Изготовлено в полном объеме: 31 января 2018 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
- К.А.Бабаева - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
- С.М.Кумратова - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- А.Ю. Салпагаровой - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- А.А. Левченко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- А.А. Шебзухова - специалиста 1 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,
в присутствии представителей заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" - О. (доверенность N 6387 от 22.12.2017 года) и Ч. (доверенность N 6388 от 22.12.2017 года);
в отсутствие:
представителя ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск", надлежаще извещенного о времени и месте заседания, о причинах неявки представителя не сообщившего, рассмотрев дело N 23 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (190000, г. Санкт-Петербург, пр. Большой Сампсониевский, д. 60, литер А ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760, далее - ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск") пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании Обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, д. 11 ИНН 0917021650 ОГРН 1120917002722, далее - ООО "Тепловые сети", Общество) условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а именно в несогласовании неоднократно направленных писем об увеличении годового объема поставляемого природного газа, что повлекло к применению в феврале 2017 года повышенных коэффициентов к оптовой цене на газ и тарифу на транспортировку природного газа,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов или поступление заявлений юридического или физического лица, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
УФАС по КЧР рассмотрена жалоба от 14.06.2017 г. от ООО "Тепловые сети" на неправомерные действия ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", выразившиеся в неправомерном применении повышающего коэффициента при выставлении счета за потребление газа в феврале 2017 г.
В жалобе Общество сообщает, что поставщик природного газа ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" произвел начисление на отпуск природного газа за февраль 2017 г. с применением повышенного коэффициента потребления согласно п.17 Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 04.02.2017) "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", так как нормы потребления газа были завышены.
По мнению ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" ООО "Тепловые сети" нарушили пункт договора в части отбора установленных договором объемов поставляемого газа, вследствие чего считает правомерным применение коэффициентов, предусмотренных п.17 Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 04.02.2017) "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации". Данные штрафные санкции применяются в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с поставщиком.
ООО "Тепловые сети" не отрицают, что ими был завышен лимит потребления газа, но разногласия к договору с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" с требованием увеличения объемов поставки газа не были удовлетворены. Так 13.04.2016 г. ООО "Тепловые сети" направили письмо ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" о согласовании объемов поставки природного газа на 2017 год, данные объемы были утверждены и отражены в договорах поставки газа N 19-3-0005/17 и N 19-3-005/17К.
09.12.2016 г. в адрес Общества от ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" были направленны согласованные договора на поставку природного газа N 19-3-0005/17 и N19-3-0005/17К.
ООО "Тепловые сети", рассмотрев договор поставки газа на 2017 год и не согласившись с его пунктами 21.12.2016 г., направило в ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" протокол разногласий к договору поставки газа на 2017 год. Так же ООО "Тепловые сети" направило письмо в ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" об увеличении годового объема газа по договору поставки газа на 2017 год, а именно с 01 января по 31 декабря 2017 года объем поставляемого газа до 45 123,0 тыс. куб.м., в связи с тем, что согласно постановлению мэрии от 17.10.2016 г. N 623, ООО "Тепловые сети" определены поставщиком горячего водоснабжения микрорайона N13 г. Черкесска, что требует дополнительного расхода газа, но ответа на данное письмо от ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" не поступило.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" частично включило в договор поставки газа на 2017 год условия ООО "Тепловые сети" от 21.12.2016 г., а также частично согласовало протокол разногласия от 21.12.2016 г. Требование об увеличении объемов поставляемого газа, отраженных в протоколе, удовлетворено не было.
Письмом от 23.01.2017 ООО "Тепловые сети" к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" повторно сообщило о вышеуказанной ситуации по микрорайону N13 г. Черкесска, в связи, с чем просило увеличить с 01 февраля по 31 декабря 2017 года объем поставляемого газа до 49 043,8, но и эти требования не были удовлетворены.
Согласно рекомендациям ООО "Газпром межрегионгаз" от 01.03.2017 г. N 03-01-01/2450 о цене поставки газа: "Учитывая, что КЧР ГУП "Теплоэнерго", ООО "Тепловые сети" и т.д. относятся к теплоснабжающим организациям, рекомендуем ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" осуществлять дополнительный объем газа указанным потребителям в период с февраля по декабрь 2017 г. по предельно минимальной цене, установленной уполномоченным органом в сфере государственного регулирования цен и тарифов на газ, с применением к ним К=1,0".
Так же в ходе рассмотрения дела представителями ООО "Тепловые сети" был поставлен вопрос об определении ООО "Тепловые сети" конечным потребителем, без разбивки котельных на категории конечных потребителей. Позиция "Газпром межрегионгаз Пятигорск" по данному вопросу не пояснена.
Усмотрев в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" признаки нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по КЧР своим Приказом N 121 от 05.12.2017 года возбудило дело N 23 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Комиссия считает, что ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" неправомерно выставил счет с учетом коэффициентов предусмотренных пунктом 17 (Правил) к ООО "Тепловые сети".
Определением от 05.12.2017 года дело назначено к рассмотрению.
Представители заинтересованного лица - ООО "Тепловые сети"- поддержали доводы, указанные ранее в жалобе от 14.06.2017 года.
Ответчик ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на заседание не явился и возражения на жалобу не представил.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, Комиссия УФАС по КЧР приходит к следующим выводам.
По материалам анализа рынка по теплоснабжению ООО "Тепловые сети" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению в географических границах г. Черкесска.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
ООО "Тепловые сети" направило стороне протокол разногласий по объемам поставки, который ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" рассмотрел и частично согласовал, но существенные условия договора сторонами не были согласованы.
Ответчиком в феврале 2017 года был превышен объем потребления газа, что повлекло к применению повышенных коэффициентов за перерасход газа. Применение к ООО "Тепловые сети" повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа в РФ, является неправомерным, поскольку данное правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
По аналогичной ситуации за январь 2017 года поставщиком не применены повышающие коэффициенты, что свидетельствует о произвольности и неоднозначности применения норм из правил поставки газа. За этот же период управлением рассматривается дело в отношении поставщика по жалобе КЧ РГУП "Теплоэнерго", к которому коэффициенты применены в обратном порядке. Пояснения по технологии применения коэффициентов также не получены от поставщика.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" является поставщиком природного газа и занимает доминирующее положение на рынке услуг по газоснабжению на территории Карачаево-Черкесской Республики. Взаимосвязанные действия поставщика по отказу (игнорирование разногласий к договору) от увеличения необходимых потребителю объемов газа, понуждение его к превышению предложенных лимитов потребления газа и применение предельных максимальных цен влекут за собой получение поставщиком дополнительных средств. Информация о нанесении ущерба поставщику или потере финансовых средств из-за дополнительных объемов потребления газа заявителем в УФАС по КЧР не представлена.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела N 23 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая в совокупности все обстоятельства дела, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по КЧР,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (190000, г. Санкт-Петербург, пр. Большой Сампсониевский, д. 60, литер А ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Выдать ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (190000, г. Санкт-Петербург, пр. Большой Сампсониевский, д. 60, литер А ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии К.А.Бабаев
Члены комиссии С.М.Кумратов
А.А.Левченко
А.А.Шебзухов
А.Ю. Салпагарова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 19 января 2018 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.02.2018