Резолютивная часть оглашена 09.01.2018
В полном объеме изготовлено 12.01.2018 Великий Новгород
Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) в составе:
Виниченко О.С. - руководитель Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Михайлов С.О. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика - Администрации Старорусского муниципального района (175200, г. Старая Русса, Новгородская обл., Советская набережная, д. 1; далее - Администрация) -"_..";
- участника закупки (победитель аукциона) - Общества с ограниченной ответственностью "Классик Стоун" (ИНН 7606067278; 150040, г. Ярославль, пр. Ленина, д. 18/50, оф. 69; далее - ООО "Классик Стоун") - "_..",
рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика - Администрации об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N Ф.2017.111177 от 17.04.2017, заключенного с участником электронного аукциона - ООО "Классик Стоун" по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку гранитных и бронзовых изделий для устройства стелы "Город воинской славы", извещение N 0350300030417000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 03.08.2017,
УСТАНОВИЛА:
18.12.2017 в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика - Администрации поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта N Ф.2017.111177 от 17.04.2017, заключенного с победителем электронного аукциона - ООО "Классик Стоун" по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку гранитных и бронзовых изделий для устройства стелы "Город воинской славы", извещение N 0350300030417000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.08.2017 (далее - Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Руководствуясь пунктом 11 Правил, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) осуществлена внеплановая проверка соблюдения заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта.
В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
03.08.2017 муниципальным заказчиком - Администрацией на официальном сайте было размещено извещение N 0350300030417000005 об осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку гранитных и бронзовых изделий для устройства стелы "Город воинской славы" (начальная (максимальная) цена контракта - 12 050 390,00 рублей).
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 04.04.2017 ООО "Классик Стоун" признано победителем рассматриваемого электронного аукциона.
17.04.2017 между муниципальным заказчиком - Администрацией и победителем электронного аукциона - ООО "Классик Стоун" заключен контракт N Ф.2017.111177 от 17.04.2017 на поставку гранитных и бронзовых изделий для устройства стелы "Город воинской славы" (реестровый номер контракта - 3532200072717000002, цена контракта - 11 497 748,05 рублей; далее - Контракт).
Согласно пункту 1.2 Контракта предметом является поставка гранитных и бронзовых изделий для устройства стелы "Город воинской славы".
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта поставщик обязуется передать заказчику товар, указанный в пункте 1.2 контракта в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к Контракту) и выполнить монтажные работы по установке товара, а заказчик обязуется принять товар и оплатить его.
Согласно пункту 3.2 Контракта поставка товара осуществляется - c даты заключения контракта (17.04.2017) по 15.07.2017.
В соответствии с пунктом 3.2 Дополнительного соглашения к Контракту поставка товара осуществляется - c даты заключения контракта (17.04.2017) по 15.10.2017.
Таким образом, обязательства по Контракту со стороны подрядчика - ООО "Классик Стоун" должны были быть выполнены до 15.10.2017.
Однако, как следует из Сведений, несмотря на требования муниципального заказчика - Администрации об исполнении поставщиком принятых обязательств от 13.10.2017, от 18.10.2017 и от 07.11.2017, обязательства по Контракту были исполнены не в полном объеме, а именно:
- поставка товара осуществлена не в полном объеме;
- монтажные работы по установке товара не выполнены.
Кроме того, факт неисполнения поставщиком принятых по Контракту обязательств подтверждается соответствующим заключением эксперта от 30.10.2017 N 5279.
С даты заключения Контракта до даты принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта между заказчиком и ООО "Классик Стоун" непрерывно велась переписка в части устранения недостатков и замечаний, выявленных в ходе выполнения работ.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 10 статьи 70 Закона контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров;
- отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что обязательства по Контракту от 17.04.2017 не были выполнены, и подрядчиком так и не произведен монтаж товара, муниципальным заказчиком - Администрацией 15.11.2017 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта (далее - Решение об одностороннем отказе).
Из содержания Решения об одностороннем отказе следует, что основанием отказа муниципального заказчика от исполнения Контракта является нарушение подрядчиком - ООО "Классик Стоун" его существенных условий, а именно невыполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
Из письменных объяснений подрядчика - ООО "Классик Стоун" (вх. N 7824 от 26.12.2017 Новгородского УФАС России) по факту неисполнения обязательств по Контракту следует, 12.07.2017 сторонами было заключено дополнительное соглашение к Контракту, в соответствии с которым было определено новое место выполнения работ и установлен новый срок поставки товара и выполнения работ (до 15.10.2017).
После согласования места выполнения работ по Контракту, ООО "Классик Стоун" продолжил выполнять свои обязательства по Контракту и 31.08.2017 подрядчик передал муниципальному заказчику - Администрации бронзовые изделия для стелы.
Однако, при передаче бронзовых изделий подрядчик обнаружил, что работы по устройству фундамента еще не начались.
11.10.2017 и 12.10.2017 состоялась передача ООО "Классик Стоун" муниципальному заказчику гранитных изделий для стелы.
При доставке гранита, подрядчик обнаружил, что фундамент под стелу не готов, о чем был составлен акт 12.10.2017.
Подрядчик неоднократно обращался с письмами от 01.08.2017 N 375, от 09.08.2017 N 393, от 17.08.2017 N 401, от 05.09.2017 N 428, от 18.09.2017 N 431, от 27.09.2017 N 435, от 12.10.2017 N 440 к муниципальному заказчику о готовности и состоянии фундамента, а также о передаче площадки под строительство, однако никаких действий со стороны муниципального заказчика в данной части не совершалось.
В силу неготовности фундамента по состоянию на 12.10.2017, необходимости набора фундаментом прочности, и окончанием срока работ (15.10.2017) ООО "Классик Стоун" предложило Администрации расторгнуть Контракт по соглашению сторон и заключить новый контракт в весенне-летний период.
По мнению ООО "Классик Стоун", муниципальный заказчик свои обязательства по изготовлению и передаче фундамента не выполнил, следовательно, действия Администрации препятствовали дальнейшему выполнению своих обязательств по Контракту со стороны подрядчика.
27.10.2017 ООО "Классик Стоун" приняло решение об одностороннем отказе подрядчика от исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного подрядчик считает, что отказ заказчика от исполнения Контракта заявлен в данном случае неправомерно.
Оценивая Сведения и представленные муниципальным заказчиком - Администрацией и подрядчиком - ООО "Классик Стоун" документы, а также пояснения их представителей, данные непосредственно на заседании Комиссии по рассмотрению Сведений относительно исполнения Контракта, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
17.11.2017 Решение об одностороннем отказе было размещено заказчиком - Администрацией на официальном сайте.
16.11.2017 Решение об одностороннем отказе было направлено в адрес подрядчика - ООО "Классик Стоун", указанный в Контракте (150040, г. Ярославль, пр. Ленина, д. 18/50, оф. 69) заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.11.2017 Администрация получила уведомление почтового отправления "Почта России" о получении 23.11.2017 подрядчиком - ООО "Классик Стоун" Решения об одностороннем отказе.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом муниципальным заказчиком - Администрацией Решении об одностороннем отказе ООО "Классик Стоун" нарушения условий Контракта устранены не были.
Следовательно, исходя из положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе должно было вступить в силу 12.12.2017.
Однако, ранее принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе, в связи с допущенными, по мнению ООО "Классик Стоун", нарушениями условий Контракта со стороны Администрации подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх. N 467 от 27.10.2017, далее - Решение подрядчика об одностороннем отказе).
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 20 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
28.11.2017 решение об одностороннем отказе подрядчика было направлено в адрес муниципального заказчика - Администрации, указанный в Контракте (175200, г. Старая Русса, Новгородская обл., Советская набережная, д. 1) заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.11.2017 ООО "Классик Стоун" получило уведомление почтового отправления "Почта России" о получении 03.11.2017 муниципальным заказчиком - Администрацией Решения подрядчика об одностороннем отказе.
На момент рассмотрения Сведений указанное решение не отменено подрядчиком и не признано незаконным судом.
Следовательно, исходя из положений части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение подрядчика об одностороннем отказе вступило в силу, а сам Контракт считается расторгнутым с 14.11.2017.
Таким образом, действия Администрации по одностороннему отказу от исполнения Контракта не привели к его расторжению по инициативе муниципального заказчика, поскольку Контракт был расторгнут подрядчиком ранее даты вступления в силу Решения об одностороннем отказе (12.12.2017).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Поскольку в данном случае не имел места факт расторжения Контракта по причине одностороннего отказа Администрации от его исполнения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения ООО "Классик Стоун" в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, ООО "Классик Стоун" обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением о признании незаконным Решения об одностороннем отказе.
Определением от 19.12.2017 по делу N А44-10731/2017 Арбитражный суд Новгородской области принял исковое заявление ООО "Классик Стоун" и назначил предварительное судебное заседание и судебное разбирательство на 22.01.2018 в 11 часов 30 минут.
Таким образом, при решении вопроса о включении или невключении сведений о подрядчике - ООО "Классик Стоун" в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не может не учитывать наличие незаконченного длящегося судебного разбирательства (N А44-10731/2017), сторонами которого выступают подрядчик - ООО "Классик Стоун" и заказчик - Администрация и предметом которого является проверка правомерности принятого заказчиком Решения об одностороннем отказе.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку в данном случае решение вопроса о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения Контракта является предметом судебного разбирательства, включение антимонопольным органом Сведений об ООО "Классик Стоун" в реестр недобросовестных поставщиков не может быть осуществлено ранее вынесения Арбитражным судом Новгородской области решения по делу N А44-10731/2017 об оспаривании Решения об одностороннем отказе.
Также Комиссия Новгородского УФАС отмечает, что в действиях Администрации по соблюдению процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта нарушений требований Закона о контрактной системе не содержаться, однако данные действия в силу вышеизложенного к расторжению Контракта со стороны заказчика не привели.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные муниципальным заказчиком - Администрацией Старорусского муниципального района (175200, г. Старая Русса, Новгородская обл., Советская набережная, д. 1) по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N Ф.2017.111177 от 17.04.2017, заключенного с участником электронного аукциона - Обществом с ограниченной ответственностью "Классик Стоун" (ИНН 7606067278; 150040, г. Ярославль, пр. Ленина, д. 18/50, оф. 69) по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку гранитных и бронзовых изделий для устройства стелы "Город воинской славы", извещение N 0350300030417000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 03.08.2017, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии А.Т. Иванов
С.О. Михайлов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 9 января 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2018