Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
в присутствии представителей АО "Корпорация "Комета",
в отсутствии представителя ООО "АБМ-групп" (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.11.2017 N ИШ/57590/17, уведомлением о переносе заседания Комиссии от 16.11.2017 N б/н),
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "АБМ-групп" от заключения договора с АО "Корпорация "Комета" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку ламп и светильников (реестровый N 31705460022) (далее - Аукцион), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
03.11.2017 в Московское УФАС России поступило обращение открытого акционерного общества "Корпорация "Комета" (далее - Заказчик) (вх. N 53616/17) о проведении проверки факта уклонения ООО "АБМ-групп" (далее - Общество) от заключения договора на поставку ламп и светильников.
В заседании представитель Заказчика доводы и требования заявления поддержал.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в заявлении, возражениях на них и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее - Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Из представленных на заседание Комиссии материалов и сведений установлено, что Заказчиком проведен аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку ламп и светильников (реестровый N 31705460022).
Согласно представленным материалам и информации, 17.07.2017 в ЕИС размещено извещение о проведении Аукциона, Аукционная документация. Дата подведения итогов - 22.09.2017; начальная (максимальная) цена договора составляет 5 687 142,38 руб.
Исходя из протокола проведения аукциона от 22.09.2017 N 31705460022-02 участник ООО "АБМ-групп" с ценовым предложением 3 761 556,47 руб. признан победителем Аукциона.
Согласно пункту 17.1 Аукционной документации Заказчик в течение 5 (пяти) дней со дня публикации итогового протокола передает победителю аукциона проект договора, который составляется путем включения в него условий исполнения договора, предусмотренных извещением о проведении аукциона, и цены, предложенной победителем.
Пунктом 17.2 Аукционной документации установлено, что проект договора направляется заказчиком на адрес электронной почты победителя аукциона.
В соответствии с пунктом 17.3 Аукционной документации договор должен быть подписан победителем аукциона и представлен заказчику в течение 10 (десяти) дней со дня размещения итогового протокола в единой информационной системе.
Согласно представленным сведениям, Заказчиком в соответствии с пунктом 17.1 Аукционной документации посредством электронной почты в адрес Общества 27.09.2017 был направлен проект договора.
Обществом в адрес Заказчика был направлен подписанный проект договора, который был получен Заказчиком 04.10.2017.
При этом Обществом в спецификации (приложение к проекту договора) были изменены технические условия, изложенные в заявке на участие в Аукционе и Техническом задании Аукционной документации (в том числе, по пунктам 4, 5, 6, 36, 37, 38). Ряд позиций, предложенных в составе заявки, был заменен на иные. 11.10.2017 представитель Общества был приглашен к Заказчику с целью исправления представленной спецификации. 11.10.2017 Обществом в адрес Заказчика повторно была направлена спецификация, которая также не соответствовала заявке на участие в Аукционе и Техническому заданию. 20.10.2017 Заказчиком в адрес Общества было направлено письмо с требованием о представлении исправленной спецификации. Однако, Обществом данные действия исполнены не были.
Таким образом, ни в срок, установленный пунктом 17.3 Аукционной документации, ни в общий срок для заключения договора, Обществом в адрес Заказчика не был направлен подписанный проект договора со спецификацией, соответствующей поданной заявке и Техническому заданию Аукционной документации.
Доказательств обратного Комиссии не представлено (представитель Общества на заседание Комиссии не явился, письменных пояснений в адрес Управления не направил).
При этом Комиссия учитывает, что все организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в торгах, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре.
Кроме того, реализуя свое право на участие в закупочной процедуре, Общество, согласившись на условия проведения Закупки, подало соответствующую заявку.
В такой конкурентной процедуре заключение договора является уже не правом лица, от которого оно может отказаться, а обязанностью, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
Кроме того, Общество на заседание Комиссии не явилось (16.11.2017, 23.11.2017), письменные пояснения по существу Обращения Заказчика не направило, заинтересованность в заключении спорного договора не проявило, в том числе не подтвердило совершение действий по заключению договора на условиях, предусмотренных Аукционной документацией.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В действиях ООО "АБМ-групп" на этапе заключения договора наличествовало явное отклонение от правил и обычаев делового оборота, а также, по сути, от требований публичного правопорядка, учитывая статус заказчика и проведенную процедуру.
В соответствии с пунктом 17.5 Аукционной документации в случае если победитель аукциона не предоставил заказчику подписанный договор в срок, указанный в пункте 17.3 документации, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора.
Согласно протоколу от 30.10.2017 Заказчиком принято решение о признании ООО "АБМ-групп" уклонившимся от заключения спорного договора.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Комиссия считает, что ООО "АБМ-групп" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что, в итоге, привело к незаключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Подобные действия участника нарушают нормальный ход закупки, поскольку завершение процедуры каким-либо иным образом, кроме как заключением договора, является неприемлемым, что влечет за собой необходимость обращения Заказчика к административному органу.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе предоставление спецификации, не соответствующей заявке и Техническому заданию, а также предоставление Заказчиком возможности на этапе заключения договора (до 30.10.2017) исправления спецификации, приходит к выводу, что факт уклонения ООО "АБМ-групп" от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности, подтверждены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
1. В действиях ООО "АБМ-групп" установлен факт уклонения от заключения договора с АО "Корпорация "Комета".
2. Рекомендовать включить ООО "АБМ-групп" (ИНН: 7733879233, адрес местонахождения: ш. Пятницкое, д. 16, оф. 15, Москва, 125464) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений (но не заключение территориального органа о наличии оснований для включения в реестр) об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 ноября 2017 г. N 2-19-13996/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.01.2018