Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кемеровской области
"Об утверждении региональной
целевой программы "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту
на 2005 год"
от 20 декабря 2004 г. N 110-ОЗ
Региональная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2005 год"
Паспорт
региональной целевой программы "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2005 год"
Наименование программы |
Региональная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 год" (далее - Программа) |
Наименование и дата принятия решения о разработке Программы |
Решение межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 18 мая 2004 года |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Кемеровской области |
Директор Программы |
Первый заместитель Губернатора Кемеровской области Мазикин Валентин Петрович |
Основные разработчики Программы |
Департамент административных органов Администрации Кемеровской области Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области Департамент образования Кемеровской области Департамент науки и профессионального образования Кемеровской области Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области (далее - УФСКН) Главное управление внутренних дел Кемеровской области (далее - ГУВД) Кузбасское управление внутренних дел на транспорте (далее - КУВДТ) Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области (далее - УФСБ) Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУИН) |
Цель Программы | Создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества |
Задачи Программы | Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками; совершенствование антинаркотической пропаганды; создание системы мониторинга распространения наркомании; совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача; подготовка специалистов в области профилактики и лечения наркомании; обеспечение правоохранительной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков |
Важнейшие целевые показатели Программы |
Снижение уровня немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота; снижение уровня преступлений и правонарушений, связанных с потреблением наркотиков |
Срок реализации Программы |
2005 год |
Перечень основных мероприятий Программы |
Профилактика злоупотребления наркотиками: совершенствование методического обеспечения деятельности образовательных учреждений и учреждений социальной сферы по вопросам формирования у детей и подростков антинаркотической ориентации; психологическая реабилитация несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков; организация и проведение мероприятий по наркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни. Лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией: оснащение медицинских учреждений необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием; внедрение в практику современных технологий формирования терапевтической ремиссии; реабилитация лиц, больных наркоманией. Обеспечение правоохранительной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков: оснащение необходимой специальной и криминалистической техникой подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков |
Основные исполнители Программы |
Департамент административных органов Администрации Кемеровской области Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Департамент образования Кемеровской области Департамент науки и профессионального образования Кемеровской области УФСКН (по согласованию) ГУВД (по согласованию) КУВДТ (по согласованию) УФСБ (по согласованию) ГУИН (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
14,0 млн. рублей из средств областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Увеличение выявляемости преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, не менее чем на 5 процентов; увеличение количества медицинских освидетельствований на состояние опьянения и наркотического одурманивания не менее чем на 35 процентов; увеличение социально реабилитированных лиц, больных наркоманией, на 50 человек в год; снижение смертности от передозировок наркотиками не менее чем на 20 процентов; снижение количества детей и подростков в "группе риска" не менее чем на 10 процентов; приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества; уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией; снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков; совершенствование методик лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией; создание единой межведомственной системы сбора, анализа и обобщения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к нему лиц; обеспечение правоохранительной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков |
Организация контроля за выполнением Программы |
Организацию контроля за выполнением Программы осуществляет государственный заказчик Программы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Наркологическая ситуация в Кемеровской области в последние годы остается крайне напряженной. Кемеровская область в настоящее время является одним из неблагополучных субъектов Российской Федерации по уровню распространенности наркомании среди населения. Среди употребляющих наркотические средства и психотропные вещества с немедицинской целью стала возрастать доля потребления так называемых "тяжелых" наркотиков, в первую очередь героина.
По данным департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, на начало 2004 года число лиц, больных наркоманией, находящихся под наблюдением наркологов, составило более 16 тысяч человек. Показатель болезненности наркоманией на 100 тысяч населения увеличился с 443 человек в 2000 году до 568 человек на начало 2004 года.
Как следствие, отмечается увеличение медико-социальных последствий употребления и злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. В первую очередь это резкое возрастание уровня смертности среди больных наркоманией. Также нужно отметить, что среди причин смертности от отравлений по Кемеровской области наркотики с шестого места в 1999 году переместились на третье в 2003 году.
Не менее серьезным последствием наркотизации населения является увеличение количества случаев синдрома приобретенного иммунодефицита. Еще более масштабным становится рост вирусных гепатитов, инфекций, передающихся половым путем, гнойной патологии у наркоманов, циррозов; нередки случаи смерти от туберкулеза на фоне наркомании.
В Кемеровской области зафиксированы десятки наркозависимых новорожденных от матерей, больных наркоманией. Ежегодно увеличивается количество призывников, непригодных для службы в армии из-за обнаружения у них наркомании или токсикомании.
Значительной проблемой также становится увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями, управляющими транспортным средством в состоянии наркотического опьянения.
В 2003 году правоохранительными органами Кемеровской области проведено более 5 тысяч изъятий наркотиков из незаконного оборота, в общей массе 206,9 кг. Зарегистрировано более 5,3 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них 1,4 тысячи тяжкие и особо тяжкие.
Социальная и медицинская актуальность проблемы обусловлена комплексом причин, к которым следует отнести недостаток специализированных служб и специалистов по первичной профилактике и медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, недостаточность имеющегося материально-технического обеспечения, антинаркотического просвещения, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Отсутствие адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании может создать широкомасштабную угрозу безопасности, здоровью и благополучию жителей Кемеровской области.
Практика реализации предыдущей программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год", утвержденной Законом Кемеровской области от 29.12.2003 N 78-ОЗ, показала, что она является эффективным инструментом комплексного решения указанной проблемы.
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов Кемеровской области.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности наркологических медицинских учреждений, активизацию работы по профилактике наркомании.
2. Цели, задачи, срок реализации Программы
Целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Программа рассчитана на 2005 год и предполагает решение следующих задач:
противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками;
совершенствование антинаркотической пропаганды;
создание системы мониторинга распространения наркомании;
совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
подготовка специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
обеспечение правоохранительной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
3. Система программных мероприятий
3.1. Профилактика злоупотребления наркотиками
Профилактика злоупотребления наркотиками заключается в воспитании здорового образа жизни, разработке и тиражировании учебной и методической литературы, программ и мероприятий, направленных на предотвращение употребления наркотиков молодежью и несовершеннолетними. Ежегодно в Кемеровской области выявляется более 5 тысяч детей и подростков, употребляющих психоактивные вещества (наркотики, алкоголь, токсические вещества). Средний возраст употребления наркотиков снизился до 13 лет.
Особенно неблагополучно складывается ситуация в среде учащихся учреждений начального профессионального образования. Данная категория подростков является наиболее уязвимой в результате того, что значительная их часть воспитывается в социально неблагополучных семьях. По данным Министерства образования Российской Федерации, доля приобщенных к потреблению наркотических средств среди учащихся учреждений начального профессионального образования в 5 раз выше, чем среди учащихся школ и в 2,5 раза выше, чем среди студентов вузов.
Программой предусматривается:
использование комплекса различных методов профилактической работы для каждой определенной социальной и возрастной групп;
сосредоточение усилий структур системы образования и их специалистов на развитие здоровой личности ребенка на всех ее уровнях (психофизическом, социально-поведенческом, нравственном);
обеспечение взаимодействия организаций, занимающихся вопросами профилактики наркомании.
Значительная роль в профилактике наркомании отводится учреждениям культуры. Проведение областного конкурса среди учреждений культуры на лучшую постановку работы с трудными подростками по профилактике наркомании будет способствовать организации досуга молодежи.
3.2. Лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией
Мероприятия по лечению и реабилитации лиц, больных наркоманией, позволят улучшить качество оказания наркологической помощи в Кемеровской области.
Создание автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации для наркологических медицинских учреждений Кемеровской области позволит повысить качество оказания медицинской помощи, обеспечит доступность всех видов помощи больным с наркологическими расстройствами. Указанная система также необходима для оценки качества эффективности работы всех наркологических медицинских учреждений Кемеровской области, их деятельности в количественных критериях, оперативного представления информации для принятия решений, формирования государственной статистической отчетности.
Реабилитация наркозависимых в специализированных наркологических реабилитационных центрах является наиболее эффективной. Завершение работ по созданию реабилитационного наркологического центра для взрослых в г. Кемерово со стационарным режимом работы позволит начать полноценную реабилитацию наркозависимых.
Оснащение наркологических кабинетов медицинского освидетельствования для установления состояния наркотического опьянения позволит проводить медицинское освидетельствование на современном оборудовании. В связи с этим необходимо продолжить оснащение кабинетов медицинского освидетельствования для установления состояния наркотического опьянения, эффективно начатого за счет средств программы прошлого года.
В лечении лиц, больных наркоманией, и стабилизации ремиссий хорошо зарекомендовал себя препарат "Антаксон". Закупки данного препарата для лечения наркомании позволят качественно улучшить психофизическое состояние лиц, больных наркоманией, и снизить влечение к наркотикам.
Обучение сотрудников и специалистов, участвующих в профилактических и реабилитационных программах, является важнейшим из компонентов повышения их профессионального уровня. Для внедрения в практику новых здоровьесберегающих программ необходимо подготовить и выпустить методические видеоматериалы.
Среди факторов, способствующих увеличению потребления наркотиков, значительное место занимает проблема их распространения в криминальной среде. Находясь в местах лишения свободы, лица, совершившие преступления, нуждаются в оказании психиатрической и наркологической помощи. В связи с этим необходимо создание палат диагностики и активной терапии для лечения лиц, больных наркоманией, в больницах при исправительных учреждениях в городах Кемерово, Новокузнецке и Мариинске.
Улучшение качества медицинской помощи, в том числе профилактики наркоманий невозможно без этапа экстренной неотложной наркологической помощи. Единственными специализированными лечебными учреждениями в Кемеровской области, оказывающими круглосуточную экстренную наркологическую помощь больным опийной наркоманией, являются областной центр по лечению острых отравлений, расположенный на базе МУЗ "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунcкого" города Кемерово, и зональный центр по лечению острых отравлений городской клинической больницы N 2 города Новокузнецка.
Для осуществления экстренной наркологической помощи необходима круглосуточная экстренная токсико-химическая лаборатория, которая в областном центре требует радикального переоснащения, а в городе Новокузнецке находится в стадии организации.
Укрепление материально-технической базы токсикологических лабораторий выше указанных центров приведет к улучшению качества диагностики неотложных состояний, возникающих у больных с наркоманиями, позволит эффективнее проводить дифференциальную диагностику и лечение и, соответственно, снизить показатели смертности и летальности в группе отравлений наркотическими средствами. Приобретение для станций скорой медицинской помощи антидота "Налоксон" для оказания экстренной неотложной помощи больным с острыми отравлениями наркотическими средствами позволит снизить летальность на догоспитальном этапе.
3.3. Обеспечение правоохранительной деятельности по
борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Мероприятия по обеспечению правоохранительной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков направлены на улучшение материально-технического оснащения правоохранительных органов для наиболее эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркопреступностью.
Для установления признаков уголовного или административного правонарушения необходимо заключение эксперта о принадлежности изъятых объектов к наркотическим средствам или психотропным веществам. Оснащение экспертно-криминалистических подразделений позволит сократить время проведения исследований, проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, повысит эффективность действий на первоначальном этапе раскрытия и расследования преступлений.
В целях улучшения информационного обеспечения и межведомственного взаимодействия правоохранительных органов Кемеровской области в сфере борьбы с распространением наркотиков необходимо продолжить работу по созданию и совершенствованию единой системы сбора, анализа и обобщения информации о потребителях, сбытчиках и перевозчиках наркотиков.
В Кемеровской области в течение года выявляется и доставляется в органы внутренних дел до 10 тысяч детей в связи с безнадзорностью, беспризорностью, бродяжничеством. Кроме того, свыше 1000 несовершеннолетних ежегодно находятся в розыске, как без вести пропавшие. Решением проблемы должно стать создание на базе подразделений по делам несовершеннолетних единой электронной картотеки "Дети улиц", состоящей из информационно-поисковых карт несовершеннолетних с фотоизображением и дактилоскопической информацией. Своевременная идентификация личности ребенка позволит в короткие сроки установить его социальный статус и провести комплекс мероприятий по социальной реабилитации и жизнеустройству.
4. Механизм осуществления Программы
После утверждения Программы и начала ее финансирования, государственный заказчик контролирует ход выполнения мероприятий исполнителями Программы.
5. Координация мероприятий Программы
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, коллегии Администрации Кемеровской области. Результаты выполнения Программы освещаются в средствах массовой информации.
6. Оценка эффективности осуществления Программы
Реализация мероприятий Программы должна способствовать:
увеличению выявляемости преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, не менее чем на 5 процентов;
увеличению количества медицинских освидетельствований на состояние опьянения и наркотического одурманивания не менее чем на 35 процентов;
увеличению социально реабилитированных лиц, больных наркоманией, на 50 человек в год;
снижению смертности от передозировок наркотиками не менее чем на 20 процентов;
снижению количества детей и подростков в "группе риска" не менее чем на 10 процентов;
приостановлению роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращению наркомании и связанной с ней преступности;
уменьшению потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками и наркоманией; оптимизации затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью; снижению уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков;
повышению антинаркотической ориентации общества;
внедрению усовершенствованных методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
обеспечению правоохранительной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
7. Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнем мероприятий Программы.
Сумма расчетных затрат на реализацию Программы составляет 14, 0 млн. рублей.
8. Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Перечень мероприятий Программы |
Финансовые затраты на реализацию мероприятий Программы (тыс. рублей) |
8.1. Профилактика злоупотребления наркотиками |
||
8.1.1 | Организация и проведение мониторинга с целью контроля за уровнем эффективности проводимой профилактической работы |
200,0 |
8.1.2 | Разработка и издание методических материалов по проблемам профилактики наркомании для специалистов образовательных учреждений "Формирование отрицательной позиции к употреблению наркотических и токсических веществ. Теория и практика" |
200,0 |
8.1.3 | Выявление психофизических критериев предрасположенности детей и подростков к употреблению психоактивных веществ |
150,0 |
8.1.4 | Проведение Дня здоровья в образовательных учреждениях под девизом "Будущее без наркотиков" |
75,0 |
8.1.5 | Проведение на базе центров содействия укреплению здоровья Кемеровской области специальных тренингов для детей и подростков группы риска по формированию отрицательной позиции к психоактивным веществам |
100,0 |
8.1.6 | Организация в летний период досуга и работы наркозависимых подростков, стоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Кемеровской области |
500,0 |
8.1.7 | Организация и проведение информационно-методических, обучающих семинаров, тренингов, курсов для руководителей, педагогов, психологов, валеологов, социальных педагогов с целью внедрения передовых разработок и методик, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ |
250,0 |
8.1.8 | Издание информационных материалов по проблеме профилактики наркомании для учреждений начального профессионального образования |
200,0 |
8.1.9 | Проведение областного конкурса среди учреждений культуры на лучшую постановку работы с трудными подростками по профилактике наркомании |
100,0 |
8.1.10 | Проведение областной ежегодной акции, посвященной Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом |
275,0 |
8.1.11 | Создание и размещение рекламных щитов на улицах городов Кемерово, Новокузнецка, Белово, Прокопьевска, Мыски с целью выработки негативного отношения к употреблению психоактивных веществ |
400,0 |
8.1.12 | Формирование тематической видео-, аудиотеки для внедрения в практику новых программ по профилактике употребления психоактивных веществ |
30,0 |
8.1.13 | Проведение областного конкурса плакатов по профилактике употребления психоактивных веществ, издание плакатов для населения |
75,0 |
8.1.14 | Подготовка и издание сборника статей по материалам научно-практической конференции "Новые подходы к профилактике употребления психоактивных веществ" |
40,0 |
8.1.15 | Проведение молодежной антинаркотической акции "Радуга жизни в нас самих" в учреждениях начального профессионального образования |
240,0 |
8.1.16 | Проведение подготовки волонтеров в учреждениях начального профессионального образования "Школа актива" |
160,0 |
8.1.17 | Проведение программы "Спасибо - нет!" в период летнего оздоровительного отдыха детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования |
133,0 |
8.1.18 | Проведение спецкурсов и лекций по формированию здорового образа жизни для педагогических работников учреждений начального профессионального образования |
142,0 |
8.1.19 | Публикация в средствах массовой информации материалов, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками, создание и проведение тематических теле -, радиопрограмм |
250,0 |
8.2. Лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией |
||
8.2.1 | Создание автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации для наркологических медицинских учреждений Кемеровской области |
200,0 |
8.2.2 | Разработка и внедрение целевых обучающих программ, методических материалов для медицинских работников, занятых в области реабилитации наркозависимых |
100,0 |
8.2.3 | Оснащение наркологических кабинетов медицинского освидетельствования для установления состояния наркотического опьянения |
500,0 |
8.2.4 | Приобретение препаратов для лечения лиц, больных наркоманией, для наркологических учреждений Кемеровской области |
200,0 |
8.2.5 | Завершение работ по созданию реабилитационного наркологического центра на базе муниципального наркологического диспансера г. Кемерово |
2000,0 |
8.2.6 | Проведение областного семинара-тренинга для медицинских работников по внедрению новых программ по профилактике употребления психоактивных веществ |
15,0 |
8.2.7 | Создание палат диагностики и активной терапии для наркозависимых осужденных в больницах при исправительных учреждениях в городах Кемерово, Новокузнецке и Мариинске |
500,0 |
8.2.8 | Оснащение экстренных токсико-химических лабораторий областного центра по лечению острых отравлений МУЗ "ГКБ N 3 им. М.А. Подгорбунского" города Кемерово и зонального центра по лечению острых отравлений МУЗ "ГКБ N 2 Святого великомученика Георгия Победоносца" города Новокузнецка для проведения экстренной токсикологической диагностики больным с острыми отравлениями наркотическими средствами |
3 600,0 |
8.2.9 | Приобретение антидота "Налоксон" для оказания экстренной неотложной помощи больным с острыми отравлениями наркотическими средствами на догоспитальном этапе |
400, 0 |
8.3. Обеспечение правоохранительной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков |
||
8.3.1 | Приобретение оборудования для экспертно-криминалистической деятельности |
800,0 |
8.3.2 | Создание единой межведомственной системы сбора, анализа и обобщения информации о потребителях, сбытчиках и перевозчиках наркотиков с использованием банка данных правоохранительных органов Кемеровской области |
1665,0 |
8.3.3 | Создание базы данных "Дети улиц" в информационном центре ГУВД Кемеровской области |
500,0 |
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 110-ОЗ "Об утверждении региональной целевой программы "Комплексные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.