Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 30. Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Для регистрации кандидата, списка кандидатов этот кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
а) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов;
б) сведения об изменениях данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 26 настоящего Закона;
в) первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
2. Собранные в поддержку кандидата, списка кандидатов подписи избирателей или документ, подтверждающий внесение избирательного залога, должны быть представлены кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов местного времени.
3. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
4. Избирательная комиссия вправе обратиться в органы внутренних дел Российской Федерации, органы юстиции Российской Федерации, военные комиссариаты, специализированные учреждения и организации, осуществляющие учет населения, и иные соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 26 настоящего Закона.
5. Избирательная комиссия для проверки достоверности подписей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии, работников аппарата комиссии и привлеченных специалистов.
К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения.
Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности указанных сведений избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
6. Представленные каждым кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписи подвергаются соответствующей избирательной комиссией проверке достоверности. Проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся на подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициатором выдвижения кандидата, списка кандидатов до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
8. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
9. Недействительными считаются:
а) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых расположено за пределами соответствующего избирательного округа;
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органов внутренних дел либо заключении эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом данных либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
з) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, или его доверенного лица, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, названными уполномоченными представителями, кандидатом или его доверенным лицом;
и) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
к) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложениях 1-3 к настоящему Закону.
10. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, то учитывается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктами "з" и "к" пункта 9 настоящей статьи.
12. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
13. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
14. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.
15. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания соответствующей избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока.
16. О результатах соответствующей проверки достоверности подписей избирателей кандидат, уполномоченный представитель избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
17. При проведении выборов депутатов Совета народных депутатов по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего список кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов не проводится, а регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, избирательного залога.
18. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата, списка кандидатов не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
19. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. В случае регистрации кандидата, списка кандидатов на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.
20. Специальный счет для принятия и хранения избирательного залога соответствующей избирательной комиссией открывается и ведется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.