Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
рассмотрев дело N Р 26-10/17, возбужденное в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" (далее - ГБУЗ РК "КРПЦ", Учреждение) по факту распространения в "Диспансерной книжке беременной" рекламы Гемабанка с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии:
- представителей ГБУЗ РК "КРПЦ" - <...>, действующей на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Коми <_>, и <_>, действующей на основании доверенности от 24.10.2017;
- представителя ООО "Информационное агентство "Север" - <_>, действующей на основании <_>;
в отсутствие:
- заявителя - Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения рекламного дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела);
- ООО "ММЦБ", направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества;
УСТАНОВИЛА:
1. В Коми УФАС России поступило обращение Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми N 01-46/221 от 28.07.2017 (вх. N 4169 от 31.07.2017), из которого следует, что Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми по итогам внеплановой документарной проверки выявлено, в том числе использование Учреждением при оказании платных медицинских услуг "Диспансерной книжки беременной".
На одной из страниц "Диспансерной книжки беременной" размещена информация следующего содержания:
"Сегодня трансплантация стволовых клеток является признанной во всем мире методикой лечения онкологических и онкогематологических заболеваний. При некоторых заболеваниях трансплантация стволовых клеток - это единственный выход спасти больного. www.gemabank.ru биострахование новорожденных Именно сейчас Вы можете защитить здоровье будущего ребенка - сохраните его стволовые клетки! Это возможно лишь 1 раз в жизни - при рождении. Услуга сбора и хранения стволовых клеток пуповинной крови сегодня доступна практически всем. Представитель в г. Сыктывкаре <_> Гемабанк Банк стволовых клеток".
По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела N Р 26-10/17 (далее - рекламное дело) в отношении ГБУЗ РК "КРПЦ" по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение N 03-01/9511 от 03.10.2017.
Определением N 03-01/10285 от 26.10.2017 срок рассмотрения дела N Р 26-10/17 продлён до 03.01.2018, рассмотрение дела отложено на 28.11.2017, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ООО "ММЦБ".
Определением N 03-01/11007 от 28.11.2017 рассмотрение дела N Р 26-10/17 отложено на 20.12.2017.
Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК "КРПЦ" в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения в ходе рассмотрения дела N Р 26-10/17, "Диспансерная книжка беременной", в которой размещена рассматриваемая информация, в настоящее время Учреждением не используется.
Представители ГБУЗ РК "КРПЦ" в ходе рассмотрения рекламного дела представили на обозрение Комиссии оригинал "Диспансерной книжки беременной", содержащей, в том числе рассматриваемую информацию, пояснив, что указанная книжка была использована в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, в 2015 году и в 2016 году Учреждение использовало другие диспансерные книжки.
Из письменных пояснений, представленных Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми в материалы рекламного дела, и пояснений, данных 28.11.2017 его представителем - <_> в ходе рассмотрения дела N Р 26-10/17, следует, что "Диспансерная книжка беременной", содержащая рассматриваемую информацию, использовалась Учреждением в период с 02.02.2017 по 15.05.2017.
Таким образом, в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что "Диспансерная книжка беременной", содержащая, в том числе рассматриваемую информацию о Гемабанке, использовалась Учреждением в период с 08.11.2011 по 18.04.2012 и в период с 02.02.2017 по 15.05.2017.
2. Относительно информации о Гемабанке, размещённой в "Диспансерной книжке беременной", использовавшейся в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, установлено следующее.
Согласно положению, установленному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
По смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром признаётся продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
ФАС России письмом N АД/61902/17 от 07.09.2017 (вх. N 5011 от 15.09.2017) представила разъяснения, в том числе относительно рассматриваемой информации.
По мнению ФАС России, информация о предоставляемых организацией "Гемабанк" услугах по трансплантации и хранению стволовых клеток новорожденных формирует интерес к данной услуге, кроме того, в данной информации содержатся выражения (например, "Именно сейчас Вы можете защитить здоровье будущего ребенка_"), направленные на характеристику данной услуги и её продвижение на рынке, соответственно, указанная информация является рекламой.
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения в "Диспансерной книжке беременной";
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: трансплантации стволовых клеток, www.gemabank.ru, услуге сбора и хранения стволовых клеток пуповинной крови, "Гемабанк", формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, рассматриваемая информация, распространенная посредством размещения в "Диспансерной книжке беременной", использовавшейся в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, является рекламой.
Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК "КРПЦ" в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения в ходе рассмотрения дела N Р 26-10/17, "Диспансерная книжка беременной" выдавалась женщинам, заключившим с ГБУЗ РК "КРПЦ" договор на платное оказание медицинских услуг по индивидуальному ведению беременности. "Диспансерная книжка беременной" представляет собой дубликат индивидуальной карты беременной, которая ведётся в лечебном учреждении. Книжки являются именными, в них указываются персональные данные женщин (Ф.И.О., возраст, место жительства, сведения о состоянии здоровья, иное). Книжки хранятся у женщин в течение всего периода беременности. После родоразрешения либо прерывания беременности книжка остаётся в соответствующей медицинской организации. В связи с чем, Учреждение считает, что рассматриваемая информация не является рекламой, поскольку адресована конкретному лицу - женщине, заключившей с Учреждением договор на оказание платных медицинских услуг. Книжки не находились в свободном доступе, хранились в закрытом помещении; только после того, как книжку вручали в руки беременной женщине, книжка могла выйти за пределы Учреждения.
Указанный довод Учреждения Комиссия сочла несостоятельным, в связи с нижеследующим.
Из нормы пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе следует, что одним из признаков рекламы является адресованность неопределённому кругу лиц.
Относительно понятия "неопределённый круг лиц", применяемого в законодательстве Российской Федерации о рекламе, ФАС России в письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 указала, что в данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность её для неопределённого круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределённого круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
ФАС России письмом от 27.06.2016 N АД/43482/16 разъяснила, что под рекламой понимается определённая неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определённого объекта рекламирования, даже если она направляется по определённому адресному списку. Так, например, в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщённый характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляют интерес для неопределённого круга лиц и являются рекламой.
Рассматриваемая информация о Гемабанке носит обобщённый характер, способна формировать интерес к объектам рекламирования не только у конкретной женщины, которой выдана "Диспансерная книжка беременной", но и у иного лица. Кроме того, Учреждение не могло заранее определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.
ГБУЗ РК "КРПЦ" представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, согласно которым тираж выпуска "Диспансерной книжки беременной" составлял 500 экземпляров; строгий учёт выдачи "Диспансерной книжки беременной" Учреждением не ведётся, в связи с тем, что они не относятся к медицинской документации и не являются бланками строгой отчётности.
Учитывая изложенное, рассматриваемая информация о Гемабанке, размещённая в "Диспансерной книжке беременной", распространённой в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, содержит все правовые признаки рекламы.
В силу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг, следовательно, на неё распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (далее - Приказ N 113) и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 N 268 "О введении в действие отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги" (далее - Приказ N 268). Указанные приказы действовали до 25.04.2012.
Приказом N 113 предусмотрено, что медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Простая медицинская услуга - далее неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения".
Приказом N 268 установлено, что к сложной медицинской услуге относится набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле "пациент" + "комплекс простых услуг" = "этап профилактики, диагностики или лечения".
Комплексная медицинская услуга предусматривает набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по формуле "пациент" + "простые + сложные услуги" = "проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения".
В ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", действующего с 22.11.2011, перечислены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе такие как:
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Перечень медицинских услуг утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", вступившим в силу 19.02.2012 (далее - Номенклатура медицинских услуг).
Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделённых на два класса: "А" и "В". Класс "А" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс "В" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Разделы класса "А" обозначают определенный тип медицинской услуги, в том числе:
11 - специальные методы получения исследуемых образцов, доступа и введения;
12 - исследования функции органов или тканей с использованием специальных процедур, приспособлений и методик, не обозначенных в других рубриках, направленных на прямое исследование функции органов или тканей, - медикаментозные и физические пробы, исследование оседания эритроцитов, иммунные реакции, в том числе определение группы крови и резус-фактора, исследование системы гемостаза (за исключением уровня факторов свертывающей системы) и др.
Подразделы класса "A" обозначают анатомо-функциональную область, в том числе: 05 - система органов кроветворения и кровь.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, действовавшим до 30.04.2012, утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, согласно которому медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Указанным перечнем предусмотрены, в том числе работы (услуги) по:
- забору гемопоэтических стволовых клеток,
- транспортировке гемопоэтических стволовых клеток,
- хранению гемопоэтических стволовых клеток.
Приказом Минздрава РФ от 25.07.2003 N 325 "О развитии клеточных технологий в Российской Федерации" утверждены "Инструкция по заготовке пуповинной/плацентарной крови для научно-исследовательских работ", "Инструкция по выделению и хранению концентрата стволовых клеток пуповинной/плацентарной крови человека" и "Положение о Банке стволовых клеток пуповинной/плацентарной крови человека".
Согласно п. 2 "Инструкции по заготовке пуповинной/плацентарной крови для научно-исследовательских работ" абсолютными противопоказаниями для заготовки пуповинной/плацентарной крови для научно-исследовательских работ являются:
- мертворождение или внутриутробная гибель плода;
- пренатальное обнаружение в крови матери - HBsAg, Anti-HCV, Anti-HIV-1 и -2.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама, размещённая в "Диспансерной книжке беременной", использовавшейся в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, является рекламой медицинских услуг и должна распространяться с учётом требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе предупреждению, предусмотренному ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что в рассматриваемой рекламе содержится предупреждающая надпись "Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста", выполненная мелким шрифтом, размещённая с левого края рекламы.
Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК "КРПЦ" в материалы рекламного дела, размер предупреждающей надписи, предусмотренной ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, в рассматриваемой рекламе составляет 6% от рекламной площади.
Как следует из имеющейся судебной практики, рекламное пространство в понимании Закона о рекламе включает в себя не только информацию о товаре, являющемся объектом рекламирования, а всю страницу с одинаковым фоном, воспринимаемую как единое целое (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2011 по делу N А70-749/2011).
Рассчитав площадь предупреждающей надписи, имеющейся в рассматриваемой рекламе, Комиссия приходит к выводу, что её размер меньше предусмотренного ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Так, общая площадь рекламного пространства равна 287 см2, площадь предупреждающей надписи равна 4,44 см2, что составляет 1,55% от всей рекламной площади.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК "КРПЦ" в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения в ходе рассмотрения дела N Р 26-10/17, поскольку в рассматриваемой "Диспансерной книжке беременной" указана лицензия на осуществление медицинской деятельности, выданная 05.06.2008, то можно предположить, что данная "Диспансерная книжка беременной" была изготовлена в период со второй половины 2008 года по начало 2011 года. Документы на поставку или изготовление рассматриваемой "Диспансерной книжки беременной" не сохранились, в связи с истечением срока их хранения. Вопросами изготовления печатной продукции обычно занималась <_> - <_> и по совместительству <_>, которая представляла необходимую информацию для изготовления данной продукции, согласовывала макеты. В связи с тем, что <_>, представить её письменные объяснения Учреждение не может.
Из информации, размещённой в "Диспансерной книжке беременной" следует, что данная книжка изготовлена ООО "Информационное агентство "Север".
Согласно письменным пояснениям, представленным ООО "Информационное агентство "Север" в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Общества в ходе рассмотрения дела N Р 26-10/17, информация по заказу Учреждением печатной продукции, которая сохранилась в ООО "Информационное агентство "Север", датируется 2012 годом; является ли указанная печатная продукция предметом рассмотрения настоящего дела, Обществу не известно, так как в ООО "Информационное агентство "Север" нет сохраненного макета и печатного образца данной продукции. ООО "Информационное агентство "Север" выступало производителем брошюр "Диспансерная книжка беременной" по готовому, предоставленному заказчиком, макету.
Из информации, размещённой на сайте http://gemabank.ru/, усматривается, что услуги Гемабанка оказываются Обществом с ограниченной ответственностью "Международный Медицинский Центр Обработки и Криохранения Биоматериалов" (ООО "ММЦБ").
ООО "ММЦБ" представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, согласно которым Общество не является рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы; договоры о сотрудничестве с ГБУЗ РК "КРПЦ" Общество не заключало.
Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ГБУЗ РК "КРПЦ".
В соответствии со ст. 12 Закона о рекламе рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
Из материалов рекламного дела следует, что документы, опосредующие производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы не сохранились, в связи с истечением срока хранения таких материалов. При таких обстоятельствах установить рекламодателя рассматриваемой рекламы не представилось возможным.
Согласно пунктам 5.4, 5.6 Устава ГБУЗ РК "КРПЦ" непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет главный врач, в компетенцию которого входит осуществление текущего руководства деятельностью Учреждения.
В материалы рекламного дела представлены копии следующих документов: приказа Министерства здравоохранения Республики Коми <_> о назначении <_> (далее - <...>) на должность <_> Учреждения; трудового договора, заключённого с <...>; должностной инструкции <_> Учреждения.
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя - ГБУЗ РК "КРПЦ" и его должностного лица - <_> Учреждения <...>
Из материалов рекламного дела усматривается, что ГБУЗ РК "КРПЦ" и его должностным лицом - <...> Учреждения <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.
Таким образом, ГБУЗ РК "КРПЦ" и <...> Учреждения <...> нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.
В соответствии со статьёй 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год.
Согласно пункту б статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, материалы дела не подлежат передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ГБУЗ РК "КРПЦ" и <_> Учреждения <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ.
3. Относительно информации о Гемабанке, размещённой в "Диспансерной книжке беременной", использовавшейся в период с 02.02.2017 по 15.05.2017, установлено следующее.
Использование Учреждением "Диспансерной книжки беременной", содержащей рассматриваемую информацию о Гемабанке, выявлено Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми по итогам внеплановой документарной проверки.
Как усматривается из материалов проверки, представленных Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми, проверка проводилась по вопросам оказания медицинской помощи конкретному пациенту.
Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК "КРПЦ" в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения 20.12.2017 в ходе рассмотрения дела, использование рассматриваемой "Диспансерной книжки беременной" в период с 02.02.2017 по 15.05.2017 было обусловлено тем, что при постановке женщины на учёт по беременности новые формы диспансерных книжек в кабинете врача закончились, а получить их врач не смогла, поскольку к этому времени у <_>, выдающей диспансерные книжки, завершился рабочий день.
В материалы рекламного дела представлена объяснительная <_>, которая поясняет, что "Диспансерная книжка беременной" была оформлена ею 02.02.2017 после 15.00 часов; пустые обменные карточки в кабинете закончились, получить карту нового образца она не могла, в связи с окончанием рабочего дня у сотрудников, выдающих карточки, поэтому она заполнила на пациентку карточку старого образца, найденную в своём кабинете в шкафу с печатной продукцией.
Согласно пояснениям, данным представителями ГБУЗ РК "КРПЦ" в ходе рассмотрения рекламного дела, в настоящее время рассматриваемая "Диспансерная книжка беременной" не используется; в 2015 году и в 2016 году Учреждение использовало другие диспансерные книжки.
Материалы рекламного дела не содержат сведений об использовании Учреждением после 18.04.2012 "Диспансерной книжки беременной", содержащей рассматриваемую информацию о Гемабанке, при заключении договоров на оказание услуг с иными пациентами, кроме случая, выявленного Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.
Комиссия не располагает доказательствами использования Учреждением в 2017 году рассматриваемой "Диспансерной книжки беременной", содержащей информацию о Гемабанке, с целью продвижения на рынке соответствующих услуг.
Конституцией Российской Федерации в статье 49 установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Применяя по аналогии указанные нормы, учитывая обстоятельства, вследствие которых имело место использование Учреждением в 2017 году рассматриваемой "Диспансерной книжки беременной", Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований полагать, что информация, в том числе о Гемабанке, размещённая в "Диспансерной книжке беременной", использованной в период с 02.02.2017 по 15.05.2017, обладает всеми правовыми признаками рекламы, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
При таких обстоятельствах признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в информации о Гемабанке, размещённой в "Диспансерной книжке беременной", использовавшейся в период с 02.02.2017 по 15.05.2017, отсутствуют.
Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным ГБУЗ РК "КРПЦ" в материалы рекламного дела бланком "Диспансерной книжки беременной", используемой Учреждением в настоящее время.
В связи с добровольным устранением лицом совершённого нарушения Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ГБУЗ РК "КРПЦ" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламу о Гемабанке, распространенную посредством размещения в "Диспансерной книжке беременной" в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ГБУЗ РК "КРПЦ" не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.
Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
______________ <_> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
______________ <_> |
|
|
|
|
|
______________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 декабря 2017 г. N Р 26-10/17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.01.2018