622,57 млн. рублей.
Оценка эффективности осуществления программы
Реализация подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" с выполнением геолого-разведочных и тематических работ должна обеспечить по категориям Р1+С2+С1 прирост запасов угля на 150 млн. тонн, углеводородов на 5 млрд. куб. м, черных металлов (марганец) на 10 млн. тонн, золота на 13 тонн.
В том числе реализация подпрограммы "Метан Кузбасса" по результатам опытно-промышленной добычи метана на первоочередных площадях Ерунаковского и Томусинского районов позволит оценить запасы газа метана в угольных пластах в количестве 3-5 млрд. куб. м. в год.
Экологический эффект, ожидаемый от реализации строительных природоохранных мероприятий по элементам природных сред, составит:
по атмосфере - снижение выбросов загрязняющих веществ на 6 135,7 тонн в год;
по водным объектам - снижение сбросов загрязняющих веществ на 5 897,7 тонны в год; снижение объема сброса неочищенных стоков на 410,4 тыс. куб. м, повышение степени очистки сточных вод, исключение аварийных сбросов неочищенных хозфекальных стоков, улучшение общей санитарно-эпидемиологической обстановки в области;
по земле - снижение негативного воздействия отходов производства и потребления за счет уменьшения объемов и площадей их размещения в связи с их переработкой в количестве 1014,7 тыс. куб. м в год (623,6 тыс. тонн в год); проведение лесовосстановительных работ на площади 418 541 га городских лесов.
Реальный период завершения строительства включенных очистных сооружений канализованных стоков городов Междуреченска, Новокузнецка, Ленинск-Кузнецкий - максимум 3 года при обязательной поддержке бюджетов всех уровней.
Механизм осуществления программы
Работы и услуги по реализации мероприятий Программы намечены к осуществлению на условиях областного государственного заказа за счет целевых средств областного бюджета, поступающих в его доходную часть в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, части платы за пользование водными объектами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
С целью максимального исключения нецелевого использования бюджетных средств предусмотрено обязательное наличие проектов и положительных заключений государственной экологической экспертизы на них для строящихся и реконструируемых строительных объектов, разработка проектно-сметной документации в установленном порядке с перспективной проработкой финансирования будущего строительства.
Организация, формы и методы управления программой
Государственным заказчиком Программы является Администрация Кемеровской области, текущее управление Программой обеспечивается департаментом рационального природопользования и природоохранной деятельности Кемеровской области.
Финансирование мероприятий Программы, перераспределение бюджетных целевых средств (платы за негативное воздействие на окружающую среду, части платы за пользование водными объектами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы) между мероприятиями Программы, корректировка доходной и расходной частей Программы, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляются в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Проверки хода реализации мероприятий Программы должны отражать сроки, объемы выполнения программных мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Расходы на сопровождение Программы предусмотрены в затратах на выполнение мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.