Резолютивная часть решения оглашена 07.05.2019
В полном объеме решение изготовлено 14.05.2019
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Стройресурс", в присутствии:
- представителя ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала" Герасимовой В.О., действующего на основании доверенности N 8/19 от 01.05.2019,
- представителя ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала" Валеевой Н.П., действующего на основании доверенности N 9/19 от 01.05.2019,
- представителя ООО "Реал" Валиевой В.Э., действующего на основании доверенности N Б/Н от 30.04.2019,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.04.2019 поступила жалоба ООО "Стройресурс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту прилегающей территории (0369200017919000009) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 10.04.2019 ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 356 891, 20 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.04.2019 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Стройресурс" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в документации о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Кроме того, в проекте контракта установлены антидемпинговые меры, не соответствующие части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы согласились, представили письменные пояснения и указали, что дополнительные требования к участнику закупки не установлены в связи с неправильным толкованием норм законодательства о контрактной системе. В проекте контракта антидемпинговые требования установлены ошибочно в части предоставления документов, подтверждающих добросовестность участника закупки, тогда как в документации о закупке указанные требования установлены правомерно.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (пункт 2).
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставление следующие документы:
- копии исполненного контракта (договора);
- копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту прилегающей территории, начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 356 891, 00 рублей.
Согласно пункту 5 технического задания вид работ определен как "капитальный ремонт", при этом в разделе 3 локальной сметы N 02-1 определены следующие работы: устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня (поз. 16), устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ (поз. 24), которые свидетельствую о капитальном характере работ. Аналогичные работы предусмотрены п. 13, 15 ведомости объемов работ.
Более того, из пункта 37 информационной карты документации о закупке следует, что заказчиком получено положительное заключение государственной экспертизы, при этом на заседании Комиссии заказчиком предоставлено указанное заключение N 74-1-0211-19 от 20.03.2019, которое также выдано по объекту: капитальный ремонт прилегающей территории ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала" по ул. Труда, 100 Центрального района г. Челябинска".
Кроме того, в отношении работ, являющихся объектом закупки, разработана рабочая документация на капитальный ремонт прилегающей территории.
Таким образом, из документации о закупке, а также представленных заказчиком документов, следует, что объект закупки относится к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Вместе с тем, в нарушение пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 4,5 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке не установлены дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению.
2. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 8 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Как следует из документации о закупке начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 356 891, 00 рублей, что требует установления в документации о закупке, в том числе в проекте контракта условия о предоставлении в качестве антидемпинговых мер обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона.
В нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 26 информационной карты, в пункте 7.1 проекта контракта указано, что антидемпинговые меры могут быть предоставлены в том числе в виде информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта, что прямо противоречит части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Указанное условие исполнения контракт может привести к заключению контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе в случае снижения цены контракта участником закупки ниже порогового значения, указанного в статье 37 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Стройресурс" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64, части 1 статьи 37, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 4,5 статьи 31, части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 мая 2019 г. N 300-ж/19
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2019