Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Интер" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Детский санаторий "Голубая волна" МЗ КК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Продукты питания (овощи и продукты их переработки)" (извещение N 0318100049117000203) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Строительная компания Интер" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в описании объекта закупки не содержится требование о соответствии конкретному нормативному документу (позиция 1 "Капуста цветная"); 2) установлены требования к упаковке и расфасовке товара (позиция 1 "Капуста цветная"); 3) Инструкция по заполнению заявки не содержит пояснения в отношении знака препинания "," (запятая), что не позволяет подготовить первую часть заявки (позиция 1 "Капуста цветная"); 4) Заказчиком установлены требования к товарам, значения которых могут быть известны после того как товар произведен (позиция 7 "Огурцы консервированные (соленые)"); 5) к участникам закупки предъявляется обязательное требование - обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (п. 52 Информационной карты аукционной документации).
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Детский санаторий "Голубая волна" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Продукты питания (овощи и продукты их переработки)" (извещение N 0318100049117000203).
Начальная (максимальная) цена контракта - 494 156,45 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N п/п |
Наименование |
Соответствие нормативным документам |
Описание и характеристика товара |
1 |
Капуста цветная |
|
Капуста цветная, предлагаемая к поставке, должна соответствовать требованиям действующего стандарта и установленных нормативно - правовых актов на овощи, предназначенные для потребления в пищу в свежем и переработанном виде. |
Указанные требования не противоречат Закону о контрактной системе, так как, Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика указывать в аукционной документации реквизиты конкретных государственных стандартов.
Заказчик не требует от участников закупки указывать в составе заявки конкретные номера государственных стандартов.
Доказательства использования Заказчиком нестандартных показателей при описании объекта закупки Заявитель не предоставил.
Таким образом, документация электронного аукциона не противоречит требованиями Закона о контрактной системе.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N п/п |
Наименование |
Соответствие нормативным документам |
Описание и характеристика товара |
1 |
Капуста цветная |
|
Капуста должна быть упакована непосредственно в ящики, в мешки или в пакеты из полимерных и комбинированных материалов, или в другую тару по нормативному или техническому документу, массой нетто: 5,0-10,0 кг. |
Согласно п. 5.4.2 ГОСТ 33952-2016 "Капуста цветная свежая. Технические условия" капусту упаковывают произвольной массой нетто в потребительскую упаковку из поли-мерных и комбинированных материалов или других материалов, использование которых в контак-те с продуктом данного вида обеспечивает сохранение его качества и безопасности.
По согласованию с потребителем допускается капусту не упаковывать в потребительскую упаковку.
В соответствии с п. 5.4.3 ГОСТ 33952-2016 капусту упаковывают плотно на 2- 3 см ниже края в ящики из древесины по ГОСТ 10131, ГОСТ 11354, ГОСТ 17812, ГОСТ 20463, тару-оборудование по ГОСТ 24831 или другую упаковку, обе-спечивающую ее качество и безопасность.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к упаковке товара не противоречат положениям государственного стандарта.
В свою очередь, ГОСТ 33952-2016 не устанавливает требования к определенной массе нетто, что свидетельствует о нарушении п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Инструкция по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) не позволяет однозначно определить порядок заполнения заявки в части указания характеристики, приведенной в описании товара, с использованием знака "," (запятая), поскольку не содержит порядок применения данного знака при формировании первой части заявки, что нарушает п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N п/п |
Наименование |
Соответствие нормативным документам |
Описание и характеристика товара |
7 |
Огурцы консервированные (соленые) |
|
Массовая доля огурцов, от массы нетто консервов, указанной на этикетке: 65 процентов. Массовая доля зелени и пряностей, от массы нетто консервов, указанной на этикетке - 2,5 процента. Огурцы - целые, однородного размера и конфигурации, чистые, здоровые, не сморщенные, не мятые, по длине: 90 мм. |
В соответствии с п. 5.2.2 ГОСТ 31713-2012 "Консервы. Огурцы, кабачки, патиссоны с зеленью в заливке. Технические условия" требования к физико-химическим показателям консервов приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Значение показателя |
Массовая доля овощей от массы нетто консервов, указанной на этикетке, %, не менее, для: |
|
целых огурцов и кабачков до 90 мм, нарезанных кабачков, ассорти |
55,0 |
целых огурцов и кабачков до 110 мм, патиссонов, нарезанных патиссонов |
50,0 |
Массовая доля зелени и пряностей от массы нетто консервов, указанной на этикетке, %: |
|
огурцов и патиссонов |
2,5-3,5 |
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара по позиции 7 "Огурцы консервированные (соленые)" не соответствуют требованиям государственного стандарта, что является нарушением п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В описании товара установлены конкретные значения показателей, что затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товара, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников закупки предоставлять в заявках конкретные числовые значения, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В п. 52 Раздела 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию - декларируемые участником электронного аукциона сведения о его соответствии следующим требованиям - об обладании участником электронного аукциона исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
На основании п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, установленное Заказчиком требование в п. 52 Раздела 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Интер" обоснованной в части установления требований к товарам, не соответствующих положениям государственного стандарта (позиция 1 "Капуста цветная"); установления требований к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний (позиция 7 "Огурцы консервированные (соленые)"); установления ненадлежащей Инструкции по заполнению заявки.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Детский санаторий "Голубая волна" МЗ КК нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Детский санаторий "Голубая волна" МЗ КК (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 января 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.01.2018