Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
в присутствии представителя ОАО "РЖД",
в отсутствии представителя ООО "Континент Альфа" (уведомлен надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.11.2017 N ИШ/56594/17, уведомлением о переносе заседания Комиссии от 09.11.2017 N б/н),
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "Континент Альфа" (далее - Общество) от заключения договора с ОАО "РЖД" при проведении конкурентного отбора на право заключения договора выполнения работ по ликвидации деревьев, влияющих на работоспособность технических средств (реестровый N 1101/КОТЭ-ЦСС/17) (далее - Закупка), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
24.10.2017 в Московское УФАС России поступило обращение открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Заказчик) (вх. N 51700/17) о проведении проверки факта уклонения ООО "Континент Альфа" от заключения договора на выполнение работ по ликвидации деревьев, влияющих на работоспособность технических средств.
В заседании представитель Заказчика доводы и требования заявления поддержал.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в заявлении, возражениях на них и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее - Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Из представленных на заседание Комиссии материалов и сведений установлено, что Заказчиком проведен конкурентный отбор на право заключения договора выполнения работ по ликвидации деревьев, влияющих на работоспособность технических средств (реестровый N 1101/КОТЭ-ЦСС/17).
Согласно представленным материалам и информации, 17.07.2017 на сайте http://tender.rzd.ru/, https://www.fabrikant.ru размещено извещение о проведении Закупки, Приглашение к участию в конкурентном отборе (далее - Приглашение). Дата подведения итогов - 13.09.2017; начальная (максимальная) цена договора составляет 423 132,00 руб.
Исходя из протокола проведения конкурентного отбора в электронной форме от 13.09.2017 N 1101/КОТЭ-ЦСС/17/1 в связи с поступлением одной заявки ООО "Континент Альфа" с ценовым предложением 423 122,00 руб. конкурентный отбор признан несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 5.5.2 Приглашения если конкурентный отбор (в том числе в части отдельных лотов) признан несостоявшимся вследствие представления предложения о цене договора (цене лота) только от одного участника, с таким участником может быть заключен договор в порядке, установленном нормативными документами заказчика, по цене, не выше предложенной таким участником при проведении конкурентного отбора.
Пунктом 6.1.2 Приглашения установлено, что победитель должен представить заказчику подписанный им договор в течение 2 (двух) рабочих дней со дня размещения протокола конкурентного отбора на сайтах. Одновременно с договором должны быть представлены сведения в отношении всей цепочки своих собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с приложением подтверждающих документов, а также иные документы, если приглашением к участию в конкурентном отборе предусмотрено их представление на этапе заключения договора.
Согласно пункту 6.1.3 Приглашения в случае если договор заключается с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене или единственным участником, в случаях предусмотренных приглашением к участию в конкурентном отборе, срок для представления заказчику документов, указанных в пункте 6.1.2 приглашения к участию в конкурентном отборе, начинает исчисляться со дня уведомления такого участника о принятии решения о заключении с ним договора.
Согласно представленным сведениям, Заказчиком в соответствии с пунктом 5.5.2 Приглашения посредством электронной почты в адрес Общества 15.09.2017 было направлено письмо от 14.09.2017 N НССДР-487 о решении заключить договор как с единственным участником, сделавшим предложение о цене договора.
Обществом в адрес Заказчика 15.09.2017 направлены реквизиты, ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ, Устав Общества. 18.09.2017 Обществом представлено уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения, карточка предприятия.
Заказчиком после получения указанных документов включил сведения об Обществе в проект договора. Проект договора был направлен почтой в адрес Общества (письмо от 22.09.2017 N НССДР-515).
При этом Обществом в адрес Заказчика 06.10.2017 был направлено письмо, согласно которому Обществом было рассмотрено письмо Заказчика о намерении заключить договор (от 14.09.2017 N НССДР-487), а также направленный Заказчиком проект договора. Однако при выезде на место выполнения работ было выявлено, что Общество не имеет технической возможности для выполнения данного вида работ (к участкам отсутствуют подъездные дороги), в связи с чем Общество отказывается от заключения договора по результатам Закупки.
В связи с изложенным, в целях заключения договора по итогам проведения Закупки Обществу необходимо в срок, предусмотренный пунктами 6.1.2, 6.1.3 Приглашения представить Заказчику в том числе подписанный со своей стороны проект договора, сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров.
Между тем, при рассмотрении настоящего Обращения, представитель Заказчика сообщил, что в указанные выше сроки Общество не представило Заказчику подписанный проект договора, обеспечение исполнения договора, а также требуемые Котировочной документацией документы.
Доказательств обратного Комиссии не представлено (представитель Общества на заседание Комиссии не явился, письменных пояснений в адрес Управления не направил).
При этом Комиссия учитывает, что все организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в торгах, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре.
Кроме того, реализуя свое право на участие в закупочной процедуре, Общество, согласившись на условия проведения Закупки, подало соответствующую заявку.
В такой конкурентной процедуре заключение договора является уже не правом лица, от которого оно может отказаться, а обязанностью, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
Согласно пункту 6.1.6 Приглашения договор заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями приглашения к участию в конкурентном отборе, согласно приложению к приглашению к участию в конкурентном отборе в срок, не превышающий 30 (тридцать) дней с даты размещения протокола конкурентного отбора на сайтах.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что ни в сроки, установленные пунктом 6.1.3 Приглашения, ни в общие сроки заключения договора, участником не был представлен подписанный со своей стороны спорный договор, а также направлен отказ от заключения договора.
Кроме того, Общество на заседание Комиссии не явилось (09.11.2017, 16.11.2017), письменные пояснения по существу Обращения Заказчика не направило, заинтересованность в заключении спорного договора не проявило, в том числе не подтвердило совершение действий по заключению договора, предусмотренных Закупочной документацией.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В действиях ООО "Континент Альфа" на этапе заключения договора наличествовало явное отклонение от правил и обычаев делового оборота, а также, по сути, от требований публичного правопорядка, учитывая статус заказчика и проведенную процедуру.
В соответствии с пунктом 6.1.4 Приглашения если подписанный договор либо сведения и документы, указанные в пункте 6.1.2 Приглашения, не представлены в срок, предусмотренный приглашением, победитель, участник конкурентного отбора, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора.
ООО "Континент Альфа" было осведомлено о наличии подобного порядка.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 10.10.2017 N 1101/КОТЭ-ЦСС/17/2 Заказчиком принято решение о признании ООО "Континент Альфа" уклонившимся от заключения спорного договора.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Комиссия считает, что ООО "Континент Альфа" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что, в итоге, привело к незаключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Подобные действия участника нарушают нормальный ход закупки, поскольку завершение процедуры каким-либо иным образом, кроме как заключением договора, является неприемлемым, что влечет за собой необходимость обращения Заказчика к административному органу.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что факт уклонения ООО "Континент Альфа" от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности, подтверждены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
1. В действиях ООО "Континент Альфа" установлен факт уклонения от заключения договора с ОАО "РЖД".
2. Рекомендовать включить ООО "Континент Альфа" (ИНН: 2277010997, адрес местонахождения: ул. Лисавенко, д. 74, р.п. Тальменка, р-он Тальменский, Алтайский край, 658032) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений (но не заключение территориального органа о наличии оснований для включения в реестр) об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2017 г. N 2-19-13551/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.01.2018