Решение арбитражного суда Кемеровской области от 24 апреля 2003 г. N А27-2697/2003-5
(извлечение)
Арбитражный суд Кемеровской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Кузбассэнерго", г.Кемерово, к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г.Кемерово, о признании частично недействительным нормативного акта, установил:
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" просит признать недействительным частично нормативный правовой акт - пункт 5 приложения N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.12.02 N 129 "О тарифах на энергию, отпускаемую ОАО "Кузбассэнерго" потребителям с 01.01.2003г.". Письменное изменение предмета иска в порядке статьи 49 АПК РФ в деле.
Оспариваемым пунктом 5 приложения N 1 к указанному постановлению была выделена группа потребителей "Генераторное напряжение", для которой установлен тариф на электроэнергию в размере 44,122 коп./кВт.ч (без НДС).
Не согласившись в этой части с постановлением, заявитель и его представители в суде ссылаются на нарушение РЭК Кемеровской области статей 4 и 12 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), предусматривающих соблюдение основных принципов при установлении экономически обоснованных тарифов; Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.02 N 49-э/8 (зарегистрированы в Минюсте России 30.08.02, рег. N 3760) (далее - Методические указания), согласно которым определение групп потребителей (покупателей) и критериев их формирования отнесено к компетенции Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Установив новую группу потребителей "Генераторное напряжение", РЭК Кемеровской области вышла за пределы своих полномочий.
РЭК Кемеровской области в отзыве и ее представители в заседании арбитражного суда с требованием ОАО "Кузбассэнерго" не согласились, полагая, что установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 41-ФЗ находится в ведении РЭК.
Кроме того, наличие обращений крупных потребителей энергии, получающих ее непосредственно с шин электрической станции и не использующих сети ОАО "Кузбассэнерго", с просьбой исключить из тарифа на электрическую энергию стоимость услуг по ее передаче, а также с учетом Методических указаний, допускающих возможность установления тарифа на энергию, поставляемую в режиме генераторного напряжения, позволило РЭК Кемеровской области рассчитать и утвердить его величину в тарифном меню на электрическую энергию (п. 5 приложения N 1 к постановлению от 30.12.02 N 129).
Более подробно возражения РЭК Кемеровской области изложены в письменном отзыве от 26.03.03 (в деле).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статье 12 Федерального закона N 41-ФЗ региональные энергетические комиссии наделены полномочиями устанавливать экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию, исходя из принципов названного Федерального закона и основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 (далее - Основы ценообразования), тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей), исходя из:
1) объемов потребления (покупки) электрической и тепловой энергии;
2) режима использования потребителями электрической мощности;
3) категории надежности энергоснабжения.
Этим же пунктом 25 Основ ценообразования определено, что Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает критерии формирования групп потребителей (покупателей) и методические указания, определяющие особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп.
Постановлением ФЭК России от 31.07.02 N 49-э/8 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Согласно пункту 16 Методических указаний ФЭК России определены четыре группы потребителей электрической энергии (мощности): 1) базовые потребители; 2) бюджетные потребители; 3) население; 4) прочие потребители с дифференциацией по трем уровням напряжения: высокое, среднее и низкое.
Группа (подгруппа) потребителей "Генераторное напряжение" (согласно п. 5 приложения N 1) ФЭК России не выделяется.
В соответствии с пунктом 21 информационного письма ФЭК России от 28.01.03 N КГ-239/11 "О разъяснениях к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" введение региональными энергетическими комиссиями подгрупп потребителей с особыми условиями тарифообразования не допускается.
С учетом изложенного судом не принимается довод РЭК Кемеровской области о том, что пунктом 5 приложения N 1 не введена новая группа потребителей, а указан тариф, предусматриваемый Методическими указаниями, поскольку утвержденные четыре группы потребителей (п. 16 Методических указаний) отличаются друг от друга именно тарифами.
Согласно пункту 5 приложения N 1 "Генераторное напряжение" тариф на электроэнергию установлен в размере 44,122 коп./кВтч (без НДС) для потребителей, не использующих сети ОАО "Кузбассэнерго" при получении электроэнергии, то есть для не определенной пунктом 16 Методических указаний новой группы потребителей установлен тариф ниже тарифа, предусмотренного пунктом 4 приложения N 1 "Прочие потребители".
Таким образом, при принятии пункта 5 "Генераторное напряжение" приложения N 1 к постановлению от 30.12.02 N 129 РЭК Кемеровской области вышла за пределы своей компетенции, ограниченной сферой государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию; допустила нарушение установленного порядка утверждения тарифов, в связи с чем были нарушены права и законные интересы ОАО "Кузбассэнерго". Суд решил:
Удовлетворить требование ОАО "Кузбассэнерго" признать недействительным пункт 5 приложения N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.12.02 N 129 "О тарифах на энергию, отпускаемую ОАО "Кузбассэнерго" потребителям с 01.01.2003г.", как не соответствующий статьям 4 и 12 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 24 апреля 2003 г. N А27-2697/2003-5 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был