Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
|
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы - ИП Вагнера Р.Э.: уведомлен надлежащим образом;
в присутствии представителей заказчика - ГБУЗ НСО "ГКБСМП N 2": <....> (по доверенности), <....> (по доверенности);
рассмотрев жалобу ИП Вагнера Р.Э. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Новосибирская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" при проведении электронного аукциона N 0351300048417000396 на поставку продуктов питания (витаминно-минеральный комплекс), размещен в ЕИС 27.12.2017 г., начальная (максимальная) цена контракта 381150,00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Вагнер Р.Э. с жалобой на положения аукционной документации заказчика - ГБУЗ НСО "ГКБСМП N 2" при проведении электронного аукциона N 0351300048417000396 на поставку продуктов питания (витаминно-минеральный комплекс).
Суть жалобы ИП Вагнера Р.Э. заключается в нижеследующем.
Податель жалобы считает, что описание объекта закупки сформулировано заказчиком необъективно в части назначения поставляемой продукции для пищеблоков лечебных учреждений. Узкое назначение товара, по мнению подателя жалобы, может быть использовано заказчиком для произвольного отклонения заявок участников закупки.
В описании объекта закупки содержится указание на наличие у витаминно-минерального комплекса "подтвержденной области применения". Податель жалобы считает, что включение такого требования к поставляемому товару недопустимо, поскольку законодательством и подзаконными актами не предусмотрено документов о подтверждении области применения продукции, а также процедур их получения.
Заказчик предъявил требование о соответствии состава продукта ГОСТ Р 57106-2016. Согласно п. 3.1 указанного государственного стандарта витаминно-минеральные комплексы являются специализированными пищевыми продуктами. Таким образом, продукция, соответствующая ГОСТ Р 57106-2016, должна быть специализированной и пройти государственную регистрацию в этом качестве. Заказчик не установил требования о том, чтобы продукт был специализированным, а также о наличии свидетельства о государственной регистрации продукта. Тем самым заказчик установил противоречивые требования к объекту закупки.
На жалобу ИП Вагнера Р.Э. от заказчика - ГБУЗ НСО "ГКБСМП N 2" поступили следующие возражения.
Заказчик пояснил, что указав в качестве назначения поставляемой продукции - использование в пищеблоках лечебного учреждения, не нарушил ФЗ N 44-ФЗ. Определив назначение закупаемой продукции, руководствовался исключительно своими объективными потребностями, в частности, заказчик установил требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они соответствовали его клинической деятельности для оказания медицинских услуг.
По доводу относительно подтверждения области применения витаминно-минерального комплекса заказчиком возражений не представлено.
ГБУЗ НСО "ГКБСМП N 2" во исполнение п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки использовало показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических, функциональных и качественных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ и услуг, которые предусмотрены: техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. ГОСТ Р 57106-2016 является основным регламентирующим документом по товару "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия". Указанный документ содержит наиболее полную информацию о композиционном составе, области применения, терминах и определениях, методах контроля и технических требованиях к витаминно-минеральным комплексам, используемым при обогащении пищи в рамках соблюдения норм лечебного питания по приказу Минздрава РФ N 395н. Витаминно-минеральные комплексы являются специализированными пищевыми продуктами и в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 должны пройти государственную регистрацию в этом качестве. Однако согласно данным Реестра свидетельств о государственной регистрации на момент размещения закупки и по время рассмотрения настоящей жалобы продукции полностью соответствующей ГОСТ Р 57106-2016 не зарегистрировано. В связи с указанными обстоятельствами, заказчик не применил требование о наличии регистрационного свидетельства.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Описание объекта закупки электронного аукциона N 0351300048417000396 предусматривает, что данный пищевой продукт - витаминно-минеральный комплекс предназначен для обогащения готовых блюд витаминами и минералами (первых, вторых блюд, или напитков), что он будет использоваться в пищеблоках лечебного учреждения. Пациенты Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N2" нуждаются в обогащении рациона питания витаминами и минералам, которые преимущественно они могут получать в пищеблоках данного учреждения здравоохранения.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик определил назначение поставляемого товара исключительно из собственных потребностей, указание в описании объекта закупки назначения товара не противоречит ФЗ N 44-ФЗ и не ограничивает потенциальных участников при подаче заявок.
В описании объекта закупки содержится указание на наличие у витаминно-минерального комплекса "подтвержденной области применения". Исполнение участником требования о подтверждении области применения заведомо невозможно по причине отсутствия в технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требованиях, связанных с определением соответствия поставляемого товара, указаний на область применения витаминно-минеральных комплексов, а также норм о обязательности подтверждения области применения товара каким-либо из способов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик, включив в описание объекта закупки необъективные требования, нарушил ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает ГОСТ Р 57106-2016 основным регламентирующим документом по товару "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия". Указанный документ содержит наиболее полную информацию о композиционном составе, области применения, терминах и определениях, методах контроля и технических требованиях к витаминно-минеральным комплексам, используемым при обогащении пищи. Согласно ст. 24 ТР ТС 021/2011 специализированные продукты подлежат государственной регистрации. Согласно статье 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; государственной регистрации специализированной пищевой продукции; государственной регистрации пищевой продукции нового вида; ветеринарно-санитарной экспертизы. Таким образом, любая пищевая продукция, соответствующая ГОСТ Р 57106-2016, является специализированной и подлежит государственной регистрации. В настоящий момент Реестр свидетельств о государственной регистрации продукции, полностью соответствующей требованиям ГОСТ Р N 57106-2016 "Продукты диетического лечения и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия", не содержит.
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что, установив требование о соответствии поставляемой продукции ГОСТ Р N 57106-2016, заказчик установил заведомо неисполнимое для участников условие, не позволяющее предложить к поставке какой-либо товар. Соответствие ГОСТ Р N 57106-2016 только технических характеристик витаминно-минеральных комплексов не может отвечать установленным требованиям описания объекта закупки заказчика. Заказчиком использован стандарт, разрабатываемый и применяемый в национальной системе стандартизации, не в полном объеме, так как не установлено обязательное требование к товару о его государственной регистрации, а также не установлено требование о представлении документов, подтверждающих такую регистрацию. Комиссия Новосибирского УФАС России считает заказчика нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
При проведении на основании п. 1 ч.15 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок выявлено не было.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Вагнера Р.Э. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГКБСМП N 2" при проведении электронного аукциона N 0351300048417000396 на поставку продуктов питания (витаминно-минеральный комплекс) обоснованной частично (обоснованы доводы: NN 2, 3).
Признать заказчика нарушившим пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33 N 44-ФЗ.
Выдать предписание заказчику и аукционной комиссии об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-21
31 января 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
|
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения N 08-01-23 от 31.01.2018 г. по жалобе ИП Вагнера Р.Э. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГКБСМП N 2" при проведении электронного аукциона N 0351300048417000396 на поставку продуктов питания (витаминно-минеральный комплекс), размещен в ЕИС 27.12.2017 г., начальная (максимальная) цена контракта 381150,00 рублей,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику - ГБУЗ НСО "ГКБСМП N 2" необходимо:
Прекратить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать, подтверждение области применения закупаемого витаминно-минерального комплекса.
Прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать требование о государственной регистрации специализированной пищевой продукции и представлении документов, подтверждающих государственную регистрацию, если закупается продукция, к которой установлено требование о соответствии ГОСТ Р N 57106-2016.
Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением N 08-01-23 от 31.01.2018 г. и настоящим предписанием.
Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0351300126617000582 в соответствии с ФЗ N 44-ФЗ.
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ НСО "ГКБСМП N 2"необходимо:
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 16.02.2018 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его внесения.
Примечание:
Согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 января 2018 г. N 08-01-23
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2018